Таисья Мамуркова
Доклад из опыта работы на РМО «Создание единого образовательного пространства Детский сад — семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и детский сад – два важных института социализации детей, и их взаимодействие одинаково важно для всестороннего развития личности ребёнка.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС ДОУ обязано:
Публикация «Доклад из опыта работы на РМО „Создание единого образовательного пространства Детский сад — семья“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Таким образом, педагогам необходимо установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
На мой взгляд, цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
В связи с этим возникает необходимость по-иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья - детский сад» в совместном воспитании дошкольников.
Я всегда стараюсь придерживаться:
Основных принципов партнёрства ДОУ и семьи :
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)
2. Индивидуальный подход (в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей).
3. Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы).
4. Открытость (посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как и чем занимается их ребенок, сами могли принимать участие в непосредственно образовательной деятельности).
5. Сотрудничество, а не наставничество. (Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).
4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
1. Познавательное направление
2. Информационно-аналитическое направление
3. Наглядно-информационное направление
4. Досуговое направление
Познавательное направление - направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей
практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
- проведение общих и групповых собраний, консультаций и индивидуальных бесед и др. ;
- организацию выставок детских работ, поделок, изготовленных совместно с детьми: например: выставка работ по противопожарной безопасности (дети получили именные сертификаты участников, выставка поделок в рамках проекта «Народная игрушка»;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов, театрализации. Так на тематической неделе «Ох, зимушка, зима» родители и дети показали сказку «Морозко». Больше всех удивило детей и порадовало, что в представлении участвовал «Морозко» (один из пап был переодет, они потом не хотели его отпускать, и просили с ними поиграть.
- совместные экскурсии, пешие прогулки, походы в детскую библиотеку, детский эколого-биологический центр, ДК «Речники»
- вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность :
я работаю в логопедической группе. Родителям было очень интересно: как же проводятся речевые занятия, поэтому совместно с логопедом было проведено открытое занятие. Родители были не слушателями и зрителями, а непосредственными участниками процесса, и это были не Марина Павловна или Евгений Сергеевич, а Мариночка и Женечка. Это позволило родителям обрести практические навыки речевого развития, которые помогу самостоятельно заниматься с детьми. Свои впечатления они оставили в тетради «ОТЗЫВОВ» (тетрадь на слайд)
- мастер-классы; на масленой неделе я провела для родителей мастер-класс «Мы масленицу встречали, да ее же провожали», где познакомила родителей с традициями русского народа, как и из чего можно сделать куклу Масленицу и почему в конце масленой недели её сжигали. Родители вместе с детьми изготавливали куклу-масленицу, пели песни для неё, водили хороводы, вспоминали пословицы и поговорки.
- совместное создание предметно-развивающей среды; родители активно участвуют в ремонте и обустройстве группы и облагораживании участка (создание малых архитектурных форм – машина, пароход, змейка, клумбы, деревянная горка; ледяные постройки)
- совместные проекты. В нашей группе вместе с родителями и детьми реализуем проект «Сибирский кедр». Родители привезли землю из леса, дети принесли кедровые орешки, которые посадили в группе. Этот проект долгосрочный и мы планируем вместе с детьми и родителями на выпускной высадить наш кедр на аллее выпускников.
- В рамках проекта «Эко-школа» -Зеленый флаг озеленяли территорию ДОУ: высаживали деревья, разбивали цветники, провели акцию «Кормушка».
Совместные мероприятия очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия. Кроме того родители сами могут принять непосредственное участие в образовательной деятельности.
Встречи с родителями нас всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт самооценка, как педагога, так и родителей. Появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет воспитателя и детского сада растет.
Информационно-аналитическое направление - направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению провожу:
- анкетирование;
- тестирование.
- личные беседы
Данные формы помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Поэтому я начинаю с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования, затем планирую мероприятия, которые будут нужны, понятны и интересны родителям с разным социальным статусом. Например: вечер игр с психологом, логопедом, вечер общений «Давай поговорим с тобою мама.»; индивидуальные беседы; периодическое издание журнала «Я+ТЫ», «Давай поговорим!», «Здоровей-ка»…
Я всегда забочусь о том, чтобы:
- все материалы для ознакомления были эстетически оформлены;
- содержание регулярно обновлено, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
- оформление выполнено так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
- содержание предполагаемого материала действительно интересно большинству родителей.
Досуговое направление - призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное. По результатам анкетирования это 65% из числа опрошенных.
Праздники вместе с муз. руководителем стараемся проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого мероприятия. (изготовление костюмов, атрибутов)
По данному направлению можно организовать:
• праздники, которые можно закончить чаепитием.
• развлечения;
• празднование дней рождения;
• мы с родителями очень любим отдыхать всей нашей группой на лыжной базе, устраиваем разные конкурсы (кто дальше съедет с горки, снеговички, бег на лыжах и т. п.)
• наши родители активно принимают участие в выставках: в ДЮЦ это и «Тепло маминых рук», «Веселый снеговичок», в оформление выставок в детском саду : «Русская народная игрушка», «Тропою сказок», «Мастерим вместе с папой»
• в рамках городской акции «Пришли мне чтение доброго», в нашей группе прошёл литературный вечер, посвященный русским народным сказкам. Родители и дети были активными участниками, с азартом принимали участие в конкурсах, мини-представлениях. У нас было две команды, одно из заданий показать мини-сценку «Как мы читаем сказку», получилось очень весело. Некоторые вопросы из викторины ставили родителей в тупик, но им приходили на помощь дети.
• конкурсы к традиционным праздникам;
• дни добрых дел. У многих наверное в семьях остаются игрушки, которыми дети не играют и жалко выбросить, поэтому была проведена акция «Отдам в хорошие руки», родители откликнулись очень быстро; для физ. зала принесли мяч-попрыгун, погремушки для гимнастики, игрушки для младших групп (мозаики, крупные пазлы, машинки-вкладыши, мелкие игрушки от киндера и т. д.) и одежду, которая была передана нуждающимся семьям.
• в рамках дня открытых дверей я провела занятие по рисованию с использованием ИКТ, дети были очень рады, что они принимают участие вместе с родителями, больше старались, были более внимательны и даже показывали своим родителям как делать.
Вывод: Перспективу работы я вижу в поиске новых форм работы с родителями, чтобы совместная деятельность приносила результат, пользу и удовлетворение.
В этом году я запланировала такие нововведения:
• Родительская почта;
• Мероприятия, организованные по инициативе родителей.
• «Гость группы» (родитель с интересной профессией)
Я считаю, что дошкольное воспитание необходимо сделать более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д.