Марина Курносова
Организация РППС по экологическому воспитанию в группе ОВЗ из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Доклад на тему: «Организация пространственной предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию в группе с учётом ФГОС» (из опыта работы). Подготовила воспитатель Курносова М. В.
Слайд 2
Публикация «Организация Рппс по экологическому воспитанию в группе ОВЗ из опыта работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры, т. е. бережного отношения ребенка к природе, себе и окружающим людям. Поэтому правильно организованная предметно развивающая среда в экологическом воспитании дошкольников имеет большое значение.
Слайд 3
Главными задачами создания и развития предметно-развивающей среды являются:
Создание комфортных условий для формирования у ребенка экологической культуры;
Формирование экологически грамотного поведения детей в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка;
Формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе;
Воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе, воспитывать эстетические чувства.
Слайд 4
Актуальность темы:
Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Слайд 5
Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для детей. И он должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация условий, пространства дошкольного учреждения. Экологические пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников.
Слайд 6
Развивающая предметно-пространственная среда, ориентированная на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности является педагогическим условием формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста.
Развивающая предметно – пространственная среда способствует:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств ребенка;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов деятельности ребенка.
Слайд 7
В группе обязательно должны быть комнатные растения. Растения в группе находятся на уровне глаз детей; доступны для наблюдения и ухода за ними, безопасны для детей, соответствуют возрасту. В нашей группе есть комнатные растения: фиалки, зигокактус (декабрист, спатифиллум Уолиса, золотой ус, замиокулькас замиелистный. Цветы подписаны и составлен «Паспорт комнатных растений». Все растения безопасны для человека. Мы вырастили из семян комнатное растение Аспарагус.
Слайд 8
«Огород на подоконнике» - это не только высадка рассады, но и оформление его в каком-то сказочном стиле, чтобы понравилось в первую очередь детям. Это и есть макетирование - экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению знаний о мире природы, позволяет лучше усваивать и запоминать разнообразие природного мира. Изготовление макетов насыщает жизнь ребенка новыми впечатлениями и стимулирует детское творчество. Мы ухаживаем за "огородом", наблюдения записываем в «Календарь наблюдений».
Слайд 9
Подарки для мам на 8 Марта мы с детьми выполнили с использованием посеенной ранее травой, дополнив полученные букеты цветочком, выполненным в технике оригами.
Слайд 10
Мы используем природный материал при изготовлении поделок: каштаны, жёлуди, листья, семена тыквы и кабачка, липы, ягоды рябины, шишки, бересту, морские камешки и ракушки.
Ежегодно наша группа принимает участие в конкурсе на лучшую поделку из природного материала, выполненную детьми совместно с родителями «Что нам осень принесла?».
Слайд 11
При организации учебно - воспитательного процесса в группе регулярно проходят занятия по экологическому воспитанию : «Путешествие Капельки», «На полянке», «Дары осени», «Игры со светом», «Чудо дерево», «Одежда»… Занятия соответствуют заранее запланированной теме недели.
Темы занятий по экологическому воспитанию в нашей группе, согласно программе, следующие: времена года (сезонные изменения в жизни людей и животных, домашние и дикие животные и птицы и их детёныши, насекомые, цветы, части тела. По теме работают воспитатели и специалисты группы. В силу особенностей развития детей на некоторые темы выделена не одна неделя, а две-три-четыре (животные). По каждой изучаемой теме мы делаем выставку в книжном уголке и на магнитной доске: книги, картинки, игрушки. На занятиях по экологическому воспитанию дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, о приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через наглядный материал: рассматривание иллюстраций, игрушек, просмотр мультфильмов; и через словесные методы: беседу, чтение худ. литературы, разучивание пальчиковой гимнастики. Мы даём четкие ключевые определения, названия предметов, действий и словосочетания по изучаемой теме и вводим в активный словарь ребёнка через многократное повторение. Закрепляем изученный материал разными движениями, игровыми действиями («угостить петуха зерном», «дать корове сена», "полетаем как бабочки" и т. п., звукоподражанием, пазлами, дидактическими и подвижными играми.
Слайд 12
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, потому что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В группе созданы :
- картотека опытов;
- центр воды: разнообразные баночки, стаканчики, трубочки, лейки, водяная мельница, мерные стаканы;
- центр песка: стол с сухим песком и разноцветной подсветкой, куб с кинетическим песком и подсветкой;
- природный материал, весы, мелкие игрушки для игр с песком.
Дети очень любят игры в песке и с водой, поэтому мы в своей группе используем их круглый год. Дети способны очень долго наблюдать за сыплющимся песком, льющейся водой, ощущать их тактильно. Песок и вода обладают способностью снимать агрессивную энергию, развивают усидчивость, моторику, внимание, аккуратность при работе.
Такие игры и упражнения проводим обязательно под присмотром воспитателя и используем на подгрупповых занятиях (по 2 человека) и индивидуальных в свободной деятельности.
Слайд 13
В группе имеется много дидактического материала, настольных игр, муляжи овощей и фруктов, приспособления для опытов и экспериментов, художественная литература. Всё это помогает в индивидуальных, групповых и самостоятельных занятиях. Дети знакомятся с окружающим миром, учатся сравнивать, описывать предметы и составлять рассказы по картинкам, что способствует развитию речи и пополнению словарного запаса.
Слайд 14
В группе созданы все условия для ежедневного наблюдения детьми за природой. Помощниками являются:
- календарь природы, на котором мы отмечаем сезонные изменения: время года, дни недели, дату (месяц и число, облачность, осадки.
- на стене висит дерево, оформление которого мы меняем в соответствии с временем года.
Слайд 15
В родительском уголке находиться информация, доступного лаконичного содержания по сезонным изменениям в природе, теме недели, её цели, задачи и рекомендации.
Стараемся привлекать родителей к совместной трудовой деятельности на участке и в изготовлении поделок для выставок и конкурсов в домашних условиях.
Слайд 16
Таким образом, путем создания развивающей предметно – пространственной среды в условиях ФГОС достигается главная цель экологического воспитания – формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Слайд 17
Спасибо за внимание!