Лариса Стрельцова
Влияние двигательного режима на повышение двигательного статуса в системе физкультурно-оздоровительной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние двигательного режима на повышение двигательного статуса в системе физкультурно-оздоровительной работы
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Пусть он работает, действует,
бегает - находиться в постоянном движении"
Ж. Руссо
Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма, раскрытия способностей, становления личности. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного, физического развития, образования, воспитания и оздоровления.
Публикация «Влияние двигательного режима на повышение двигательного статуса в системе физкультурно-оздоровительной работы» размещена в разделах
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой, является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. От степени развития естественной потребности во многом зависит развитие двигательных навыков, память, восприятие, эмоции, мышление. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребенка дошкольного возраста, который составляет его двигательный статус.
В нашем дошкольном учреждении воспитываются дети общеразвивающей направленности и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, имеющие тяжелые нарушения речи и нарушения зрения (амблиопия и косоглазие). В рамках освоения основной общеобразовательной программы предусмотрена организация единого коррекционно-образовательного пространства, обеспечивающего комплексный подход к коррекционно-развивающей работе.
Физкультурно-оздоровительная работа с этими детьми направлена на систематическую спланированную работу всего коллектива. Основная цель, которой - сохранение и укрепление здоровья детей, повышение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
На повышение двигательного статуса оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно - оздоровительная работа строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима. Режим дошкольников с ограниченными возможностями здоровья можно считать правильным, когда в нем предусмотрена рациональная двигательная активность, которая должна быть целенаправленной и соответствовать их опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям.
Содержательная сторона двигательного режима направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
При распределении двигательного режима мы учитываем :
- особенность ДОУ (наличие специалистов, режим ДОУ);
- зависимость двигательной активности от времени года;
- индивидуальные особенности детей, их возраст;
- состояние здоровья;
- дифференцированный подход.
Для организации физической активности детей и их оздоровления в нашем детском саду используются разнообразные формы работы :
• утренняя гимнастика;
• физкультурные занятия;
• оценка физической подготовленности детей (мониторинг);
• физкультминутки, пальчиковая гимнастика, динамические паузы в сочетании движений с речью;
• гимнастика после дневного сна и закаливающие мероприятия;
• спортивные праздники и развлечения;
• самостоятельная двигательная активность;
• прогулка, подвижные игры и упражнения на улице и хороводные игры;
• работа с родителями.
Выделяют два основных компонента двигательного режима : организованная и самостоятельная двигательная деятельность.
Организованной формой в двигательном режиме являются :
1. Утренняя гимнастика направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, цель которой, постепенно улучшить циркуляцию крови по всему телу. Она проводится ежедневно в помещении или на воздухе. Содержание утренней гимнастики составляет в основном общеразвивающие упражнения, соответствующие возрасту детей, знакомые им, с разнообразным пособием: кубики, флажки, ленты, мячи и т. д., что способствует повышению степени двигательной активности детей. Утренняя гимнастика направлена на укрепление организма ребенка и создание бодрого, жизнерадостного настроения на весь день.
2. Физкультурные занятия. Они могут быть традиционные и нетрадиционные:
• Сюжетные;
• Тренировочные;
• Контрольные;
• Комплексные;
• Игры – эстафеты.
У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается снижение мышечного тонуса; нарушение ручной и общей моторики; скованность в выполнении движений; нарушение ориентировки в пространстве; замедленность процесса освоения новых движений. Поэтому на физкультурных занятиях инструктор организует умеренную двигательную активность. Дети постепенно приобретают необходимые навыки, умения, знания.
Кроме этого, инструктор по физкультуре применяет на практике авторские разработки занятий, построенные на основе программы Л. Н. Волошиной, Т. В. Куриловой «Играйте на здоровье».
3. Оценка физической подготовленности детей позволяет выявить уровень движений, физических качеств ребёнка и соответствие их возрастными нормам. Мониторинг проводиться инструктором по физической культуре 2 раза в год.
4. Физкультминутки воспитатели коррекционных групп применяют в непосредственно образовательной деятельности с целью предупреждения утомления, связанным с длительным сидением в однообразной позе, требующим сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей. Длительность её составляет, примерно, 2 – 3 мин. Для проведения физкультминуток педагоги используют разные формы: упражнения общеразвивающего воздействия, движения, сопровождаемые речью, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
5. Гимнастика после дневного сна и закаливающие мероприятия является важной составляющей в режиме двигательной деятельности детей. Организм ребенка после сна требует постепенного "пробуждения" и подготовки к активной деятельности. Физкультура в постели дает прекрасный оздоровительный эффект, она нравится и лежебокам и подвижным детям, так как проводится в занимательной форме – игровой. Это позволяет создать положительные эмоции у детей, вызывает интерес ко всем оздоровительным процедурам, а главное все это доставляет детям огромное удовольствие.
6. Интересно проходят в детском саду спортивные праздники и развлечения «Мы живем в России», «Мы будущие олимпийцы», «День защитника отечества» и т. д. В праздниках охотно принимают активное участие и родители «Здоровье – богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим», «Самая здоровая семья», «Стартуем вместе».
7. Самостоятельная форма двигательного режима, возникает по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Двигательные умения и навыки, полученные на занятиях, дети закрепляют в самостоятельной деятельности. Дошкольники проявляют изобретательность, творчество и фантазию. Ребенку необходимо дать как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.
8. Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которой дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Это благоприятное время для проведения подвижных игр, индивидуальной работы с малоподвижными детьми и организации их самостоятельной двигательной деятельности.
9. Подвижные и хороводные игры, упражнения с элементами соревнований на улице. Педагоги выполняют с детьми разнообразные движения в зависимости от характера игры, времени года, индивидуальных особенностей. Что способствует развитию глазомера, точности движений, ловкости, быстроты реакции, силы, выносливости, координации движений. Для большей заинтересованности, воспитатели используют выносной материал: традиционное и нетрадиционное спортивное оборудование.
Поэтому, все перечисленные формы физкультурно - оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности повторяются с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года и составляют оздоровительный двигательный режим, который влияет на повышение двигательного статуса дошкольника.