Папки-передвижки

Использование сюжетно-ролевой игры как средства воспитания дошкольников

Татьяна Макеева
Использование сюжетно-ролевой игры как средства воспитания дошкольников

«Использование сюжетно-ролевой игры, как средства воспитания дошкольников»

Существенные изменения в связи с введением ФГОС и переходом на федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, требуют актуальные перемены в содержании и построении образовательной деятельности. Изменился взгляд и на выпускника детского сада, успешно освоившего образовательную программу.

Публикация «Использование сюжетно-ролевой игры как средства воспитания дошкольников» размещена в разделах

В последнее время серьезное беспокойство со стороны педагогов и психологов вызывает сделанный на основе тщательного анализа вывод об «утончении» первичного игрового пласта в общечеловеческой культуре. Так, Д. И. Фельдштейн отмечает сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников.

Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко указывают на то, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют " профессиональные сюжеты», которые, как традиционно считалось, в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов. Дети постепенно перестают осознавать и принимать важность соблюдения в игре определенных правил, все чаще считая вполне возможным их нарушать. В современном обществе игра постепенно перестает быть «способом освоения социальных отношений» и школой становления произвольного поведения, а дети все более отдаляются от взрослых, не видят и не понимают смысла профессиональной деятельности родителей. Игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство, - к такому неутешительному заключению приходят исследователи детской игры.

Практика показывает: сюжетно-ролевые игры дошкольников характеризуется однообразностью и стереотипностью; не умением принимать и последовательно менять игровые роли; не достаточно используют действия с предметами и ролевую речью, то есть не осознаются сущность, смысл и мотивы деятельности, которые скрыты за внешними признаками людей и присущими им атрибутами. Сюжет игры в основном отражает героев современных мультфильмов. Дома дети мало играют в сюжетно-ролевые игры, родители занимают детей компьютерами, планшетами телевизором. Таким образом, у современных детей игровые действия недостаточно развернуты, иногда сопровождаются речью, но с ней не взаимосвязаны. Игра, как правило заключается в однообразном повторении одного игрового действия (например, кормление). Игровое сосредоточение недостаточное : начинают игровые действия и быстро прекращают их, переходят к новым игрушкам и так же быстро оставляют игру, не развив сюжет.

Большинство дошкольников (65 %) не выполняют правила игры, недостаточно осознают их, проявляют неустойчивость в игровом общении: дружеское отношение часто сменяется конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей.

Актуальность в настоящее время происходит разрушение сюжетно-ролевой игры, как особой культуры жизни ребенка дошкольника. В современной культуре детства положение игры становиться все более двусмысленным: игра попадает в категорию прав ребенка по Конвенции ООН «О правах ребенка», статья 31, но границы того, что должно быть защищено правом стремительно размываются.

Игрой называют все (игровое обучение, игровой тренинг, игровое шоу и т. п.). «Возраст игры» также теряет определенность. Если раньше было понятно, что это дошкольное детство, то теперь, в последние 10-15лет, играми в первую очередь, конечно компьютерными захвачены подростки и взрослые. В этих условиях трудно сохранить сюжетно-ролевую игру. Таким образом, наблюдаются изменение социальных установок по отношению к игре, а развитие и педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой почти забыто.

Если говорить о современных детях, дети в наши дни, либо совсем не играют, либо играют слишком мало.

Актуальность вопроса определяется еще и тем, что значительная часть современных родителей и педагогов, ориентируясь на искусственно сформулированные требования ранней подготовки к обучению в школе, беспечно игнорируют возрастные особенности дошкольников. А ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы чрезвычайно важных социальных компетенций: социального партнерства, продуктивного взаимодействия, управления конфликтами.

Также актуальность проекта обозначена необходимостью коррекции межличностных отношений и недостатков общения у детей. К сожалению, ребенок при общении в детском саду использует копию типичной для большинства (как правило, однодетных) семей модели неконструктивного поведения, индикатором которого является раздражительность, неуступчивость, агрессивность. Ребенка в такой семье не учат дружить, уступать друг другу, сочувствовать, быть толерантным, стараться понять товарищей по игре. Все чаще, наблюдается негативная реакция со стороны детей и на просьбы взрослого: капризы, немотивированные требования, плаксивость.

Поэтому, актуальность работы подтверждается следующими положениями:

1. Игра и общение дошкольников очень тесно связаны. Формируя внеситуативное общение, мы подготавливаем или совершенствуем игровую деятельность детей, а организуя сюжетно-ролевую игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая, как можно играть,

мы способствуем развитию их общения

2. Неблагополучие отношений ребенка со сверстниками, его конфликт с ними порождаются недостаточной сформированностью ведущей деятельностью ребенка.

3. Родители должны по чаще играть со своими детьми дома в сюжетные игры, а не в компьютерные.

Новизна - заключается в привлечении родителей к данной проблеме, чтобы научить их общаться и играть с детьми, стать партнером, помочь родителям увидеть в сотрудниках детского сада помощников, союзников, коллег в решении проблем воспитания и развития детей, показать значимость совместной работы ДОУ и семьи, которая выражается в компетентности родителей как соучастников в общем образовательном процессе.

В проекте представлены методы активации родителей с целью повышения педагогической компетентности в вопросах развития сюжетно-ролевых игр; вовлечению родителей в совместную игру родители – дети (взрослый – ребенок).

Предмет исследования – систематическое исследование сюжетно - ролевых игр, направленных на всестороннее развитие личности ребенка.

Гипотеза исследования- в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что если включить родителей в изучение сюжетно – ролевых игр, то это даст положительный результат на развитие навыков общения между детьми и расширению кругозора в целом.

Цель реализации исследования : Формирование игровых и социальных компетенций у младших дошкольников через развитие сюжетно - ролевой игры.

Задачи:

- Развивать умения развертывать игровые действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом.

- Связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.

- Стимулировать самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками.

- Побуждать к игровому общению со сверстниками, вступать в ролевой диалог, развивать восприятие сверстника как игрового партнера.

- Формировать собственную позицию ребенка.

- Развивать навыки социального партнерства: дружелюбие, спокойно играть, обмениваться игрушками, уступать, доброжелательно относиться друг к другу.

Предмет исследования – систематическое исследование сюжетно - ролевых игр, направленных на всестороннее развитие личности ребенка.

Гипотеза исследования:

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что если включить родителей в изучение сюжетно – ролевых игр, то это даст положительный результат на развитие навыков общения между детьми и расширению кругозора в целом.

Принципы работы по использоввнию сюжетно-ролевых игр :

• Принцип учета детских игровых интересов, детской субкультуры

• Принцип учета полоролевой дифференциации в игровой деятельности детей

• Принцип творческого обучения и воспитания

• Принцип доступности

• Принцип личностной ориентации

• Принцип интеграции

• Принцип систематичности

• Принцип практической применимости

• Принцип динамичности и гибкого зонирования

• Принцип индивидуального подхода к детям

• Принцип педагогической поддержки.

• Принцип родительской поддержки

Методы работы:

• изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

• наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

использование и комбинирование сюжетных игр в процессе обучения;

• диагностика развития детей;

• включение сюжетных игр в самостоятельную деятельность дошкольников;

• анкетирование, консультации, беседы с родителями, проведение праздников.

Условия реализации работы:

• обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

• правильное определение главной цели сюжетной игры;

• необходимость сохранять положительно - эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;

использовать в сюжетных играх элементы из дидактической игры, а также развивающие упражнения.

Вывод: Проведенная мною работа показала большую эффективность во всестороннем развитии дошкольников. Игры такого рода игры очень нравятся детям. Предлагаемое мною взаимодействие обеспечивается целенаправленным, активным включением всех участников проекта в игровую деятельность детей. Результатом такого социального партнерства является максимальное раскрытие индивидуальности каждого воспитанника с низким уровнем игровых компетенций, формирование собственной позиции ребенка, гармонизация личности ребенка.

В проекте использовались педагогические наблюдения, соответствующие возрасту. Они позволили отследить навыки игровой деятельности и общения детей, как на начальном этапе так и в конце, а так же выявить результаты приобретенных умений и навыков в конце проекта.

В результате углубленной работы по данной теме, удалось сформировать у детей представление о себе и окружающей действительности, рукотворном мире, мире людей и их взаимоотношениях, мире животных и т. д.

Перед внедрением проекта родители ссылались на занятость, незнание и неумение что-либо делать по содержанию проекта, но после бесед и индивидуальных консультаций родители согласились поучаствовать в семинаре-практикуме по теме «Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевую игру». После этого семинара родители с удовольствием стали помогать организовать оснащение игровой зоны (шили дома одежду для кукол при этом играя, в сюжетно-ролевую игру «Ателье», изготавливали атрибуты для игр и игрушки – предметов-заместителей (бигуди, ножницы, градусники, таблетки). У родителей появилось желание самостоятельно организовывать совместные, сюжетно-ролевые игры с детьми дома и в дошкольном учреждении.

Список литературы.

1. Л. Ф. Островская «Игрушки и пособия для детского сада».

2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2012г.

3. Зворыгина Е. В. «Первые сюжетные игры малышей». Москва, Просвещение, 1988г.

4. Аникиева Н. П. «Воспитание игрой». М., Просвещение, 1007г.

5. Богусловская З. М., Смирнова Е. О. «Роль игры в нравственном развитии ребенка». М., Просвещение, 1991г.

6. Н. Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду».

7. БодалеваА. А., Спиваковский А. С. «Популярная психология для родителей». М., 1998г.

8. Эльконин Д. Б. «Психология игры». М., Педагогика, 1978г.

Публикации по теме:

Использование логопедического лэпбука «Забавные шипелки» как средства коррекции речевых нарушений у дошкольниковИспользование логопедического лэпбука «Забавные шипелки» как средства коррекции речевых нарушений у дошкольников Содержание лэпбука «Забавные шипелки»: 1. «Ветерок» Цель: Вырабатывание целенаправленной воздушной струи. Ребенок дует на ленточки, представив.

Использование сюжетно-ролевой игры для социального развития навыков общения дошкольников в ДОУ Использование сюжетно-ролевой игры для социального развития навыков общения дошкольников в ДОУ № 9 В младшей группе у детей уже были сформированы.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Ателье» Конспект сюжетно-ролевой игры «Ателье» в старшей группе. Цель: 1. обогащение социально-игрового опыта между детьми, развитие игровых умений.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Школа» Конспект открытого просмотра сюжетно – ролевой игры Образовательная область «Социализация» Тема: «Школа» Цель: Продолжать.

Родительское собрание «Использование семейных традиций как средства воспитания уважительного отношения к семье» Проведение родительского собрания на тему: «Использование семейных традиций, как средства воспитания уважительного отношения к семье и старшему.

Проект «Речевое развитие старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры «Магазин»Проект «Речевое развитие старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры «Магазин» Подготовила и реализовала Аксенова Елизавета Александровна, воспитатель МДОАУ №3 г. Новокубанска Актуальность проекта: Дошкольное детство.

Проект сюжетно-ролевой игры «МЧС» ПРОЕКТ сюжетно-ролевой игры «МЧС» Цели: Продолжить знакомить детей со службами спасения «01», «02», «03» и правилами поведения при экстремальных.

Возрастные особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников на разных этапах ее формирования Общепризнано, что игра - ключевой фактор в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов.

Этапы сюжетно-ролевой игрыЭтапы сюжетно-ролевой игры Игра-отражение жизни. Здесь всё как будто понарошку, но в этой условной обстановке, которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего,.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии старшего дошкольного возраста. Модель сюжетно-ролевой игры «Сбербанк»Значение сюжетно-ролевой игры в развитии старшего дошкольного возраста. Модель сюжетно-ролевой игры «Сбербанк» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - Детский сад №221» г. Пермь. Воспитатель: Антонова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сюжетно-ролевой игры как средства воспитания дошкольников
Опубликовано: 18 февраля 2017 в 14:18
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД