Папки-передвижки

Применение дидактических игр и упражнений по развитию речи в младшем дошкольном возрасте

Наталья Робертус
Применение дидактических игр и упражнений по развитию речи в младшем дошкольном возрасте

Доклад на педсовет.

Тема: Применение дидактических игр и упражнений на занятиях по развитию речи в младшем дошкольном возрасте.

Актуальность проблемы.

Овладение родным языком – является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.

Публикация «Применение дидактических игр и упражнений по развитию речи в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Основная задача развития ребенка дошкольного возраста - это овладение нормам и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей.

Цель моей работы в этом направлении – помочь детям младшего дошкольного возраста сформировать устную речь детей и навыки речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа через дидактическую игру. Так как игра – основной вид деятельности детей.

Задачи:

Формирование словаря

- создание развивающей речевой среды в группе;

- обогащение словаря тематическими группами слов;

- закрепление представлений об обобщающих понятиях (овощи, фрукты, одежда и т. д.);

- развитие представлений о смысловой стороне слова: работа над правильным пониманием значений многозначного слова; ознакомление с синонимами и антонимам разных частей речи – существительное, прилагательное, глагол;

Звуковая культура речи

- формирование основ звукового анализа;

- формирование правильной артикуляции;

- работа над выразительностью речи (умение пользоваться высотой, силой, темпом, ритмом, паузами);

- выработка дикции, отчетливого, внятного произношения;

Грамматический строй речи

- формирование умения согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже;

- обучение правильному образованию, склонению и употреблению слов в единственном и множественном числе;

- развитие умения образовывать наименования детенышей животных (кошка- котенок и т. д.);

- обучение умению соотносить названия глагола- движения с действиями предмета человека, животного;

Связная речь

- составление предложений;

- развитие диалогической речи (умение слушать и понимать речь, вступать в разговор, отвечать на вопросы, спрашивать);

- монологическая речь (пересказ хорошо знакомых сказок и рассказов, рассказы по наглядному материалу (игрушка, картина, рассказы со знакомым детскому опыту сюжету;

- использование для высказываний разных типов схем, отражающих последовательность изложения текста.

Считаю, что основным условием, обеспечивающим успешное осуществление поставленных задач, является совершенствование процесса обучения на занятиях и во время самостоятельной деятельности ребенка, поиск новых приемов, позволяющих детям с интересом и качественно усваивать программный материал.

Наиболее характерной для дошкольников формой обучения является игра.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры, главная их особенность состоит в том, что задания предлагаются детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие - то знания, овладевают навыками действий с определенным предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Каждая игра самостоятельна, имеет свои учебные задачи. В то же время игры разработаны так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала.

Опираясь на исследования на опыт ведущих педагогов и психологов, выстроила систему использования дидактических игр для развития речи детей.

В своей работе, я использую три вида дидактических игр :

- с предметами и игрушками;

- настольно- печатные игры;

- словесные игры.

Первая группа игр направлена на формирование словаря детей.

В словарной работе особое внимание уделяю накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни. Активизирую в применении детьми разных частей речи – не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий. Становление лексической системы языка происходит постепенно. Подвожу детей к пониманию того, что каждый предмет, его свойства и действия имеют название. Для этого учу детей:

- различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечать на вопросы: Что это? Кто это?;

- видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой);

- обозначать действия, связанные с движениями предмета, их состояния, возможные действия человека (что делает? что с ним можно сделать).

Такое обучение провожу в играх «Чудесный мешочек», «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто, что умеет делать?».

Постепенно от называния видимых и ярких признаков (формы, цвета, величины) переходим к сравнению с другими предметами, например в игре «Сравни фрукты (овощи, посуду)».

При назывании действия предмета или действий с этим предметом помогают детям сформировать умения видеть начало, середину и конец действия. Для закрепления этих умений использую игру с карточками, «что с начала?», «что потом?». Используемые карточки с изображением различных действий позволяют детям увидеть и назвать действия в определенной последовательности. В дидактической игре «Шиворот навыворот» упражняю детей в назывании и понимании слов с противоположным значением (день – ночь, длинное - короткое). Через игры «Что лишнее», «Назови одним словом», «Тоже игрушка, тоже цветок», у детей формируется понимание и умение употреблять обобщающее слова (платье, рубашка- одежда; яблоко, груша – фрукты).У воспитанников развивается умение сравнивать предметы соотносить целое и его части (паровоз, вагоны – поезд и др.).

Все выше указанные игры направлены на подведение детей к пониманию значения слова, обогащение его смысловым содержанием, то есть на качественное развитие словаря.

1. Игровая ситуация «А что в мешочке?»

Цель: закрепить знания о названии посуды ; о обобщающем понятии посуда.

- Ребятки, сегодня в чудесном мешочке есть для вас что-то интересное. Опускайте ручку и доставайте. Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, ложка, чашка, нож. Все эти предметы можно назвать одним словом — посуда.

2. Дидактическое упражнение «Что это?»

Цель: упражнять в подборе глаголов; развивать фразовую речь.

Это кастрюля. В ней можно сварить суп.

Это тарелка. В нее можно положить еду.

Это ложка. Ложкой можно набирать еду и класть в рот.

Это чашка. В нее можно налить чай и выпить его.

Это нож. Им можно резать хлеб.

Это сковорода. На ней можно пожарить котлетки.

Вторая группа игр направлена на воспитание звуковой культуры речи. Обучение правильному звукопроизношению всегда являлось ведущей линии развитие речи детей 3-4 лет. Для развития артикуляционного аппарата широко использую звукоподражательные слова, голоса животных. («Звучащие кубики», «Узнай по голосу»). Так же предлагаю детям музыкальные инструменты дудочку, колокольчик. Дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь». Закрепляется и произношение твердых и мягких звуков.

Дикцию (отчетливое и ясное произношение слогов и звуков) отрабатываем с детьми с помощью специальных речевых упражнений. Это шутки, чистоговорки («бы-бы-бы - идет дым из трубы», потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами», упражнение на договаривание слогов, называние слов сходных по звучанию (мышка- мишка).

Игры и упражнения на произношение, например, шипящих звуков тематически объединяю. Так после рассматривания картинки «Ёж и ежата» предлагаю выполнить ряд заданий: чётко произнести фразы со звуками «ш, ж». (жа - жа – жа- мы увидели ежа; жу- жу-жу- мы грибок дадим ежу; жи - жи - жи где грибы берут ежи?.Ша-ша-ша мы купаем малыша; шу-шу-шу дам грибочек малышу; ши-ши-ши где гуляют малыши?”). Такие упражнения помогают освоить интонацию голоса и развивают чувство ритма. Правильное звукопроизношение у детей младшего дошкольного возраста влияет на их речевое и умственное развитие, поэтому уделяю пристальное внимание воспитанию интонационного чутья, темпу речи, дикции, силе голоса, поскольку здесь заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого провожу игры «Чей голос», «Тихо - громко». В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражанию (корова мычит громким голосом, а теленок тихим и тонким).

Третья группа игр помогает усвоить детям грамматические основы родного языка. Это игры по обучению изменения слов по падежам, согласование существительных в роде и числе (маленькая лошадка, длинные уши). В играх «Чего не стало?», «Чего нет у куклы (машины?» дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (не стало утят, игрушек, нет платья, нет тапочек).

Активизируя употребление пространственных предлогов (в, на, за, под, около) одновременно подвожу детей к употреблению падежных форм. Дидактическая игра «В прятки», «Где сидит котенок (щенок?» помогают усвоить эти грамматические нормы. (Например, игрушки прячу в разных местах комнаты, а дети, находя их, называют правильно слово с предлогом: в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати).

Особое место занимает работа с глагольной лексикой. Это обучение детей правильному употреблению формы повелительного наклонения глагола единственного и множественного числа (беги, лови, покружитесь, спряжение глагола по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим, образование видовых пар глаголов, например, (встал, встает; умылся, умывается; оделся, одевается). Для этого провожу такие игры как «кто, что делает?». Также знакомлю со способами образование глаголов на материале звукоподражаний (воробей чик-чирик - чирикает) и названий музыкальных инструментов (на барабане барабанят). «что будет делать зайчик если возьмет дудочку, трубу?»- такие вопросы подводят детей к пониманию того, что игра на музыкальных инструментах - это действия, и оно имеет свое название. Различные способы образования глаголов закрепляются в играх «Добавь слово», «Кто больше назовет действий», «какие профессии вы знаете? что делает учитель? строитель?», «когда это бывает?». Игра «что? где? когда?» предполагает ответы на вопросы в трех вариантах, например, «что вы делаете в группе? где вы играете? когда вы здороваетесь?».

Большая работа проводиться по обучению разным способам словообразованию игра «Скажи ласково» (заяц-зайчик, «Что для чего?» (сахар-сахарница, хлеб-хлебница).

В своей работе учитываю индивидуальные особенности детей, поэтому работа проводится в обстановке естественного общения не только на занятиях, но и в другие режимные моменты.

Публикации по теме:

«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка»Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка» Цель занятия: учить детей различать и называть красный, желтый и зеленый цвета, повторять простые и относительно сложные фразы. А также.

Игры летом на прогулке в младшем дошкольном возрасте Лето – это любимое время года. Игры на свежем воздухе для детей младшего дошкольного возраста – это любимое времяпровождение детей. Дети.

Конспект НОД по лепке в младшем дошкольном возрасте «Ягоды рябины»Конспект НОД по лепке в младшем дошкольном возрасте «Ягоды рябины» Хорошо у нас в детском саду «Лепка ягоды рябины» Цели деятельности педагога: закреплять знания о своем детском саде, умение ориентироваться.

Консультация для родителей «Вредные привычки в младшем дошкольном возрасте» Вредные привычки – это признак сильной тревожности. Важно понимать, что причины, провоцирующие такое поведение, имеют под собой реальную.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение дидактических игр и упражнений по развитию речи в младшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 24 января 2024 в 16:13
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД