Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики рук посредством здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в ДОУ

Елена Вилкова (Грачева)
Развитие мелкой моторики рук посредством здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в ДОУ

Доклад к конференции

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В ДОУ.

Вилкова Е. Н

DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS OF HANDS THROUGH HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN WORKING WITH CHILDREN WITH DISABILITIES IN PRESCHOOL INSTITUTIONS.

Vilkova E. N.

Аннотация. Доклад посвящен актуальной проблеме обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ в развитии мелкой моторики рук посредством применения здоровьесберегающих технологий.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук посредством здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах

Abstract. The report is devoted to the actual problem of ensuring the preservation of the health of children with disabilities in the development of fine motor skills of the hands through the use of health-saving technologies.

Ключевые слова: здоровьесберегающие, игровые технологии, личностно-ориентированный подход, интерактивные методы обучения

Keywords : health-saving, game technologies, personality-oriented approach, interactive teaching methods

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Одна из самых известных здоровьесберегающих технологий является развитие у детей мелкой моторики пальцев рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развивать быстроту реакции.

Мелкая моторика- это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении имеет огромное значение в процессе оптимизации двигательной активности, способствует разностороннему развитию, укреплению здоровья детей, овладению навыками самооздоровления.

Развитие мелкой моторики пальцев рук имеет огромное значение для ознакомления дошкольников с окружающими их объектами, накопления социального и двигательного опыта для детей с ОВЗ.

Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие тонкой (мелкой) моторики.

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира. Также развивается координация в пространстве, воображение, зрительная и двигательная память.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Таким образом, развивая пальчики ребенка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств психики.

В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ.

Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. Детям с ОВЗ необходима своевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение проблем со здоровьем.

Цель предполагаемого выступления: формирование и развитие мелкой моторики рук для сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством здоровьесберегающих технологий.

Задачи здоровьесбережения :

- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

- Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие.

-Стимулирование речевых зон коры головного мозга.

-Совершенствование мелкой моторики.

-Развитие точных, сложнокоординированных движений рук.

В работе с детьми ОВЗ реализуются следующие здоровьесберегающие технологии

1. Сохранение и стимулирование здоровья

2. Обучения здоровому образу жизни

3. Коррекционные технологии.

Хочу представить Вашему вниманию наиболее интересные упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями.

Пальчиковые игры - создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.

Их можно разделить по способам действия.

1. Игры – манипуляции.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

- Логопедический массаж - это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

- Игры с крупой - игры не только развивают мелкую моторику рук малыша, но и фантазию, мышление, это отличный способ помассировать пальцы и улучшить глазомер.

- Игры с бросовым материалом - в ходе таких игр развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений, кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

- Игры с бельевыми прищепками - в результате таких игр, помимо развития мелкой моторики, усиливается контроль за выполняемыми движениями, идет развитие речевого дыхания. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» пальчики:

- Криотерапия. (контрастная терапия) - Это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление.

- Лепка из пластилина - можно лепить не только из пластилина. Если на улице зима, можно лепить из снега. А летом можно соорудить удивительный сказочный замок из песка или мелких камешков.

- Рисование, раскрашивание картинок – любимое занятие дошколят.

- Рисование песком - структура этого природного материала успокаивает нервную систему, помогает расслабиться и действует на человека благотворно.

- Работа с ножницами - манипуляции с ножницами отлично развивают мелкую моторику. - Конструирование и работа с мозаикой, пазлами - здесь также происходит развитие образного и абстрактного мышления.

Игры:«Я самый меткий»

Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в мишени (руку не отрывать).

«Узнай, кто я» - Ребенку предлагается определить по точкам, что нарисовано. «В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам и ты узнаешь это. Старайся не отрывать руку». Таким образом по точкам можно рисовать разные фигуры животных, цветы, посуду, мебель, игрушки.

«Буратино учится»Для этой игры нужно приготовить тетрадь в клеточку и карандаш. «Буратино начал рисовать и не закончил узор, помоги ему выполнить задание. В тетрадях в клеточку можно выполнять и такие задания: вы по клеточкам рисуете кораблик, домик, грибок, робота, а ребенок должен повторить ваш рисунок.

Таким образом, можно сделать вывод, что движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Моторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми овз дает положительные результаты:

- Снижение уровня заболеваемости;

-Повышение работоспособности, выносливости;

- Развитие психических процессов;

-Развитие общей и мелкой моторики.

А чтобы результат был более положительным важно сотрудничать с родителями. Применение в работе воспитателей ДОУ здоровьесберегающих технологий для детей с овз, повысит результативность воспитательно - образовательного процесса.

"Литература" :

Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенкова. – М. : Астрель,2007. С64

Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – С. Пб. : Паритет, 2003. С. 144

Волошина, Л. Организация здоровье сберегающего пространства/ Л. Волошина //Дошкольное воспитание. -2004.-N1. С. 115-116.

Дудьев В. П. «Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи» Дефектология. 1999. №4. -С. 5

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей / И. А. Ермакова. – С. Пб. : Литера, 2009. С. 34

Рогожина Е. «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Дошкольное воспитание. 1998, № 9. С. 20

Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Е. Светлова. – М. : Эксмо-пресс, 2001. С. 72

Степанова О. А. «Пути совершенствования коррекционно-педагогической работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях» М., 1996. С. 33

Терновская, С. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении/ С. А. Терновская, Л. А Теплякова Л. А. // Методист. -2005.-N4.- С. 65-66.

Панфёрова И. В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике // Логопед. -2011.-С. 20-25.

Чубарова, С. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. / С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-С. 171-187.

Описание официальных документов

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №11

Публикации по теме:

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работеРазвитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работе Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий Введение В соответствии с федеральными государственными образовательными.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Проект «Развитие мелкой моторики посредством бизиборда»Проект «Развитие мелкой моторики посредством бизиборда» Проект в ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики через Бизиборд» I.Структура проекта: Актуальность В дошкольном образовательном учреждении.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики посредством пластилинографии «Ум ребенка на кончиках пальцев» Подготовить ребенка к школе – это значит сформировать в нем такие качества и свойства в процессе разных.

Развитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаикаРазвитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаика Автор: Карцева Екатерина Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Колосок» Цель: дать теоретическое обоснование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук посредством здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в ДОУ
Опубликовано: 19 августа 2021 в 20:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД