Приложение МААМ

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях объединения «Мастерица»

Ирина Савельева
Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях объединения «Мастерица»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы г. Белорецка

муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан

«Согласовано»

руководитель ГМО педагогов

дополнительного образования г. Белорецк

Ручушкина В. Ф.

___

«___»___2021г.

Доклад на методическом объединении педагогов дополнительного образования г. Белорецк

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях объединения «Мастерица»

Разработал:

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях объединения „Мастерица“» размещена в разделах

педагог дополнительного образования

Савельева Ирина Алексеевна

г. Белорецк 2021г

«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель.

«Рука - это своего рода внешний мозг!»- писал Кант.

«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки»-

Известно, что в последние 5-10 лет

- дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.).

Работая с детьми могу сказать, что работа пальцев рук, т. е. мелкая моторика наряду с разговорной речью, играет немаловажную роль в правильном развитии ребенка согласно его возрасту.

У мелкой моторики есть важная особенность: она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому, при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития ребёнка необходимо большое внимание уделять развитию мышц кистей рук, т. е. мелкой моторике. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, развиваются такие качества, без которых человеку трудно адаптироваться в обществе: концентрация и распределение внимания ребенка, абстрактное мышление и воображение.

Известно что большой палец влияет на работу головного мозга, указательный – на состояние желудка, средний палец – на состояние кишечника, безымянный отвечает за работу печени и почек, мизинец – за работу сердца. Следовательно, на своих занятиях я работаю над развитием мелкой моторики.

На наших занятиях мы работаем с крупами, семенами бусинками и другими сыпучими материалами. Выполняем вышивку, вяжем различные изделия, перематываем мотки пряжи в клубок.

Детям очень нравятся - угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

1. Работа с соленым тестом.

Развитие тонких и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

Поддерживание проявления фантазии и смелости в применении собственных замыслов.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применяется для выполнения фигурок сказочных героев, разнообразных сказочных сюжетов, художественных картин.

2. Работа по освоению техники бумагокручения.

Бумагокручение основано на умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоские композиции, пользоваться необходимыми инструментами и материалами для выполнения данной работы (ножницы, бумага, клей). Это развивает мелкую моторику рук, усидчивость, целеустремленность, учит наблюдать, анализировать, сравнивать изображения с реальными предметами.

3. Модульное оригами.

Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным увлечением. Ребенок учиться общаться с бумагой, развиваются творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. А так же развивает мелкую моторику рук, усидчивость, учит наблюдать, анализировать, сравнивать.

4. Вышивка

Я сама увлекаюсь вышивкой, поэтому решила, что для развития мелкой моторики рук будет полезным научить детей вышивать. Вышивание, на мой взгляд, как нельзя лучше развивает мелкую моторику рук, массирует активные точки пальчиков рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие.

К тому же, вышивка несет в себе массу положительной энергии, учит воспринимать цвета и их оттенки, развивает пространственное мышление. Вышивая узор из ниточек разного цвета, ребенок учится создавать разноцветное изображение, вырабатывается художественный вкус.

5. Вязание.

Вязание – это не только способ создавать самостоятельно интересные вещи и предметы, одежду, аксессуары, игрушки. Этот увлекательный и развивающий процесс. Конечно, главной пользой здесь станет именно развитие мелкой моторики.

От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Хорошо помогают развитию мелкой моторики рук разные игры и упражнения. Давайте с вами выполним одно упражнение.

1. Массаж пальцев (с большого и до мизинца). Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать весёлыми рифмовками (приговорками).

Этот пальчик — дедушка.

(можно заменить именами родственников в ласкательной форме)

Этот пальчик — бабушка.

Этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик — папочка.

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья! (растопырить ручки малыша или свои)

2. Массаж ладоней шестигранным карандашом

Упражнение «Утюжок»

Толстый карандаш положить на стол, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.

Карандаш я покачу

вправо-влево – как хочу.

Упражнение «Добывание огня»

Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.

Упражнение «Вертолёт»

Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами. Пусть он вращается быстро, как винт вертолёта!

Отправляется в полёт

необычный вертолёт.

3. «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок-

И зажали в кулачок.

4. Колечки

Пальцы поочередно соединять в колечки с большим пальцем в прямом (от указательного до мизинца) и обратно (от мизинца до указательного) направлениях. Сначала упражнение выполняется каждой рукой по отдельности, затем одновременно.

Безусловно, Времени занятий недостаточно, чтобы все дети получили хорошее развитие мелкой моторики рук. По этому я работаю с родителями.

В течение года была проведена следующая работа с родителями:

В ходе бесед с родителями в начале учебного года выяснилось, что большинство родителей знают, что такое мелкая моторика и для чего ее нужно развивать. Но игры для ее развития дома они практически не используют. О пальчиковой гимнастике родители узнают, в основном, от своих детей.

Поэтому я обсуждаю с родителями, какие задания они должны выполнять с детьми дома для развития мелкой моторики : папка-передвижка на тему «Игры для развития мелкой моторики с предметами домашнего обихода»; сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Результаты.

В процессе работы по данной теме я систематизировала знания в области развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста : накоплен достаточно большой материал по работе в разных техниках, создана база упражнений.

По проводимой мною диагностике освоения программы, я вижу, что в результате применения упражнений, работы в перечисленных техниках, у детей : улучшилась моторика, координация движений кистей, пальцев рук; расширился словарный запас посредством использования пальчиковых игр; продолжает развиваться воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческая активность.

Вывод.

Успех детей окрыляет их, дает новые силы. Важно создать в группе

благоприятную атмосферу взаимной заинтересованности, доброты, внимания к труду товарищей и их результатам. Когда ребенок видит результаты своего труда, он с еще большим энтузиазмом и рвением относится к своему делу. Ребенок начинает гордиться собственными достижениями и верить в то, что он все может.

Таким образом, развивается не только мелкая моторика, но и повышается самооценка младших школьников. Детям очень нравится заниматься чем-то новым, увлекательным. А рукоделие – это тот вариант, когда дети младшего школьного возраста могут создавать что-то уникальное, но при этом еще и развивается усидчивость, воображение и стремление к достижению конечного результата; а именно красивых вещей, созданных своими руками, которые дети с удовольствием дарят своим близким.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Фотоотчет о занятиях «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц для детей с ТНР»Фотоотчет о занятиях «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц для детей с ТНР» Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаПовышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики у детей раннего возраста Благодаря современной науке, мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях объединения «Мастерица»
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 12:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях объединения «Мастерица»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Савельева (УИ 465234) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД