Папки-передвижки

Методическая разработка «Использование межпредметных связей на уроках черчения»

Ирина Нечипоренко
Методическая разработка «Использование межпредметных связей на уроках черчения»

1. Введение

Когда приступают к изучению какого-либо предмета,

умы учеников должны быть к этому подготовлены

Я. А. Коменский

Цель межпредметных связей состоит в обучении учащихся умениям самостоятельно применять знания из разных предметов при решении новых вопросов и задач.

Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

Публикация «Методическая разработка „Использование межпредметных связей на уроках черчения“» размещена в разделах

Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи – одна из основных образовательных функций межпредметных связей.

Важно для взаимосвязи предметов и явлений материального мира для взаимного использования знаний, умений и навыков объединение черчения, трудового обучения, геометрии, изобразительного искусства, физики, астрономии и других предметов.

Основная цель на уроках черчения : формирование системы взглядов и представлений о мире и его закономерностях (дидактика материального представления, технического мышления и пространственных представлений.

Общие задачи при изучении черчения :

- умение анализировать форму и конструкцию изображения предметов, их величину, пропорции, определять положение в пространстве;

- формирование развития пространственных представлений;

- развитие наблюдательности, внимания, глазомера, характерных признаков предмета;

- выработка аналитического мышления;

- формирование умений воплощать свою идею в конкретную форму;

- умение изображать предмет с натуры.

Межпредметные связи позволяют при изучении нового материала опираться на ранее изученные знания в других предметах, выделять опорные, «сквозные» для ряда предметов понятия, ведущие идеи, к которым систематически возвращаются учителя разных курсов, последовательно раскрывая их отдельные стороны.

2. Основная часть

Настоящий ученик учится развивать

неизвестное с помощью известного

и тем самым приближается к учителю

Гёте И.

Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в технологическом обучении и воспитании школьников. Знание только своего предмета не дает возможности хорошего творческого обучения. Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он не работал, хорошо знает, что от создания активности в обучении во многом зависит успех урока. Необходимо создать интерес, который ведет к активной деятельности учащихся. Благодаря применению на практике знаний из других областей науки их навыки конкретизируются, становятся более жизненными. Технологическая деятельность обогащает жизненный опыт школьников, дает им конкретный материал, который в дальнейшем используется для формирования научных понятий и обобщений, раскрытия научных закономерностей. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся. С помощью многосторонних межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

При использовании технологического подхода в разработке отдельного курса по черчению следует фиксировать межпредметные связи различного типа

ВОЗМОЖНЫЕ СОПУТСТВУЮЩИЕ межпредметные связи Создания интегрированных курсов

НЕОБХОДИМЫЕ ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ межпредметные связи "как цель" Требуют предварительного изучения в другом предмете

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ

межпредметные связи "как результат" Предметы, нуждающиеся в изучении содержания графической грамотности

Имея в качестве основного объекта изучения прямоугольное проецирование, аксонометрические проекции предмет «Черчение» использует элементы знаний из других предметов для понимания и демонстрации собственных положений, теорий и т. п. Элементы содержания других учебных предметов, характеризующие какую-либо действительность с других позиций, могут стать основой для параллельного рассмотрения действительности, для создания интегрированных курсов. Например «Компьютерная графика» (информатика + черчение, «Занимательное черчение» (физика, математика + черчение). «Дизайн проекты» (технология + черчение).

Такие и аналогичные им взаимосвязи можно и нужно реализовывать. Это позволит существенно повысить уровень понимания, глубину изучения содержания учебных предметов : черчения, информатики, физики, астрономии, математики, технологии.

Более важную роль для конкретного предмета играют целевые межпредметные связи, так как без их реализации изучение рассматриваемого учебного материала считается невозможным.

Межпредметные связи "как цель" в курсе черчения могут быть реализованы с такими предметами как математика, физика, астрономия, биология, анатомия, технология. При изучении вопросов, связанных с проецированием следует приводить разнообразные примеры из различных предметных областей. Например, использование технологической обработки металлов и необходимость учитывать человеческий фактор при этой обработке. Устройство и действие механизмов сборочной единицы и др.

Реализация межпредметных связей "как результат" необходима для обеспечения преподавания другого предмета. Выполнение чертежей, графиков, схем, выполнение надписей чертежным шрифтом широко используется на уроках технологии, математики, физики и др. При этом они способствуют более глубокому, наглядному изучению рассматриваемого предмета.

Межпредметные связи "как результат" должны инициироваться предметами, нуждающимися в элементах графического образования. В этом плане на сегодняшний день потенциал курса черчения широко востребован. В связи с новыми задачами школы в современных условиях появилась необходимость пересмотра самого содержания графического образования учащихся. Под графическим образованием следует понимать совокупность тех знаний, умений, навыков, которые получают школьники в процессе изучения черчения, факультативного или элективного курса по данному предмету.

Реализация многообразия связей черчения с другими курсами образовательных дисциплин проводится в рамках единой системы графического образования.

Школьный графический компонент образования должен обеспечить:

1. формирование основ графической грамоты, навыков графической деятельности;

2. осуществление связи обучения с практикой (производством, технологией и др., знакомство школьников с устройством машин, механизмов и т. д. ;

3. подготовку учащихся к конструкторско-технологической и творческой деятельности, различным видам моделирования;

4. развитие пространственных представлений школьников, их наблюдательности, глазомера, измерительных навыков и др. ;

5. формирование эстетического, художественного вкусов, элементов общей культуры.

На уроках черчения приводятся в систему и обогащаются графические знания, приобретенные ими в процессе трудового обучения:

- виды графических изображений:

1. типы линий,

2. технологические базы,

3. изображение и обозначение резьбы и др.

Кроме того, связь с трудовым обучением выражается в применении таких общих приемов работы как:

1. чтение чертежей,

2. изготовление и контроль по чертежам изделий,

3. выполнение эскизов,

4. использование измерительных инструментов,

5. работа со справочной литературой.

Видами мыслительной деятельности, объединяющим черчение и трудовое обучение, являются:

1. масштабные

2. пространственные

3. конструктивные и др.

В процессе изучения методов графических изображений следует опираться на опыт учащихся, приобретенный на занятиях по изобразительному искусству.

Необходимо использовать :

1. знания о форме,

2. перспективном методе ее изображения,

3. техническом рисунке и др.

При ознакомлении с геометрическими построениями используются знания и умения, полученные на уроках математики.

К началу изучения курса черчения учащиеся знакомы с такими понятиями, как

1. точка, прямая, луч, угол, плоскость, треугольник, четырехугольники и их свойства.

2. Умеют измерять отрезки и углы.

3. Знают равенства треугольников.

4. Имеют представление о перпендикуляре и могут построить серединный перпендикуляр отрезка.

5. Знают признаки параллельности двух прямых и их свойства.

6. Знакомы с понятием поперечного масштаба и др.

Перспективна связь черчения и информатики. Так, на уроках черчения учащиеся разрабатывают чертежи, а на занятиях по информатике составляют программы для вывода изображений на экран дисплея или графопостроитель.

Поскольку графический язык общепризнан международным языком общения, изучение предмета «Черчение» является необходимым. Это требует рассматривать графическое образование как необходимую составляющую содержания общего образования. Создание интегрированных курсов, организация кружков, при умелом использовании межпредметных связей, делает преподавание этого предмета не как самоцель, а как средство для познавательной и созидательной деятельности, освоив которую ученик поднимется на еще одну ступень творения своей жизни.

Связи черчения могут быть реализованы с физикой. Все, что существует в мире, на Земле и вне Земли, называют материей. Одно из основных свойств материи - ее изменчивость. Физика - наука о неживой природе и здесь мы изучаем такие простые истины, как свойства материи, все возможные ее изменения, т. е. явления.

Например, в темах:

1. 7 класс: Силы вокруг нас (построение графиков) (Приложение А); Лабораторная работа «Градуирование пружины динамометра» (Приложение Б); Давление твердых тел, жидкостей и газов (сообщающиеся сосуды) (Приложение В); Простые механизмы (рисунки-схемы) (Приложение Г) и др., а так же при решении задач по этим темам – «Линии чертежа».

2. 8 класс: Электрический ток (построение схем, графиков) (Приложение Д); Магнитное поле (рисунки-схемы) (Приложение Е); Основы кинематики (графики, рисунки) (Приложение Ё) и др., а так же при решении задач по этим темам – «Линии чертежа», «Графические изображения».

3. 9 класс: Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация (рисунки-схемы, графики) (Приложение Ж); Механические колебания и волны (графики, рисунки-схемы) (Приложение З); Электромагнитные колебания и волны (схемы, графики) (Приложение И); Геометрическая оптика (рисунки-схемы) (Приложение Й); Электромагнитная природа света (рисунки-схемы, графики) (Приложение К) и др., а так же при решении задач по этим темам – «Линии чертежа», «Графические изображения», «Аксонометрические проекции», «Геометрические построения».

4. В 10-11 классах изучаются те же разделы, что и в 7-9 классах, но на более высоком уровне и шире, поэтому используются аналогичные знания, умения и навыки, полученные на уроках черчения.

Так же связи черчения могут быть реализованы с наукой астрономией, которая изучает различные космические тела и их системы, а также процессы, происходящие при взаимодействии этих тел между собой. Наша Вселенная безгранична, а космос в переводе с греческого означает порядок, поэтому на небе существует определенный порядок, но очень далеко и больших размеров и, чтобы в нем разобраться нам нужны связи с другими науками и в том числе с черчением.

Например, в темах:

1. Основы практической астрономии (проекции, чертежи и др.) (Приложение Л); Законы движения планет (рисунки) (Приложение М); Эволюция Вселенной (рисунки) (Приложение Н) и др., а так же при решении задач по этим темам – «Линии чертежа», «Графические изображения», «Аксонометрические проекции», «Геометрические построения».

На протяжении изучения школьного курса физики и астрономии мы используем наглядные изображения предметов.

3. Выводы

Большие возможности для решения этой проблемы дают межпредметные связи на уроках черчения и физики, астрономии, изобразительного искусства, трудового обучения, математики и других предметов, которые закладывают основы комплексного восприятия знаний учащимися, побуждают их к обдумыванию, рассуждению, сравнению, развивают аналитичность и аргументированность мышления.

Именно применение межпредметных связей содействует формированию единого содержательного смыслового стержня, целостного образовательного поля, в рамках которого, проложены удобные и простые пути и дороги.

4. Приложения

Приложение А, …

Приложение Л

Публикации по теме:

Использование интерактивных приемов и методов на уроках физической культуры Использование интерактивных приемов и методов на уроках физической культуры Автор: Арушанян А. Р., учитель физической культуры МОУ «Тереньгульский.

Использование интерактивных приёмов на уроках математики в начальной школе Использование интерактивных приёмов на уроках математики в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов Кожемякиной Татьяны.

Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как.

Методическая разработка для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ» Методическая разработка для воспитателей:«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения».

Методическая разработка «Игровые технологии и их использование в ДОУ» Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного.

Методическая разработка «Использование планшета Радуга при пересказе сказок» Игра с планшетом «Радуга» по сказке «Репка». Цели в игре Закреплять знания сказки «Репка». Отражать правильную последовательность появления.

Методическая разработка по работе с родителями. «Использование инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Воскресенский детский сад №4 «Рябинка» Методическая разработка по работе.

Методическая разработка семинара для педагогов «Использование нестандартного спортивного оборудования в физвоспитании» МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад №1» Методическая разработка семинара для педагогов ДОУ: «Использование нестандартного.

Методическая разработка в средней группе «Использование логических блоков Дьенеша в жизнедеятельности детей в ДОУ»Методическая разработка в средней группе «Использование логических блоков Дьенеша в жизнедеятельности детей в ДОУ» Методическая разработка в средней группе № 13 «Колокольчики» «Использование логических блоков Дьенеша в жизнедеятельности детей в ДОУ».

Использование ИКТ на уроках математики в 1–4 классах Использование ИКТ на уроках математики Сурикова Л. В. МБОУСШ №1 им. М. М. Пришвина Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется чего-то.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Использование межпредметных связей на уроках черчения»
Опубликовано: 20 марта 2019 в 18:50
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД