Приложение МААМ

Опыт работы «Физкультура и ранняя профориентация дошкольников»

Мезинова Алина
Опыт работы «Физкультура и ранняя профориентация дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель доклада: распространение педагогического опыта работы с дошкольниками для раннего развития профориентации.

Задачи:

передать педагогический опытпо развитию ранней профориентации у дошкольников посредством физической культуры;

создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Здравствуйте уважаемые коллеги, я рада видеть Вас на нашем методическом объединении! Сегодня мы с Вами поговорим о физкультуре и ранней профориентации дошкольников.

Публикация «Опыт работы „Физкультура и ранняя профориентация дошкольников“» размещена в разделах

В настоящее время необходимость ранней профориентации обозначена как один из важных элементов социально-коммуникативного развития ребенка, который предполагает постепенное погружение детей в мир экономических отношений, формирование разумных потребностей на основе соотношения желаний и возможностей семьи, развитие ценностного отношения к труду.

Профессиональная ориентация (далее – Профориентация) – научнопрактическая система государственных мероприятий по подготовке подрастающего поколения к осознанному выбору профессии.

Профориентация в ДОО – это :

система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого воспитанника для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям;

общее знакомство с миром профессий с совместным обсуждением мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

Ранняя профориентация – комплекс мероприятий психолого-педагогического характера, помогающий ребенку определиться в выборе будущей профессии в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Ранняя профориентация призвана :

дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности, с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации воспитанников являются:

профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

В практике дошкольных учреждений существует определенная совокупность методов, которые способствуют формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра. Но при этом практически ничего не говорится об ознакомлении с ранней профориентацией в образовательной области «Физическое развитие».

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. А ведь подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, включая занятия физической культурой.

Тем более, когда развивающая предметно-пространственная среда спортивного зала содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство спортивного зала оснащено в соответствии с требованиями образовательных программ, реализуемых в дошкольном учреждении и создано таким образом, что дает возможность с помощью физических занятий изучать разные профессии.

Итак, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, я предлагаю вашему вниманию отрывки из конспектов образовательной деятельности по физической культуре «В мире профессий».

Профессия «Шофёр»

Считалка

В гараже стоят машины –

Волга, Чайка, Жигули…

От какой берёшь ключи?

Загадка

Правила движения,

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит. (шофер)

Физкультминутка «Профессии»

На педаль нажали смело (стоя, имитируют нажим на педаль)

Посмотрели вправо, влево (поворачивают голову)

И поехали вперед (бип – бибип, имитация сигнала).

К тем, кто нас, конечно, ждет (едут по кругу, держа в руках воображаемый руль).

Игра «Такси»

Цель: приучать детей двигаться вдвоем, согласовывая движения, друг с другом, меняя направление;

воспитывать дружеские отношения между детьми.

Инвентарь: обручи диаметром 1 метр, флажки.

Ход игры

Дети становятся парами внутрь большого обруча, держат его в руках на уровне пояса: один – у одной стороны обода, другой – у противоположной, друг за другом. Первый ребенок – водитель такси, второй – пассажир. Дети ходят, бегают по площадке или по дорожке. На остановке, обозначенной флажком или знаком стоянки такси, меняются ролями.

Вариант: таксисты перевозят пассажиров в магазин, на вокзал, в школу и т. д.

Профессии : «Воспитатель», «Помощник воспитателя»

Загадка

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Это наш – (воспитатель)

Загадка

Кто воспитателю поможет,

Все в группе чисто приберет,

Детей накормит, спать уложит,

Везде порядок наведет? (Помощник воспитателя)

Считалка

Жили-были сто ребят»

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед.

И съедали сто котлет,

А потом ложились спать.

Начинай опять считать!

Считалка

«Мы всегда играем дружно»

Мы всегда играем дружно,

А не дружных, нам не нужно.

Не нужны нам драчуны,

Плаксы тоже не нужны!

Подвижная игра «Мы веселые ребята»

Цель: упражнять в беге с ускорением, с уворачиванием от ловишки; учить проговаривать выразительно речевку; развивать ловкость, быстроту; воспитывать смелость.

Ход игры

Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине, между двумя линиями находится ловишка, выбранный воспитателем или детьми.

Дети хором произносят текст:

«Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй, нас догнать:

Раз, два, три – лови!»

После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и встает возле дома ловишки.

После двух – трех перебежек подводятся итоги игры, выбирается новыйловишка.

Профессии «Космонавт», «Лётчик»

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять

Нам ракеты запускать!

Кто в ракету не попал,

Тот к отлёту опоздал!

Считалка

Чтоб летать нам на планеты

Мы построили ракеты,

Раз, два, три –

Полетишь сегодня ты!

Подвижная игра «Самолеты»

Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; приучать внимательно слушать сигнал, начинать движение по сигналу; развивать ориентировку в пространстве, ловкость.

Ход игры

Дети строятся в шеренгу (врассыпную) на одной из сторон площадки. Воспитатель показывает, как заводить мотор, как летать, только после этого дает команду: «К полету приготовиться. Завести моторы!»

Дети делают вращательные движения руками перед грудью, произнося звук «р-р-р.»

После сигнала «Полетели!», дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят – разбегаются в разные стороны.

Воспитатель проговаривает:

«Самолет летит, летит,

Летчик смелый в нем сидит!»

По сигналу «На посадку!» дети возвращаются на свои места.

Вариант

Дети строятся в 3 – 4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. По сигналу летают врассыпную, по сигналу «На посадку!», находят свои места в колоннах, приседают. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее.

Морские профессии

Загадки

Кто плывет на корабле,

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк)

Он от всех родных вдали,

Водит в море корабли.

Повидал немало стран

Морской отважный. (капитан)

По мосту чтоб мчался скорый,

Чинит он в воде опоры.

Целый день за разом раз,

Вглубь ныряет. (водолаз)

Подвижная игра «Море волнуется»

Цель: упражнять в сохранении равновесия после бега, прыжков; развивать реакцию, умение ориентироваться в пространстве внимание, фантазию; закреплять знания по теме.

Ход игры

Дети становятся в круг, вместе вспоминают, какие фигуры можно показать по теме «Море», показывая их:

«водоросли» основная стойка, руки вверх;

«черепашки» стоя на четвереньках, с опорой на согнутые руки;

«морские звезды» стоя, лежа, разведя руки и ноги в стороны;

«осьминожки» лежа на спине, вытянув руки и ноги вверх;

«камешки» присесть, сгруппироваться, опустив голову и др.

Считалкой выбирается акула, она уходит в угол площадки. Дети бегут друг за другом по кругу, проговаривая:

«Море волнуется – раз! (подскок)

Море волнуется – два! (подскок)

Море волнуется – три! (подскок)

Морская фигура – замри!»

Дети останавливаются и замирают в любой фигуре. На слово «замри» - акула выплывает, ищет фигуру, которая качается, забирает ее с собой. Воспитатель, когда акула плавает возле фигур, проговаривает:

«Если качнется фигура,

Фигуру проглотит акула!»

После 2 – 3х попыток подводится итог, выбирается новый водящий, игра продолжается.

Профессия «Тренер»

Считалка

Мы играли в волейбол,

Шашки, теннис, баскетбол.

Дружно прыгали с шестом,

Дружно плавали потом!

Ты по бегу чемпион?

Выбегай из круга вон!

Игровые задания «Школа мяча»

Цель: упражнять во владении мячом: подбрасывать, ловить, отбивать мяч о землю, стену; развивать координацию, ловкость, глазомер, реакцию.

Инвентарь: мячи среднего и маленького размеров.

Ход игры

Для игры дается небольшой мяч. Играют дети по одному, по двое или небольшими подгруппами. В ходе игры ребенок, допустивший ошибку, передает мяч другому. При продолжении игры он начинает с того упражнения, на котором ошибся.

Виды упражнений:

1. Подбросить мяч вверх и, пока он совершает полет, хлопнуть в ладоши перед собой, поймать мяч.

2. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши, поймать мяч.

3. Встать лицом к стене на расстоянии 2 – 3х шагов от нее, ударить об нее мяч и, присев,

4. (повернувшись быстро вокруг себя) поймать мяч.

5. Бросить мяч о стену, дать ему стукнуться о землю, отскочить от нее, а затем поймать мяч.

6. Отбить мяч о землю до 10 раз правой рукой, после – левой.

7. Подбросить и поймать маленький мяч одной рукой.

8. Бросить в пол и поймать маленький мяч одной рукой.

Игра «Мы спортсмены»

Цель: формировать правильную осанку; упражнять в сохранении правильной осанки при выполнении упражнений; развивать имитационные движения, координацию, чувство равновесия; закреплять знания о разных видах спорта.

Ход игры

Дети строятся в шеренгу, по росту. Стоят красиво, вытянувшись. Идут на соревнования колонной, маршируя, сохраняя правильную осанку.

Дети – спортсмены, воспитатель – главный судья соревнований. Спортсмены соревнуются в разных видах спорта, судья оценивает выступление спортсменов, может снять с соревнований за неправильное выполнение упражнений. «Соревнования начинаются!», объявляет воспитатель.

1. Легкая атлетика. На стадион выходят бегуны. Дети легко, красиво бегут друг за другом по кругу, сохраняя осанку, дистанцию. «Победителем в этом виде соревнований становится…» (называет имена 2 – 3х детей).

2. Конный спорт. Дети сначала принимают положение наездников (полуприсед, ноги шире плеч, руки согнуты на уровне талии, кисти в кулаки – «держат поводья», спина прямая). После этого начинают выполнять подскоки по всему залу, врассыпную.

3. Гимнастика. Дети выполняют упражнение «Ласточка», стоя сначала на правой ноге, после на левой.

4. Прыжки в длину. Стоя в шеренге лицом к воспитателю, по сигналу выполняют прыжок в длину, мягко приземляюсь на обе ноги.

5. Плавание. Дети ложатся по кругу, на живот, лицом в центр круга, ладони под подбородком.

6. Выполняют движения плавания брассом.

7. По желанию дети могут выполнять движения других видов спорта.

Воспитатель обязан отмечать победителей в каждом виде спорта, подбадривать неуверенных детей, помогать им.

Профессия «Швея», «Модельер»

Считалка

У Ивана три кафтана,

Три кафтана у Ивана

Жёлтый, красный, голубой

Выбирай себе любой!

Загадка

Мастерица на все руки

Нам сошьет пиджак и брюки.

Не закройщик, не ткачиха.

Кто она, скажи? (Портниха)

Игра «Найди свой цвет»

Цель: учить действовать по сигналу быстро, приучать детей ориентироваться в пространстве, развивать ловкость, внимание.

Инвентарь: флажки разных цветов.

Ход игры

Воспитатель раздает детям флажки 3 – 4х цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты, возле флагов определенных цветов.

После слов воспитателя: «Идите гулять» - дети расходятся по площадке в разные стороны.

На сигнал «Найди свой цвет», дети собираются у флагов соответствующего цвета. Воспитатель следит, чтобы дети отходили подальше от своих флагов, ходили по всей площадке, флажок нужно держать вертикально в руке перед грудью или вытянув руку вверх.

Варианты

* Вместо флажков каждому можно дать кубик, кружок, ленту разного цвета, по которым они будут находить свой флаг.

* Дети собираются рядом с названным ребенком по цвету одежды. Например: «У кого есть белый цвет (футболка, чешки, носки, бант и т. д.) собираются возле Вали. У кого есть синий цвет – собираются возле Оли». Валя и Оля проверяют у подошедших детей цвет. Если у ребенка нет названного цвета, он стоит рядом с воспитателем.

Профессия «Учитель»

Загадка

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель —

Проведет урок. (учитель)

Физкультминутка «Ученик»

Стоял ученик на развилке дорог (Стоят, руки на поясе, ноги вместе)

Где право, где лево? (Повороты туловища вправо- влево)

Понять он не мог. (Пожать плечами, руки вдоль тела) .

Вдруг, ученик в голове почесал, (Почесать правой рукой в голове)

Той самой рукою, (Показывают правую руку. Имитация письма в воздухе. Имитация бросания мяча перед собой, то правой, то левой рукой)

Которой писал, (Имитация перелистывания страниц указательным пальцем правой руки)

И мячик кидал,

И страницу листал,

И ложку держал, (Имитация удерживания ложки в правой руке)

И полы подметал. (Имитация подметания полов веником)

Победа! Раздался ликующий крик. (Поднимают правую руку вверх)

Где право, где лево узнал ученик. Указывают правой рукой направо, левой – налево. Показывают обеими руками на себя.

Игра «Два и три»

Цель: учить сохранять правильную осанку в ходьбе, беге; упражнять в построениях парами, тройками; развивать внимание, ловкость, умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры

Дети ходят или бегают врассыпную. На сигнал воспитателя «Два!» образуют пары с любым находящимся рядом ребенком, берутся за руки и бегут к заранее условленному месту (флажку, дереву, где строятся пара за парой в том порядке, в котором подбегают.

Если воспитатель скажет «Три!», то дети образуют тройки и затем уже бегут к месту построения.

Воспитатель оценивает построение, отмечает детей, держащих правильную осанку. Профессии «Дворник», «Синоптик»

Считалка «Дворник»

Снег ложится на дома

К нам опять пришла зима!

Холода, сугробы, лёд …

Дворник ты, водить идёшь!

Синоптик

Он нам передаё т:

«Осторожно, гололёд!

Снег пойдёт с утра, возможно,

Будьте очень осторожны!

Минус семь, восточный ветер.

Надевайте шубы, дети!

К вечеру – внимание!

Ждём похолодание».

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга, приучать действовать по сигналу; развивать реакцию, ловкость; умение ориентироваться в пространстве.

Атрибуты: музыка с дождем и с солнышком.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках (скамейках).

Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Дети ходят, бегают по площадке. После слов «Дождик!

Скорее домой!», они бегут на свои места.

Варианты

* Вместо домиков (стульев) можно использовать большой зонтик, во время прогулки можно предложить

детям собирать цветы, попрыгать, походить парами.

* Игру можно усложнить, разместив домики (по 3 – 4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны

запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.

* Дети во время дождя прячутся под зонт, который держит воспитатель.

Профессия «Повар»

Считалка

Сварим вишню и малину,

Сливы, яблоки, рябину.

Кто попробует компот,

Тот сейчас водить идёт!

Массаж спины «Суп»

Чики – чики – чики – ща! Вот капустка для борща.

(похлопывают ладонями)

Покрошу картошки, свеколки, морковки.

(постукивают ребром ладоней)

Полголовки лучку да зубок чесночку.

(поколачиваю кулачками)

Чики – чок, чики – чок–вот готов наш борщок.

(поглаживают ладонями).

Многие подвижные игры проводятся и просто пожеланию детей, при этом мы проговариваем, какие же профессии людей используется в данной игре или эстафете.

Таким образом, чтобы систематизировать профориентационную работу на этапе дошкольного возраста в образовательной области «Физическое развитие», мы хотим, придумать больше спортивных развлечений, эстафет, игр и упражнений, в которых будем изучать разные профессии.

Список используемой литературы:

1. Алябьева Е. А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: — М. : ТЦ Сфера, 2014.

2. Информационное письмо «Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в период 2021-2022 гг.»

3. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3 – 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

4. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Издательство «Совершенство», 2007.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. : Центр педагогического образования, 2014.

6. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2017.

7. Интернет ресурсы: https://infourok.ru/; https://nsportal.ru/; https://www.maam.ru.

Публикации по теме:

Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников»Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников» Презентация опыта работы с родителями «Не разлучные друзья – взрослые и дети! или детско-родительские отношения как фактор психологического.

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников»Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» Из опыта работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» «У каждого человека под шляпой – свой театр,.

Опыт работы по обучению дошкольников квиллингуОпыт работы по обучению дошкольников квиллингу В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольниковОпыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду»Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду» Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада. Наша задача: в доступной форме дать детям.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Ранняя профориентация с детьми дошкольного возрастаРанняя профориентация с детьми дошкольного возраста 12 января 2018 года в г. Саранск на площадке бизнес-центра "ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА" прошел республиканский фестиваль "Проектирование креативного.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Физкультура и ранняя профориентация дошкольников»
Опубликовано: 27 августа 2021 в 16:08
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Физкультура и ранняя профориентация дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Мезинова Алина (УИ 401351) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД