Папки-передвижки

Доклад к педсовету «Использование фольклора как средства повышения эффективности культуры речи в логопедической работе»

Галина Витальевна Баранова
Доклад к педсовету «Использование фольклора как средства повышения эффективности культуры речи в логопедической работе»

Использование фольклора, как средства повышения эффективности культуры речи в логопедической работе

Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: “… Начало искусства слова – в фольклоре”. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка. С раннего возраста ребёнок откликается на пестушки, потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст.

Публикация «Доклад к педсовету „Использование фольклора как средства повышения эффективности культуры речи в логопедической работе“» размещена в разделах

Пестушки – самое раннее средство воспитательного воздействия на ребенка. Их используют в первые месяцы жизни малыша, когда его физические и психические возможности предельно ограничены. Пестушки предполагают игровое взаимодействие взрослого с ребенком. Некоторые из них предназначены для того, чтобы ослабить страх ребенка перед новым для него действием, например, когда он совершает первые шаги:

Уходи с дороги, Кот,

Наша Катя идет,

Наша Катя идет.

Ни за что не упадет.

В логопедической работе с детьми младшего возраста на фронтальных занятиях желательно использовать Потешки – небольшие песенки приговоры, помогающие малышу осваивать разнообразные двигательные навыки. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка. Сочетание движений со словами потешек позволяет ребенку лучше понять их смысл и учит его соотносить свои движения со словами и движениями других детей. С помощью потешек малыш усваивает не только новые знания и новые слова, но также, учится выражать свои эмоции и получает первые уроки нравственного воспитания. Произнесение потешек также помогает развивать интонационную выразительность речи и силу голоса. Например, когда идут темы про диких животных, можно неоднократно предложить детям инсценировку потешки «Сели звери под плетень», где каждый ребёнок сам выбирает дикого зверя, которого он хочет сыграть, при этом дети берут в руки соответствующую их выбору мягкую игрушку. некоторые дети очень любят говорить за медведя грубым и низким голосом. Девочки, как правило, выбирают лису и стараются передать с помощью голоса её хитрый характер, произносят слова текста ласково и вкрадчиво. Многие дети хотят попробовать себя в образе разных животных. Не всем детям одинаково хорошо удаётся интонировать слова текста, что очень характерно для детей с ТНР. Сложнее всего было детям с речевым диагнозом ст. дизартрия, которые имеют голос тихий, не модулированный, вялую артикуляцию.

Небылицы – особый вид прибауток, в которых сюжет фантастичен. Предназначены небылицы для детей старше трех лет. Крайне важно, чтобы ребенок услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное. Небылицы укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира, а также способствуют развитию фантазии, творческого мышления и чувства юмора.

Гром по горам прокатился –

Комар с дуба свалился.

Сказки-малютки – «Курочка-ряба», «Репка», «Колобок» - имеют огромное значение для общего психического развития ребенка. Дети, которым в раннем детстве рассказывали сказки, быстрее начинают говорить, причем их язык заметно отличается от языка сверстников правильностью, яркостью, образностью. Сказки-малютки неотъемлемая часть произведений устного народного творчества, которые используются в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего возраста. Особенно хороша для этого сказка «Три медведя». Дети развивают силу и высоту голоса, стараясь показать, как ревёт папа-медведь грубым голосом «О-О-О», мама-медведица голосом потише, а маленький Мишутка пищит тонким голоском.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что существует много возможностей сказать по-разному очень ёмко и красочно об одном и том же.

Прыгать может высоко,

Пьет из блюдца молоко.

Вот, разлегшись у окошка,

Жмурит глазки наша … (кошка)

Полосатый зверь у мамы

Блюдце выпросит сметаны

И, поев ее немножко,

Замурлычет наша … (кошка)

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми желательно наизусть читать загадки, потешки, пестушки, игры-забавы, народные сказки, а также с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.

Очень эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями желательно переключить внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями и чтением потешки:

Петушок, петушок

Золотой гребешок… или:

Киска, киска, киска брысь

На дорожку не садись…

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

У сороки заболи

У вороны заболи

А у Ирочки заживи.

или:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Сашенька хороший,

Сашенька пригожий!

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать.

Во время приё ма пищи:

Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Сладкую, душистую.

При причё сывании:

Расти, коса, до пояса

Не вырони ни волоса

Расти косонька до пят,

Все волосики в ряд…

При умывании:

Водичка – водичка

Умой Насте личико…

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели…

При укладывании:

Баиньки-баиньки,

Прибежали заиньки,

Хотят к Насте в колыбель.

Спи же, Настя, поскорей!

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи. Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии. Используя их в своей речи, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор развивает устную речь, влияет на фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Публикации по теме:

Использование сюжетно-ролевой игры как средства воспитания дошкольников «Использование сюжетно-ролевой игры, как средства воспитания дошкольников» Существенные изменения в связи с введением ФГОС и переходом на.

Использование фольклора в работе с детьми второй группы раннего возраста (из опыта работы) Использование фольклора в работе с детьми второй группы раннего возраста (из опыта работы) Ценность фольклора заключается в том, что легко.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Использование логопедического лэпбука «Забавные шипелки» как средства коррекции речевых нарушений у дошкольниковИспользование логопедического лэпбука «Забавные шипелки» как средства коррекции речевых нарушений у дошкольников Содержание лэпбука «Забавные шипелки»: 1. «Ветерок» Цель: Вырабатывание целенаправленной воздушной струи. Ребенок дует на ленточки, представив.

Использование наглядного моделирования как средства развития связной речи у детей Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. давно установлено, что в дошкольном возрасте.

Конспект логопедической НОД в старшей логопедической группе на тему «Формирование звуковой культуры речи» Конспект логопедической НОД в старшей группе на тему «Формирование звуковой культуры речи» (лексическая тема «Домашние животные») Цель:.

Родительское собрание «Использование семейных традиций как средства воспитания уважительного отношения к семье» Проведение родительского собрания на тему: «Использование семейных традиций, как средства воспитания уважительного отношения к семье и старшему.

Использование фольклора как средства познавательного развития воспитанников в коррекционно-образовательном процессе Методическая разработка «Использование фольклора как средства познавательного развития воспитанников в коррекционно-образовательном процессе».

Степ-аэробика как средство повышения культуры движений старших дошкольников. Степ-аэробика как средство повышения культуры движений старших дошкольников. Здоровье детей в Российской Федерации отнесено к приоритетным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад к педсовету «Использование фольклора как средства повышения эффективности культуры речи в логопедической работе»
Опубликовано: 6 марта 2017 в 21:55
+63Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 49.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД