Папки-передвижки

Влияние художественной литературы о природе на духовно-нравственное развитие ребёнка

Людмила Ластовка
Влияние художественной литературы о природе на духовно-нравственное развитие ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Педсовет «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

Тема докладаВлияние художественной литературы о природе

на духовно-нравственное развитие ребёнка»

Выполнила: воспитатель

Ластовка Людмила Васильевна

Омск – 2023г

Воспитание из всех святых дел самое святое

Феофан Затворник

Публикация «Влияние художественной литературы о природе на духовно-нравственное развитие ребёнка» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание - одна из самых актуальных задач российского образования. В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию духовно-нравственное воспитание выходит на первый план. ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В Требованиях к структуре образовательной программы ДО и ее объему раскрывается содержание программы. Оно должно обеспечивать развитие личности и охватывать определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда т творчества.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет) зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализовывается в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании из различного материала, изобразительной, музыкальной, музыкально-ритмической.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы ДО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. В соответствии с ними духовно-нравственная культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Так, в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, делается акцент на развитие духовных и общечеловеческих ценностей, подчеркивается, что реализация принципа культуросообразности образовательной деятельности «дает возможность обеспечить учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнить недостатки духовно-нравственного воспитания».

Пристальное внимание к проблеме духовно-нравственного воспитания, поиск эффективных методов, обращение к культурно-историческим традициям неслучайны. Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы, обозначенных современными философами как «антропологическая катастрофа», приближающая страну к черте, за которой начинается нравственное и физическое вырождение нации. Наиболее незащищенными от негативных воздействий оказались дети.

В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой эмоциональностью, восприимчивостью к социальным воздействиям, а, с другой стороны дошкольный возраст, когда закладываются ценностные приоритеты, базис нравственности и культурного потенциала. В дошкольном возрасте закладываются основы характера будущего человека, его отношение к людям, к труду, к окружающей действительности, устанавливаются нравственные нормы поведения. Дети с малых лет начинают разбираться в том, что хорошо и что плохо, ценить положительное, активно проявлять отрицательное отношение ко всему плохому.

Духовно-нравственное развитие дошкольников подразумевает процесс, связанный с положительными качественными изменениями внутреннего мира личности под влиянием системы духовно-нравственного воспитания, социальной среды, собственного опыта и опыта других людей, а также состояние, характеризующееся достигнутым личностью уровнем духовно-нравственной воспитанности на каждом возрастном этапе.

В духовно - нравственном воспитании детей дошкольного возраста исключительно велика роль детской художественной литературы.

«Книга – важнейший фактор воспитания»

Н. К. Крупская

Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Художественная литература оказывает благотворное воздействие на читателей благодаря тому, что отражает действительность, показывает жизнь в ярких живых образах. Вместе с тем писатель осмысливает жизнь, проявляет определенные симпатии, антипатии к изображаемой действительности, передает это детям.

Художественная литература показывает ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», прививает ему нормы нравственного поведения, но не в виде сухих навязчивых формул, а в виде ярких художественных образов, эмоционально воздействующих на него. В подлинно художественном произведении мораль логически вытекает из поступков и поведения героев. Такое произведение дает возможность читателю самому делать вывод. Но есть и произведения, в которых содержится прямое поучение. К ним относятся басни, нравоучительные сказки и рассказы.

Художественная литература оказывает большое влияние на детей дошкольного возраста тогда, когда восприятие ее направляется и углубляется воспитателем. Воспитатель является посредником между писателем и детьми – слушателями, и его обязанность донести до детей идею художественного произведения, вызвать у них высоконравственные чувства.

Художественная литература может быть полноценным средством нравственного воспитания детей только при условии органической связи её со всей воспитательной работой дошкольного учреждения.

Недостаточно только прочитать художественное произведение, побеседовать о прочитанном, пересказать его. Важно связать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить детям художественные образы, подсказать иногда правильное решение вопроса, тем более, что дети связывают художественные образы детских книг со своими поступками, с поступками своих друзей. Но все время стоит помнить о большой тактичности, осторожности при использовании художественных образов нравственными поучениями и нотациями.

При подготовке к школе на первый план выдвигается задача формирования и развития психических и важнейших личностных качеств ребенка. Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества: доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых.

Литература, по словам Е. А. Флериной, расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идейное воздействие, объединяет детский коллектив.

Особое место в художественной литературе занимают произведения, рассказывающие о нашей чудесной природе. Следует отобрать нужные для чтения детей произведения. И через них воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе.

«Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца,

при посредстве которых говорит и чувствует»

И. В. Гёте

Н. Миронова рассматривает вопрос особенностей развития эмоционального мира дошкольников через воздействие художественных произведений о природе.

После прочтения рассказов о природе детям нужно задавать вопросы, чтобы обсудить их переживания, чувства, оценить их эмоциональный отклик на художественный текст.

Для этого подойдут рассказы многих писателей, например:

— М. М. Пришвин «Деревья в лесу»; «Ветреный день»; «Золотой луг»;

— Н. Павлова «Хитрый одуванчик»;

— К. Д. Ушинский «утренние лучи»;

— Е. А. Пермяк «Шумливое море».

Очень важно правильно читать рассказы, с интонацией преподносить литературные произведения и передавать свое эмоциональное впечатление детям. Без этой чувственной основы, без эмоционального отношения детей к тому, что они слушают, искусство как средство воспитания теряет свою ценность. Эмоции человека – это особый продукт общественно-исторического развития. Для дошкольника характерно наглядно-образное отношение к миру, поэтому, увидев деревья в лесу, цветы, траву, ему трудно понять, что они живые (ведь в природе деревья не разговаривают).

Таким образом, можно сделать вывод, что духовно-нравственное развитие детей, это сложный и многоплановый процесс, особую роль в котором играет детская художественная литература. Именно художественный текст дает ребёнку возможность соприкоснуться с природными стихиями и не просто наблюдать за ними со стороны, а оценивать их как часть своей жизни и себя как часть природы. Обращение к произведениям художественной литературы помогает ребёнку дошкольного возраста выработать собственное отношение к природе, как базовой национальной ценности, а это является одной из сторон духовно-нравственного развития ребёнка.

Использованная литература :

1. Буало Н. Поэтическое искусство / Пер. с фр. М. : Азбука-Классика, 2010.

2. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Искусство, 1986.

3. Галина М. «Книжный мир ребенка», Детский сад от А до Я, № 1, 2005 г.

4. Грищенко З. А. «Ты детям сказку расскажи…» г. Москва. Яинка-Пресс, 2003 г.

5. Ильчук Н. П. Большой воспитательный секрет», Ребенок в детском саду, № 4, 2003 г.

5. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний дошкольный возраст). М. : Педагогика, 1972.

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Сост. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М. : Просвещение, 2009.

8. Короткова Н. «Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе», дошкольное воспитание № 8, 2001 г.

9. Миронова Н. "Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца. " : влияние художественной литературы о природе на духовно-нравственное развитие ребенка / Дошкольное воспитание. — 2014. — № 4.

10. Тимофеева И. Н. «Сто книг вашему ребенку» Беседы для родителей, Москва, «Книга», 1987 г.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.

Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка» Сегодня я хочу предложить вам вспомнить своё детство. Наверное каждый из вас, в детстве сооружал самолётик, пилотку или кораблик из газеты.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Рекомендации родителям «Как привлечь ребёнка к самостоятельному чтению художественной литературы»Рекомендации родителям «Как привлечь ребёнка к самостоятельному чтению художественной литературы» Как привить детям интерес к чтению книг? Этот вопрос интересует многих родителей, особенно в период, когда ребёнок готовится к поступлению.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние художественной литературы о природе на духовно-нравственное развитие ребёнка
Опубликовано: 19 января 2023 в 17:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние художественной литературы о природе на духовно-нравственное развитие ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Ластовка (УИ 412507) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД