Папки-передвижки

Особенности руководства художественной деятельностью детей

Смолянова Елена Алексеевна
Особенности руководства художественной деятельностью детей
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад

на тему:

Содержание и особенности руководства

художественной деятельностью детей

Любой ребёнок, независимо от его способностей, любит рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, таким образом, передавая то, что его волнует, что ему нравится, что вызывает у него интерес. Чем больше малыш умеет делать руками, тем он умнее. Важную роль в творческом развитии детей играет предметно - развивающая среда. Поэтому при создании художественных мини – центров в группах следует учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями. Материалы самые разнообразные: помимо классического набора принадлежностей, необходимого нам в непосредственной образовательной деятельности, должен быть другой материал: сухие листья, шишки, каштаны, желуди, цветной песок, нити, клубочки пряжи, разноцветные шнурки; образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения и многое другое. Конечно, основная часть материала находится в шкафу, а в «Центре» только тот, который требуется для самостоятельного творчества.

Публикация «Особенности руководства художественной деятельностью детей» размещена в разделах

Художественно – продуктивная деятельность, это творческий процесс. А творческий процесс - это настоящее чудо. Никогда не надоест наблюдать за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Будь то пластилинография, рисование, аппликация или коллаж, песочная анимация, ниткография. Художественный труд не возникает сам по себе, он требует специального руководства, необходимости участвовать в трудовой деятельности детей, направлять, подсказывать, демонстрировать, используя яркие, красочные иллюстрации методических пособий и брошюр. Детям необходима помощь взрослого в выполнении работ из разного материала. Для самостоятельной деятельности детей можно предложить замечательные обучающие книги, с помощью которых дети могут сами учиться рисовать то, что захотят. Работая с наглядными пособиями, ребёнок создаёт своё оригинальное изделие, он видит конечный результат и знает к чему ему нужно стремиться.

Большую помощь в организации художественной деятельности могут оказывать родители наших воспитанников: совместные творческие конкурсы, выставки.

Ребенок через творчество учится понимать прекрасное, различать плохое и хорошее, добро и зло, учится понимать окружающих его людей. Искусство учит любить родную природу, свою родину, быть добрее. Внутренний мир маленького исследователя становится богаче и разнообразнее.

Каждая детская работа, будь то поделка из пластилина, аппликация или рисунок, - это результат серьезной деятельности дошкольника, а также полета его фантазии, творческий процесс. Все заслуживают похвалы и одобрения. Овладение ребёнком видами художественно-творческой деятельности является важным показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Главный результат нашей деятельности – обогащение внутренней культуры ребенка, разностороннее его развитие, реализация его творческих способностей.

Содержание понятия Продуктивная (в некоторых источниках «практическая или творческая деятельность») – это созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт, который будет соответствовать замыслу. Занятия продуктивной деятельностью обычно имеют игровую форму проведения. Они помогают детям социализироваться, выработать такие важные для последующей ступени образования качества, как усидчивость, последовательность в выполнении задания, а также развивают графические навыки. Цели продуктивной деятельности в детском саду Миссией продуктивной деятельности в детском саду является: развитие воображения, мышления; создание оптимальных условий для физического развития; воспитание целеустремлённости; расширение сферы познания; развитие общей мускулатуры и мелкой моторики; воспитание инициативности. Задачи продуктивной деятельности в детском саду Осуществить цели творческой активности можно при условии решения задач продуктивной деятельности. Их направление будет единым для детей всех возрастных групп, отличия будут касаться выбора способов воплощения: развитие творческих способностей; развитие физических способностей; активизация заинтересованности малыша в выполнении того или иного вида продуктивной деятельности; формирование собственного видения жизни; стимулирование интереса к продуктивной активности; формирование ощущения предметного мира, а также его моделирование в различных видах продуктивной деятельности Виды продуктивной деятельности В дошкольных образовательных учреждениях дети осваивают следующие виды продуктивной активности: рисование; лепку; конструирование; пение, хореографию, театрализованную деятельность; занятия с макетами.

Рассмотрим краткую характеристику данного видов деятельности с точки зрения условий для развития детского творчества. - изобразительное творчество В рисунках ребенок воспроизводит действительность, как он ее представляет. Не беда, что окружающие зачастую не способны понять его замысел. Дошкольник представляет, что он хотел нарисовать, и находит подходящие способы выразить свои фантазии. Главные художественные средства в детском рисунке – линия и цвет. У дошкольника обязательно есть предпочитаемые цвета, которыми он изображает то, к чему испытывает симпатию и расположение. Как правило, это красный, желтый, зеленый. Малыш ни за что не нарисует злого колдуна красным или оранжевым. Для отрицательных персонажей у него предусмотрены черные, серые, коричневые оттенки. С каждым годом дошкольник более тщательно прорисовывает образы. Особенно, если они изображают положительных героев. Формируется ручная умелость, развивается восприятие цветовых оттенков. Дети, способные к этому виду творчества, выдают гармоничные рисунки с соблюдением пропорций и цветовой композиции. Этапы развития продуктивной деятельности в детском саду В психолого-педагогической и методической литературе выделяется четыре этапа развития продуктивной деятельности детей: накопление и расширение комплекса знаний, умений и навыков в первой младшей группе; подражание во второй младшей группе; преобразование в среднем дошкольном возрасте; поиск альтернатив в старшем дошкольном возрасте. Методы организации продуктивной деятельности Выделяется четыре метода организации практической деятельности детей: информационно-организационный — обеспечивает восприятие готовой информации (малыши младших групп получают задание с детальной пошаговой инструкцией по выполнению); репродуктивный, углубляющий знания о способах деятельности (освоение разных изобразительных техник); эвристический, требующий от детей выдвижения гипотез относительно решения той или иной проблемы; исследовательский, предполагающий решение многокомпонентной задачи детьми. Приёмы для занятий продуктивной деятельностью Основными способами взаимодействия с детьми на занятиях продуктивной деятельностью является наглядность. Виды наглядных приёмов в практической деятельности: наблюдение, обследование, рассматривание картинок, образец, показ. Группа речевых приёмов Способы взаимодействия этой группы сопровождают наглядные приёмы, мотивируя малышей на выполнение задания. Беседа - беседа используется и на начальном этапе работы над заданием (для мотивации через пробуждение любопытства при поиске ответа на вопросы, и на завершающем, когда нужно подытожить тему. Объяснение - важный словесный приём, позволяющий взрослому пояснить детям порядок выполнения задания. Поощрение - для реализации индивидуального подхода и создания ситуации успеха для каждого ребёнка используется поощрение. Затраченные усилия малышей должны быть обязательно вознаграждены одобрением взрослого Художественное слово - загадки, рифмовки, чтение отрывков детских произведений призваны стимулировать интерес у детей к теме и, конечно, привлечь их к занятию продуктивной деятельностью. Игры - универсальные виды приёмов, которые обеспечивают не только содержательное наполнение вида работы, но и выступают формой для реализации методических задач. Игровые приёмы (дидактические, подвижные, театрализованные, пальчиковые игры) реализуются тремя ступенями разработки: формулированием игровых задач (например, в старшей группе дети формулируют правила этикета для Буратино); активным развитием смысла развития игры (сделать портрет Буратино); собственно игровыми действиями (малыши рисуют портреты Буратино, а потом дарят друг другу). Основываясь на видах игровых приёмов, игровые действия в продуктивной деятельности могут быть: моторными, то есть предполагающими движения детей (например, пение и танцы в театрализованных или подвижных играх, манипуляции с карточками лото в дидактических, движения пальцев и рук в пальчиковых); имитирующими движения животных, растений или обыгрывающими конкретные роли, к примеру, художников, фотографов; звукоподражательными (дети голосом создают образ). Временной план занятий Хронометраж занятий продуктивной деятельностью зависит от возрастной группы детей: первая младшая — 15 минут; вторая младшая — 20 минут; средняя — 20–25 минут; старшая и подготовительная 25–30 минут. При этом все четыре этапа работы будут одни и те же, вне зависимости от направления творческого занятия: введение и объяснение задания (от 5 до 8 минут, включающее беседу или игру для мотивации малышей, рассматривание образца или наблюдение, показ способов воплощения образа, физминутка и закрепление порядка выполнения творческого задания; основная часть — от 6 до 15 минут — выполнение задания детьми и реализация приёмов индивидуализации (советы, указания малышам, испытывающим трудности); подведение итогов — от 4 до 7 минут (поощрение и анализ работ

Анализ продуктивной деятельности в ДОУ Все виды деятельности в детском саду регулярно, два раза в год, анализируются. Это делается с целью определения прогресса в развитии личности ребёнка. Среди существующих алгоритмов анализа наиболее удобной и всеобъемлющей является диагностика продуктивной деятельности по Т. С. Комаровой — доктора педагогических наук, автора целостной системы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а также соавтора образовательной программы «От рождения до школы».

Для проведения анализа в группах разного возраста можно воспользоваться традиционным инструментарием. В перечень видов работы для проверки включены основные виды упражнений: речевые (способствует запоминанию слов, выработке правильного звукопроизнесения); подвижные (для развития мелкой и общей моторики); манипулятивные задания (с крупой, мелкими игрушками, применяемые для стихийных или запланированных сюжетно-ролевых игр; пальчиковые для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму; музыкальные — упражнения, которые выполняются под музыку и направлены на развитие речи, звукопроизношение, верное ориентирование в пространстве.

Мониторинг продуктивной деятельности по уровню развития детей позволяет опосредованно оценить уровень педагогического мастерства педагога. Продуктивная деятельность занимает важное место в образовательном процессе детского сада. Именно через неё дети, с одной стороны, материализуют свой жизненный опыт, а значит, получают возможность полноценного личностного роста, а с другой — обогащают его. Для методически верной организации практической деятельности педагог, исходя из особенностей детей своей группы использует весь арсенал приёмов, необходимый для эффективного взаимодействия с детьми.

Публикации по теме:

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью» Часть 2 «Садовые цветы». Программные задачи: подвести детей к понятию «садовые цветы» (их выращивает человек около дома, на улице, в.

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью» Часть 5 Харитинин день18 октября. Харитина - вечная ткачиха начинала прядение. Программные задачи: расширять знания детей о Харитинином.

Конспект комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой в младшей группе «Больница» Цель: Продолжать работу по развитию сюжета игры. Подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. Совершенствовать умение объединяться.

Конспект руководства сюжетно-ролевой игры «Космонавты» в младшей группе Цель: Продолжать учить детей самостоятельно развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений.

Конспект руководства трудовой деятельностью в младшей группе «Обучение уборке игрушек» Программное содержание: приучать детей убирать игрушки после игры на место, соблюдать порядок. Воспитывать бережное отношение к игрушкам,.

Конспект руководства трудовой деятельностью в младшей группе «Совместный труд с дворником по уборке участка» Программное содержание: Познакомить с трудом дворника. Воспитывать уважение к его труду, желание помогать. Подвести к пониманию необходимости.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Наблюдение за игровой деятельностью детей в старшей подгруппе разновозрастной группыНаблюдение за игровой деятельностью детей в старшей подгруппе разновозрастной группы Игровая деятельность детей дошкольного возраста представляет собой значимое социальное явление, в котором заметное отражение находят развитие.

НОД по ФЭМП с продуктивной деятельностью для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город Математических загадок» НОД «Формирование элементарных математических представлений» в старшей группе Тема: «Путешествие в город Математических загадок» Образовательная.

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтениюОсобенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтению Совместное чтение сближает родителей с детьми, оно также играет огромную роль в развитии ребёнка. Для того, чтобы чтение было интересным.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности руководства художественной деятельностью детей
Опубликовано: 28 августа 2022 в 11:48
+117Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности руководства художественной деятельностью детей» (включая файлы) размещена пользователем Смолянова Елена Алексеевна (УИ 1833436) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД