Приложение МААМ

Опыт работы «Новые подходы к организации физического воспитания детей и пропаганда здорового образа жизни»

Наталья Гончаренко
Опыт работы «Новые подходы к организации физического воспитания детей и пропаганда здорового образа жизни»
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на тему: " Новые подходы к организации физического воспитания детей и пропаганда здорового образа жизни".

Подготовила воспитатель 1-й категории

Гончаренко Наталья Владимировна.

Азовский район, пос. Красный Сад

2021г.

Публикация «Опыт работы „Новые подходы к организации физического воспитания детей и пропаганда здорового образа жизни“» размещена в разделах

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетному направлению государственной политики в сфере образования. В связи с этим, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни является одной из основных задач дошкольного образования. Использование современных здоровьесберегающих технологий и создание программ здоровьесбережения должны вызывать у детей определенный интерес к своему здоровью и пробудить желание заботиться о нем.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья малыша, происходит интенсивный рост и развитие, формируются осанка, основные движения, а также необходимые навыки, умения и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера. Именно поэтому, забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего детского сада.

Перед нами стоит трудная задача: не только сохранить здоровье дошкольника, и укрепить его, но и научить детей бережно относиться к своему здоровью. Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все структуры, которые определяют потенциальные возможности человека. Поэтому дошкольное детство, когда жизненные установки ребенка еще недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, является сензитивным периодом формирования мотивации к здоровью и ориентации его жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Формирование у ребенка основ здорового образа жизни предполагает правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью, элементарные знания о своем организме, развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию себя, и воспитание потребности на доступном уровне заботиться о своем здоровье. Одним из условий реализации данных задач, является систематическая двигательная активность дошкольников, которая осуществляется посредством разнообразных форм и методов работы.

Эффективность работы в данном направлении обеспечивается за счет непосредственного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Именно семья создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Родители должны поддерживать в принципы формирования здорового образа жизни в сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью педагоги нашего дошкольного учреждения осуществляют через разные виды деятельности: непосредственная образовательная деятельность, игры, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы.

Освоение материала организовывают не только в НОД, но и во всех режимных моментах. Педагоги, обеспечивая преемственность в вопросе формирования стремления к здоровому образу жизни у детей с семьями воспитанников, применяют разнообразные формы сотрудничества: беседы, консультации, семинары, родительские собрания, совместные праздники, анкетирование, дни открытых дверей с демонстрацией методов и приемов работы с детьми, разные виды физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

Реформа системы образования предоставила возможность применения в работе с дошкольниками разнообразных здоровьесберегающих технологий, которые обеспечивают приобщение детей к физической культуре и расширяют формы оздоровительной работы.

В своей работе мы стараемся опираться на здоровьесберегающие технологии по освоению различных образовательных областей, и в первую очередь физической культуры. Эти программы строятся на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивают полноценное развитие ребенка.

В нашем дошкольном учреждении мы используем на практике следующие материалы:

1. Методические рекомендации педагогам:

- по диагностике уровня сформированности основ здорового образа жизни у старших дошкольников,

- по организации предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.

2. Программы для дошкольных образовательных учреждений «Спортивные игры в детском саду», «Мир внутри меня», «Здоровячок».

3. Пособие для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников».

В своей работе, прослушав программы курсов «Формирование здорового образа жизни дошкольника», «Организация здорового образа жизни детей в дошкольных учреждениях» А. А. Ошкиной, мы стали внедрять следующие технологии сохранения и стимулирования здоровья :

- стретчинг – со среднего возраста в физкультурном зале, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку (для детей с вялой осанкой и плоскостопием);

- динамические паузы - во время образовательной деятельности, 2-5 мин., по мере утомляемости детей (для всех детей в качестве профилактики утомления). Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия;

- подвижные и спортивные игры. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения;

- релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей (для всех возрастных групп) с использованием музыкального фона.

Вместе с тем, широко применяются: пальчиковая гимнастика (для всех возрастных групп, гимнастика для глаз (для всех возрастных групп, дыхательная гимнастика (для всех возрастных групп); коррегирующая гимнастика (для всех возрастных групп); ортопедическая гимнастика (для детей с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы).

Также мы используем традиционные и нетрадиционные технологии обучения здоровому образу жизни.

Традиционные технологии обучения здоровому образу жизни :

НОД «Двигательная деятельность» – 2-3 раза в неделю в спортивном зале, утренняя гимнастика, оздоровительный бег на воздухе (с детьми старшего дошкольного возраста, гимнастика после дневного сна (разминка в постели, самомассаж, гимнастика игрового характера,

Нетрадиционные технологии обучения здоровому образу жизни : проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) технологии музыкального воздействия, сказкотерапия (со старшего возраста, виброгимнастика (со старшего возраста, точечный массаж биологически активных точек организма по системе профессора А. А. Уманской, самомассаж ушных раковин и стоп, игропластика, креативная гимнастика, включающая нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

Таким образом, эффективность применения вышеперечисленных форм, методов, технологий в работе с детьми по формированию основ здорового образа жизни, подтверждается результатами диагностики и снижением уровня заболеваемости детей в нашем дошкольном учреждении.

Литература:

1. Картушина, М. Ю. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников [Текст] / М. Ю. Картушина. – М., 2007.

2. Ошкина, А. А. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников. Диссертация [Текст] / А. А. Ошкина. – Санкт-Петербург, 2009. – 251 с.

Пропаганда здорового образа жизни в семье и ДОУ

По нашему убеждению «тройственный союз» педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей может быть плодотворным и эффективным на пути формирования гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка. Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников детского учреждения. Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду, одна из важнейших задач педагогического коллектива. Для этого необходимо:

• совершенствовать воспитательно-образовательную работу на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду»;

• внедрять новые формы и методы работы с семьёй;

• устанавливать единые требования к процессу физического воспитания ребёнка в семье и детском саду;

• усиливать связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребёнка в семье, прежде всего путём различным поручений, заданий, которые дети должны выполнять дома вместе с родителями.

Использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников. Изучать положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей. Строить свою работу на основе взаимопомощи педагогов и родителей.

Так в каких же формах лучше всего осуществлять физическое воспитание ребёнка дома? Формы эти в основном игровые, давно известны и достаточно популярны. Народные игры потому и называют народными, что в них отразилась фантазия, изобретательность, наконец – мудрость народа, а сюжетные игры – по мотивам русских народных сказок, дети любят в них играть больше всего, особенно в младшем возрасте.

А. С. Макаренко писал: «Как ребёнок играет, так и будет работать. Сама детская жизнь должна быть игрой».

Выдающийся русский учёный П. Ф. Лесгафт рассматривал подвижные игры как одно из важнейших средств физического воспитания, подчёркивал, что во время игры ребёнок учится преодолевать препятствия, которые встречаются в жизни.

В педагогической литературе игры делятся на подвижные и спортивные. В выборе игр родители должны учитывать возраст и особенности физического развития ребёнка, выбирать те игры, которые наиболее эффективны, способствуют физическому и нравственному развитию детей, укрепляют их здоровье.

Совместные занятия с детьми физкультурой – это проявление общих взглядов, доверия и взаимопонимания, создание благоприятного климата в семье. Семья и детский сад – естественные союзники, и объединить их усилия, значит, во многом решить проблемы воспитания подрастающего поколения.

Организация периода адаптации детей в детском саду.

Укороченное время пребывания в детском саду.

Сохранение привычного способа питания на период адаптации. Не кормить ребёнка насильно.

Гимнастика, массаж – занятия по возрасту. Щадящее закаливание, тёплые гидропроцедуры.

Воспитательные воздействия – занятия по возрасту и развитию при отсутствии негативной реакции ребёнка.

Профилактические прививки – не раньше окончания срока адаптации.

Анализы – по календарю. Желательно никаких травматических процедур до конца адаптации.

Дома – обеспечить ребёнку в период адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время на свежем воздухе) с учётом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение с ребёнком особенно ласковым. Когда адаптация к детскому саду произойдёт, родители узнают это по изменившемуся поведению ребёнка. Его легко можно рассмешить, ребёнок редко выходит из себя, капризничает не чаще 1 – 2 раз в неделю, и то, когда на это бывают какие – либо причины. Малыш ложится спать, у него нет ночных кошмаров или других страхов. Ребёнка можно оставить на некоторое время одного, не опасаясь, что он расплачется, как будто родители оставили его одного навсегда. У него появляются друзья, с которыми он охотно играет, значит, всё в порядке, малыш привык к детскому саду, и у него началась новая и интересная жизнь.

Пропаганда здорового образа жизни

В семье:

1. Организация физкультурного досуга детей с родителями :

• дни здоровья;

• физкультурно-спортивные праздники (изготовление стандартного оборудования родителями для занятий и самостоятельной активности ребёнка);

• физкультурные развлечения;

• кроссы.

2. Семинары, лекции, беседы для родителей:

«Режим для часто болеющих детей».

«Закаливание ребёнка дома».

«Питание ребёнка дома и в детском саду».

«Профилактика глистных заболеваний».

«Вредные привычки у родителей и их влияние на детей».

3. Анкетный тест-опрос родителей:

«Путь к здоровью, силе и бодрости».

«О здоровье всерьёз».

«В хорошей ли вы форме?».

В детском саду:

• режим дня по возрастным группам;

• утренняя гимнастика;

• гимнастика после сна;

• физминутки;

• закаливание (солевая дорожка, воздушные ванны, ионизация воздуха пихтовым маслом, употребление в пищу лука и чеснока, медальоны с эфирными маслами);

• физкультурно-спортивные праздники и развлечения;

• дни здоровья;

• профилактика ОРЗ (точечный массаж, чесночные медальоны);

физиопроцедуры (тубус – кварц);

• дыхательная гимнастика, йога;

• соблюдение санитарно-гигиенических требований;

• профилактика кариеса «Здоровая улыбка» (со средней группы);

• общие и групповые родительские собрания;

• витаминотерапия;

• индивидуальный подход к ребёнку;

• соблюдение адаптационного периода у вновь поступивших детей;

• осмотр детей медицинской сестрой;

• прививки.

Анкета для родителей

«Путь к здоровью, силе, бодрости»

• Какими видами спорта увлекаются члены вашей семьи?

• Кто занимается физическим развитием ребёнка (зарядка, бег, спортивные игры на прогулке, туризм?

• Кому из членов вашей семьи спорт помог укрепить здоровье?

• Есть ли у вас дома спортивный уголок? Что изготовлено своими руками?

• Какие советы и практическую помощь вы можете предложить в создании спортивного уголка в группе, на участке детского сада?

«О здоровье всерьёз»

• Что беспокоит вас в состоянии здоровья вашего ребёнка?

• Какие виды закаливания вы проводите с ребёнком в семье, и считаете наиболее важными?

• Сколько времени проводит ребёнок на свежем воздухе в будни, в выходные дни?

• Какие профилактические мероприятия проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией гриппа?

• Какие формы закаливания вы можете предложить для проведения их в детском саду?

Тест «В хорошей ли вы форме?» (для педагогов, родителей).

Чтобы постоянно поддерживать себя в хорошей форме, нужно ежедневно давать организму хотя бы небольшую физическую нагрузку. Тест поможет вам определить, насколько ваш распорядок дня помогает поддерживать хорошую физическую форму.

• Часто ли вы садитесь в транспорт (машину, автобус, чтобы доехать туда, куда можно дойти пешком?

• Часто ли вы принимаете участие в спортивных или иных соревнованиях (теннис, футбол, плавание, спортивные танцы?

• Если нужно подняться на несколько этажей, часто ли вы идёте пешком? (Никогда, иногда, всегда).

• Даёте ли вы себе хотя бы 20-минутную нагрузку, вызывающую небольшую одышку? (Да, нет).

• Если вы пробежите 100 метров, чтобы успеть сесть в автобус, сколько проходит времени, прежде чем ваше дыхание придёт в норму?

• Часто ли вы за один раз проходите пешком 3 км? (Да, нет).

• Вы активно проводите свой день? (Да, нет).

• Сколько часов в неделю смотрите телевизор? (24 и больше, от 10 до 24 часов, менее 10).

• Часто ли вы занимаетесь тяжёлой работой (перекапыванием огорода, генеральной уборкой? (Да, нет).

• Вы активно проводите воскресный день? (Да, нет).

Подведите итог. За каждый ответ «да» вам начисляется 1 очко, за ответ «нет» - 2 очка.

Сложите полученные очки:

• 14 – 20 - Ваш образ жизни почти наверняка достаточно активен для того, чтобы вы были в хорошей форме.

• 7 – 13 - Вероятно, вы находитесь в довольно приличной форме физической, но вам ещё далеко до совершенства. Постарайтесь найти время для ежедневных физических нагрузок.

• 6 и менее - Похоже, у вас не очень активный образ жизни, а ведь любая физическая нагрузка идёт только на пользу. Постарайтесь больше гулять и быть в движении, а не сидеть на месте.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 1 часть Для детей. • Формировать предпосылки здорового образа жизни. • Продолжать развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки. •.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 частьПерспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 часть Полезные продукты. Задачи. Уточнить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов и овощей для здоровья человека. Закрепить.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 3 часть Чтобы зубки не болели. Задачи. Дать элементарные знания о строении зубов и о профилактике их заболеваний. Научить детей заботиться о своих.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 4 часть Вот, Я какой. Задачи. Различать и называть части тела. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. Дидактические.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во 2 младшей группе. 5 часть Здоровье в движении. Задачи. Расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Поддерживать интерес к.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Спортивное развлечение «Папа, мама, я — дружная семья!» Пропаганда здорового образа жизниСпортивное развлечение «Папа, мама, я — дружная семья!» Пропаганда здорового образа жизни Воспитывать любовь к здоровому образу жизни нужно уже с раннего детства. Лучше всего это делать в тесном сотрудничестве детского сада с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Новые подходы к организации физического воспитания детей и пропаганда здорового образа жизни»
Опубликовано: 30 сентября 2021 в 20:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Новые подходы к организации физического воспитания детей и пропаганда здорового образа жизни»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гончаренко (УИ 1517667) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД