Лучший педагог года

Методическая разработка по работе с родителями. «Использование инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников»

Елена Хрычева
Методическая разработка по работе с родителями. «Использование инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников»

Использование инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Воскресенский детский сад №4 «Рябинка»

Методическая разработка по работе с родителями. «Использование инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников»

Автор работы : Хрычева Елена Юрьевна.

2018год

Публикация «Методическая разработка по работе с родителями, „Использование инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников“» размещена в разделах

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности — один из основных принципов дошкольного образования. Однако не следует забывать о том, что для решения задач ООП ДО большое значение имеет поддержка образовательных инициатив родителей.

Согласно ФГОС ДО взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, является одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

Практика показывает, что взаимопонимание и взаимодействие родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд. Результат его для педагога не столько понимание самим родителем, сколько времени он уделяет ребенку, сколько появление желания принимать участие в его воспитании, учиться играть, содержательно проводить с ним время дома и в детском саду.

К сожалению, часто родители придерживаются мнения, что с момента поступления ребенка в ДОО весь образовательный процесс ложится на педагога. Они интересуются только уходом за ребенком, уверены, что детский сад — место, где воспитатели присматривают за детьми, пока родители на работе.

Кроме того, многие мамы считают, что даже формирование у ребенка элементарных навыков по уходу за собой (умение надевать и застегивать одежду, мыть руки, пользоваться носовым платком) — задача воспитателя, что они отдают ребенка в детский сад, чтобы его там «всему научили». Родители аргументируют эту точку зрения тем, что у работников ДОО соответствующее образование и «им за это платят».

Однако согласно ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Семье принадлежит решающая роль в формировании нравственной позиции человека, которая является стержнем личности

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе корректируется воспитательная позиция родителей и педагога.

/Концепция дошкольного воспитания/

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании в Российской Федерации«, ФГОС ДО,

Суть нового подхода к взаимодействию с родителями заключается в том, что:

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Взаимодействие предполагает также безоценочный стиль отношений, учет личного опыта родителей, доверительность отношений между педагогами и родителями, вариативность содержания, форм и методов образования родителей, способность родителей к рефлексии.

К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности.

По мнению известного педагога Л. А. Никитиной, «Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединил их друг с другом, давая возможности для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».

Согласно исследованиям ведущих современных педагогов, психологов и ученых, 86% успешного воспитания ребенка зависит от семьи и только 14% — результат работы детских садов, влияния окружающего мира.

При этом федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, предусматривает оказание помощи родителям в воспитании детей, обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Таким образом, взаимодействие ДОО с семьей должно быть основано на сотрудничестве и при условии открытости детского сада внутрь (у родителей должна быть полная картина о жизни детей в группе) и наружу (у педагогов должна быть информация о семье, условиях воспитания в ней каждого конкретного ребенка).

Заинтересовавшись данной проблемой, учитывая ее актуальность я выбрала направление своей работы.

Цель: поддержка образовательных инициатив родителей

Задачи:

1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника

2. Создание дружеской, позитивной атмосферы, общности интересов, эмоциональной поддержки

3. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей

4. Поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях

Ожидаемые результаты нового взаимодействия с родителями

• Развитие компетентности родителей в вопросах воспитания и развития своего ребёнка.

• Повышение информированности об особенностях деятельности в ДОУ.

• Осознанное участие родителей в образовательном процессе.

• Развитие интереса к деятельности собственного ребенка.

Чтобы изменить ошибочное мнение родителей в отношении задач и принципов работы детского сада, а также поддержать их образовательные инициативы и привлечь к образовательной деятельности ДОО, было принято создать единое образовательное пространство посредством разнообразных форм взаимодействия.

Опираясь на накопленный в практике опыт сотрудничества с семьями воспитанников и вовлечению их в жизнь группы, мною используются разные формы взаимодействия, которые способствуют поддержке образовательных инициатив родителей и эффективному включению их в образовательную деятельность.

Инновационные формы взаимодействия с родителями :

- Страничка сайта «День за днем»

-«Родительская почта», групповые газеты

- Семинары-тренинги

- Мастер-классы.

- Семейная гостиная

- Портфолио дошкольника «Семейное»

- Традиция «Встречи с интересными людьми».

- Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

- Проект «Бабушкины сказки

- Акции «Цвети наш детский сад», «Кормушка для птиц», Благоустройство участка

Остановимся подробнее на некоторых из них

Помимо традиционной доски объявлений, в группе оформляется страничка сайта «День за днем». На ней родители знакомятся с работой ДОУ, с формами взаимодействия с детьми, которые помогают родителям лучше разобраться в вопросах развития ребенка, оценить его достижения, понять сам процесс воспитания.

Есть и «Родительская почта», куда члены семей воспитанников опускают просьбы и пожелания, которые в дальнейшем служат темами для консультаций и родительских собраний, круглых столов по обмену опытом семейного воспитания.

Кроме этого, совместно с родителями было решено выпускать групповые газеты, к праздникам. Инициаторами оформления выступили родители и воспитатель. Цель выпуска газеты — сплочение детско-родительского коллектива посредством совместной деятельности.

В нетрадиционной форме проходят групповые родительские собрания с показом презентаций, включением аудиозаписи с высказываниями воспитанников, а также в форме Семинара-тренинга «А как речь то говорит, словно реченька журчит. Это способствует созданию доверительной атмосферы. Цель родительских собраний не только ознакомительно-организационная. В ходе таких встреч освещаются разные вопросы воспитания и развития детей дошкольного возраста.

В настоящее время родители воспитанников являются активными участниками различных мероприятий, проводимых в группе: Мастер-классы: «Зимняя сказка» «Мамочка, ты тоже маленькой была». Семейная гостиная "Кулинарная книга любимых рецептов обаятельных и привлекательных мам», эти мероприятия сближают не только родителей и детей, но и взрослых между собой.

Традицией стало оформление родителями Портфолио дошкольника «Семейное», на страницах которого они рассказывают о своем ребенке. Портфолио помогает не только педагогу поближе узнать своих воспитанников, но и всем детям группы познакомиться с семьями, традициями и увлечениями других детей.

Кроме того, в группах, начиная с младшей, проводятся «Встречи с интересными людьми», в процессе которых родители знакомят дошкольников со своей работой, сферой деятельности и дают полезные советы по выбору будущей профессии (учитель, пожарный, почтальон и т. д.).

Родители воспитанников являются активными участниками различных мероприятий: совместных досугов, праздников, после участия в которых взрослые, видя результат своего вклада в общее дело, начинают активно проявлять интерес к жизни ДОО, выступать с предложением о помощи, а впоследствии и со своими творческими идеями

Среди эффективных форм взаимодействия можно выделить Включение родителей в проектную деятельность «Бабушкины сказки»на котором раскрывается совместное творчество детей и родителей В ходе реализации проектат родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении книжек –малышек «Моя любимая сказка»(совместно с детьми) ; приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Педагоги группы получили положительные отзывы об организованной в ДОУ выставке детско-родительских работ по теме проекта от детей, родителей, воспитателей из других групп и сотрудников нашего детского сада

В результате проведённых форм взаимодействия, родители стали проявлять активность в организации выставок совместного творчества.

Семьи воспитанников занимаются благоустройством и озеленением территории ДОО, (посадкой деревьев, оформлением клумб и т. д., участвуют в акциях, а зимой сооружают постройки и скульптуры из снега с целью создания благоприятных условий для двигательной активности дошкольников

Однако не все родители осознают значение своего включения в жизнь ДОО, несмотря на масштаб проводимой педагогами работы. Некоторые из них, ссылаясь на усталость или занятость, отказываются участвовать в совместной с детьми деятельности. В таких случаях возникает необходимость использовать нестандартный подход к решению проблемы. Например, можно организовать «Гость группы» где члену семьи предлагается прийти в группу как гостю, чтобы посмотреть со стороны на повседневную жизнь своего ребенка, понять интересы его и других детей. На такое приглашение многие отвечают согласием, ведь от них ничего не требуется, только найти для этого время. В результате таких посещений появляется удовлетворённость родителей достижениями детей, нахождение своего участия и влияния в развитии своего ребёнка, определение родителями новых задач развития ребенка и определение уровня своей родительской компетентности.

Подводя итог, можно сказать, что использование разнообразных форм работы с родителями создает позитивную эмоциональную атмосферу в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Родители осознают, что вовлечение в образовательную деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это нужно для развития ребенка. Тем самым начинают проявлять больше инициативы.

Чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем жизнь его будет полна позитивными впечатлениями, любовью, доверием к окружению.

Публикации по теме:

Экологическое образование посредством организации взаимодействия с семьями воспитанников «Экологическое образование через организацию взаимодействия с семьями воспитанников» Ярлыкова Любовь Юрьевна воспитатель вышей квалификационной.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников в летний оздоровительный период Плодотворное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников строится на следующих принципах: 1. Доверия. Родители, должны быть уверены.

Использование социальных акций в работе с семьями воспитанников Использование социальных акций в работе с семьями воспитанников. Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители.

Планирование взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников СентябрьУстный журнал «Адаптация детей в 1 младшей гр» Воспитатели Фотовыставка «Первое лето в детском саду» Воспитатели Анкетирование родителей:.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного возраста Особенности взаимодействия с родителями воспитанников дошкольного возраста (опыт работы) Совсем недавно считалось, что в принципе все семьи.

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением.

Перспективное планирование взаимодействия с семьями воспитанников Перспективное планирование взаимодействия с семьями воспитанников. "Круглый год". старшая группа. воспитатель: Белоплотская Т. А..

Примеры форм взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Родительское собрание. Одна из наиболее распространенных форм работы с родителями. Собрание – это форма взаимного обмена мнениями и идеями.

Программа партнерского взаимодействия с семьями воспитанников Программа партнерского взаимодействия с семьями воспитанников 2018-2019 год Музыкальный руководитель: Гора Юлия Вадимовна.

Опыт работы «Использование инновационных методов в работе с родителями» Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по работе с родителями. «Использование инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников»
Опубликовано: 14 марта 2019 в 14:09
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД