Галина Шиман
Доклад из опыта работы ДОУ по программе С. Н. Николаева «Юный эколог»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад из опыта работы ДОУ по программе С. Н. Николаева
В 30-е гг. хх в. биолог и селекционер И. В. Мичурин сказал: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у неё - наша задача». К сожалению, долгое время люди во всём мире так и поступали. Теперь учё ные горько шутят: «Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от неё милости». Поэтому «настало время осознать каждому, что мы живём в озоновом одуванчике, что наша Земля - одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца. А мы взрываем в одуванчике бомбы, прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги и сохрани, где стоишь, где живёшь.
Публикация «Доклад из опыта работы ДОУ по программе С, Н, Николаева „Юный эколог“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
И не случайно мы выбрали тему для нашего методического объединения: «Освоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольников».
По программе С. Н. Николаевой «Юный эколог» мы работаем на протяжении многих лет. Свою работу мы начинали с построения предметно-развивающей среды в группах, с подбора литературы по данному вопросу. В ДОУ были созданы все необходимые для ознакомления дошкольников с природой условия : в группах уголки природы, на территории детского сада -небольшой огород, цветник. Работа с детьми по экологическому воспитанию в детском саду также проводится в «экологической комнате» -специально оборудованном помещении, где дошкольники имеют возможность понаблюдать и поухаживать за растениями и животными, провести опытно-исследовательскую работу. Там также представлены макеты по экосистемам и другой познавательный материал.
В групповых уголках имеется природный и бросовый материал для изготовления поделок. Он храниться в эстетически - оформленных коробках и выкладывается по мере необходимости.
Практическая деятельность ребёнка в природе имеет ключевое значение. Контакты с природой, систематическое общение с ней, важнейшее средство и условие формирования отзывчивости и ответственного отношения детей к её объектам и явлениям.
Наблюдения, опыты и практическая деятельность в природе способствуют накоплению у детей запаса конкретнообразных представлений об окружающем. Дошкольник сам по себе уже является исследователем, живо интересуясь различного рода деятельностью, в частности экспериментированием.
С учетом важности экспериментирования для развития интеллектуальных способностей у нас в детском саду имеется методический материал по теме «Детское экспериментирование». А чтобы ребёнок в полной мере смог удовлетворить свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности в нашем детском саду создана мини-лаборатория, где собран материал для этой деятельности, а также мини-лаборатории есть в каждой возрастной группе.
Для правильной организации деятельности воспитателей мы разработали перспективные планы для каждой возрастной группы по данной теме. В них мы учитывали общие задачи развития, были продуманы темы, которые при-влекают детей и стимулируют их к творческой активности.
Для педагогов мы проводим консультации, семинары-практикумы по этим вопросам. Обсуждаем конспекты познавательных занятий. Вопросы, требующие серьёзного внимания, выносим на заседание педагогических советов. Также мы проводим открытые познавательные занятия с элементами экспериментирования, которые способствуют распространению педагогического опыта. Работа эта большая, и чтобы видеть результат своей работы, мы проводим с детьми диагностические исследования. По результатам исследования видна положительная динамика развития детей.
Как же мы выстраиваем свою работу?
Весь материал мы разделили на блоки:
- опыты или экспериментирование с предметами и их свойствами;
- «коллекционирование» (классификационная работа);
- путешествие по карте;
- путешествие по реке времени.
Каждый блок наполнялся содержанием. В помощь воспитателю, который работает над организацией совместной с детьми познавательно-исследовательской деятельности, мы продумали последовательные этапы исследования.
В первую очередь выбирается тема. Это может быть событие в мире природы или социальном мире, вызывающее интерес и позволяющее поставить вопрос для исследования, а также события, «смоделированные» воспитателем или воображаемые, происходящие в каком-либо художественном произведении.
Отталкиваясь от событий воспитатель ставит вопросы для исследования, каждый из которых должен обращать внимание детей на определенный факт, условия возникновения какого-то явления. Проблема должна побуждать ребенка сравнивать, различать и соединять факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи и предположения, выдвигает свою версию ответа. На этом этапе широко используются предметный и иллюстративный материалы.
Следующий этап исследования – опытная проверка идей. Это происходит с помощью практического действия или фиксирования найденных оснований для классификации. Затем анализируются результаты, подводятся итоги.
Партнерская познавательно- исследовательская деятельность со взрослым должна подводить ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности, поэтому следующий этап — подготовка воспитателем материала, который обеспечивает продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.
Работа детского сада и семьи должна строиться на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества. Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду помогает нам увидеть мир с позиции ребёнка и относиться к нему как к равному. Родители становятся полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, так как они понимают, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Поэтому мы используем различные формы работы с родителями.
Так же мы привлекаем родителей в проведение различных праздников, например, 22 марта- Всемирный день воды, 1 апреля- Международный день птиц,22 апреля- День Земли и другие. Родители принимают активное участие в конкурсах поделок из природного материала, а также оказывают нам помощь в проведении природоохранных акций, направленных на сохранение объектов природы, таких как «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время, «Чистое утро» (уборка территории, «Чтобы дольше жили книжки» (ремонт книг) и др.
И подводя итог своего выступления хочется отметь то, что работая над этой темой мы действительно видим наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.