Папки-передвижки

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам мордовской национальной культуры (из опыта работы)

Наталья Радайкина
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам мордовской национальной культуры (из опыта работы)

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях ведется значительная работа по ознакомлению детей с культурным наследием, традициями, обычаями, обрядами мордвы и других народов, проживающих в Мордовии. Детей стали знакомить с произведениями устно- поэтического творчества мордовского народа (песнями, сказками, загадками, прибаутками, дразнилками, пестушками и другими малыми формами детского фольклора); с произведениями детских писателей Мордовии, с национальными играми; с народным декоративно-прикладным и изобразительным искусством мордвы. Детям даются историко- географические и природоведческие знания, они обучаются одному из мордовских языков в кружке или в группе.

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам мордовской национальной культуры (из опыта работы)» размещена в разделах

Приобщение детей к мордовской культуре, традициям необходимо начинать с раннего детства.

Рассмотрим, какой смысл вкладывается в понятия «обычай», «обряд», «традиция».

Обычай - норма поведения людей в обществе, передаваемая от поколения к поколению и являющаяся привычной для её членов. В настоящее время обычаи сохранились в сфере морали, быта, гражданской обрядности.

Обряд - выражение обычая в символических действиях, совокупность условных, традиционных действий, служащих символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.

Традиции - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений: идеи, взгляды, вкусы, образ действий и т. д. Традиционными могут быть обычаи, обряды.

Обычаи, обряды мордвы можно разделить на 3 группы:

1. 0брады и обычаи семейного воспитания:

-воспитания трудолюбия, уважение к старшим;

-участие во всех семейных обрядах;

-воспитание младших детей старшими.

2. Обычаи и обряды физического и трудового (профессионального)образования.

3. Обычаи и обряды по воспитанию общественного и социального поведения.

В связи с годичной повторяемостью хозяйственной деятельности и её календарной приуроченностью обряды, в отличие от семейных, принято называть календарными. Обрядовые действия могут быть магическими, символически-демонстративными или игровыми. Сопровождались у многих народов с заговорами и присловьями.

Под физическим и трудовым воспитанием понималась прежде всего забота и сохранение добрых народных традиций, передаваемых из поколения в поколение, развитие трудовых навыков; физическом развитии молодого поколения. Устойчивые традиции ставили детей в такие условия, в которых физическое развитие становилось организованным, целенаправленным и осознанным.

С чего следует начинать эту работу по ознакомлению детей с традициями мордовского народа?

Прежде всего, с оформления дошкольного учреждения предметами декоративно-прикладного и изобразительного искусства, создания уголков национальной культуры, музеев быта, краеведческих музеев и т. д.

Кроме того, в доступной форме детей знакомим с некоторыми элементами мордовской культуры. При этом сочетаем знакомство с мордовской культурой с ознакомлением детей культурой других народов Республики Мордовия.

Чтобы вести такую работу, воспитателю необходимо прежде всего самой глубоко знать историю, культуры, традиции народов нашей республики. Для этого нужно много читать, посещать театры, музеи, выставки, бывать на концертах и т. д.

В процессе ознакомления детей с культурным наследием мордвы мы стараемся активнее включать родителей воспитанников, совместно с родителями «готовим праздники и развлечения, оформляем помещения группы предметами народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства, организовываем встречи со знаменитыми людьми Мордовии, рекомендуем соответствующую возрасту и развитию детей произведения для домашнего чтения и т. д. "

В группе, методическом кабинете детского сада важно иметь соответствующую краеведческую, а также детскую художественную литературу, отражающие старинный и современный быт мордовского народа, его культуру, традиции.

Проводя экскурсии детей старших групп в Республиканский краеведческий музей даем первые представления об истории мордовского края, знакомим с материалами археологических раскопок. В Республиканском Музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи дети получают представления о творчестве художников Мордовии, о национальной одежде мордвы, соприкасаются с великим скульптором С. Д. Эрьзей.

Важно при этом воспитателю отметить, что всё творчество Эрьзи проникнуто чувством глубокого патриотизма. Живя подолгу в разных странах, он всегда помнил о своей Родине и народе и горячо любил их. Эта любовь выразилась и в выборе псевдонима, происходящего от названия народа, к которому принадлежал скульптор, и в создании галереи национальных типов : «Эрзянка», «Голова мордовки», «Старик-мордвин», «Крестьянин-мордвин», «Мордвин с папиросой» и другие. Детям доступно сообщали такой факт из биографии скульптора : Эрьзя безвозмездно передал свыше 200 скульптур своей стране и своему народу.

Большую роль по ознакомлению детей с традициями мордовского народа в детском саду играет устное народное творчество. Познавательное значение фольклора, прежде всего в том, что он дает знания не только об истории общественных отношений, труде и быте, о природе края, но главным образом - о духовной жизни. Устно-поэтические произведения отличаются большим художественным мастерством, воспитывают чувство прекрасного. Идейно-воспитательное значение устно- поэтического творчества состоит и в том, что оно вдохновлялось высокими прогрессивными идеями, любовью к Родине, гордостью за свой народ. Произведения народного творчества несут в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные детям. В них явственно сформированы понятия народа о добре и зле, верности и справедливости, правде и красоте. Они воспитывают уважение к труду, родителям; учат любить свой край, все живое, помогают видеть, понимать и защищать прекрасное. Фольклор вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит, развлекает, приобщая к труду и красоте, честности и мудрости.

Жанры детского мордовского фольклора :

1. Произведения, специально созданные для детей : колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки.

2. Произведения, перешедшие из репертуара взрослых в детский: загадки, скороговорки, игры, заклинки, приговорки, коляды.

3. Произведения, создаваемые самими детьми: дразнилки, поддевки, считалки.

Главным образом детей надо знакомить с малыми формами фольклора.

Пестушки - сопровождают различные движения ребенка, помогают ему научиться подтягиваться, ходить, крепко сидеть.

Потешки - забавы взрослых с ручками, пальчиками и другими частями тела ребенка, сопровождаемые словесными текстами.

Прибаутки - это шуточные песенки чаще всего сюжетного характера, не связанные с игрой. Заклички— стихотворные обращения к солнцу, дождю, ветру, временам года.

Приговорки — это небольшие песенки-обращения к различным представителям животного мира. Особенно детей в детском саду знакомим с обширным разделом народного творчества - сказкой. Самая главная ценность мордовских сказок заключается в предметной образной передаче нравственных начал: понятия добра, зла, честности, справедливости представляют в конкретно воспринимаемых образах людей, зверей, растений и т. д. Удачно сделанные иллюстрации знакомят с предметами быта, одежды, пищи, обстановки. Прежде чем прочитать или рассказать сказку, воспитатели,должны уяснить, какие из них доступны пониманию детей и соответствуют их возрастным особенностям.

Когда-то давно сказки рассказывались на посиделках, во время домашних работ, вечерами дома. Соберутся внуки вокруг дедушки или бабушки и просят рассказать что-то необычное. И взрослые, и дети верили, что Вирява - хозяйка леса, Ведява - хозяйка воды, Паксява - хозяйка поля, урожая (по-мокшански, Норовава - хозяйка поля, урожая (по-эрзянски, Пургинепаз - божество неба, грома (эрзя, Атям - гром (мокша, Ёндол - молния, Варма - ветер. И т. д. С детьми в детском саду проводим различные игры, театрализованные «посиделки», «спектакли» по мотивам сказок.

При проведении таких праздников и развлечений следуе постараться по возможности воссоздать ту старинную обстановку, может даже частичную имитацию форм таких детских праздников, как «Колядки», «Масленицы», «Веснянки», «Посиделки» и других.

Обряды, отражающие быт крестьянской деревни и явления природы, передающие труд людей и отношения взрослых и детей, наиболее ярко представлены именно в народных праздниках.

Мордва, как и другие народы в старину, была очень суеверна. Многое происходящее объясняла проявлением сверхъестественных сил, большое значение придавала различным суевериям и приметам. Были приметы - предупреждения, обереги. Таким относятся приметы о беременности, родах, вестях, гостях, дороге, болезни и другие. Есть приметы - запреты. Они обычно связаны с поведением человека. Такие приметы-запреты являлись частью воспитательной системы, предостерегали человека от неправильного поведения. «А эрявить лыкавтомс столь ало пильгтнень - берянь ули» - «Не качай ногами под столом - плохо будет» (эрзя). «Кода розарят нармонень пиза—кулат или кудце палы» - «Если разоришь птичье гнездо - умрешь или ваш дом сгорит» (мокша). «Шра лангс аф озеихть - аф парс». «На стол не садятся-не к добру» (мокша) и другие. Устно-поэтическое творчество каждого народа имеет тесную связь с другими видами народного искусства: музыкой, пением, плясками, игрой.

Большую роль в жизни мордовской деревни играли народные подвижные игры. Народные игры корнями уходят в далекое прошлое. Они самобытны, поскольку отражали формы общественных отношений и хозяйственной деятельности.

Мордовские подвижные игры, с точки зрения народной педагогики, решают задачи совершенствования физических и духовных качеств, двигательных навыков и умений ребенка, способствуют укреплению мышц, выработке правильной осанки, формированию скелета ребенка. Весенне- летние и осенние игры проходили в основном на свежем воздухе. Дети всегда с большим удовольствием ждали наступления тепла. «Крестьянские дети, - отмечал Покровский, - только тем и живы, только тем и поддерживают свое здоровье, что беспрепятственно живут и играют на воздухе». Это нашло отражение в пословицах, поговорках: «Ару кожфеь — урмань шави» («Чистый воздух - губитель болезней»); «Вирьге якат-шяят - шумбраши няят» («По лесу часто ходишь - здоровым будешь»); «Коса яла эряй ши, тоса яла шумбраши» («Где всегда солнышко, там всегда и здоровье») (Пословицы мокшанские. Включить эрзянские).

Ребенок играет с колыбели. В процессе игры он учится мыслить, воспроизводит и осваивает многие действия взрослых. Игры детей младшего возраста сопровождаются потешками, пестушками и приговорками. С их помощью они получают первоначальное физическое развитие: учатся садиться, вставать, ходить, бегать. А такие игры, как «В журавлей», «Голубей», «В изгнание свиней», «В базар», «В чижик», развивают двигательную активность детей, смышленость, глазомер, силу, выносливость, умение владеть игровым материалом. Надо отметить, что многие игры возникли в недрах мордовских обрядов и праздников, в которых активное участие принимали дети. Дети часто участвовали в семейных обрядах. В ритуальном смысле ребенок считался существом чистым, обладающим магической силой. Поэтому и другие дети были обязательными участниками многих церемоний. Так в обрядах, связанных с первым укладыванием в колыбель, «разрезанием пут», первой стрижкой, присутствие детей считалось магическим благоприятным средством. На свадьбах дети участвовали как символическое пожелание новобрачным потомства.

Особенные обряды мордва исполняла при заключении браков между молодыми, хотя оно традиционно являлось не столько делом молодых, сколько их родителей и родственников. Эти обряды делились на предсвадебные, послесвадебные и обряды, исполняемые непосредственно на свадьбе. Выбрав сыну невесту, родители приглашали к себе родственников и объявляли им об этом. После тщательного обсуждения всех обстоятельств выбора, молили богов оказать поддержку в задуманном деле. Затем к родителям невесты для предварительных переговоров посылался кто-то из ближайших родственников жениха. Эти предварительные переговоры назывались «инголи якама» - по-мокшански, «икеле якамо» - по-эрзянски.

Второй этап сватовства - «ладяма» (мокша, «ладямо» (эрзя). Во время него договаривались о расходах на свадьбу, количестве приданого и т. д. В качестве приданого родители обычно давали одежду, постельные принадлежности, а также по молодой матке от каждой породы скота. В доме невесты собирались родственники, каждый из них приносил каравай хлеба, а уходя, они брали с собой хлеб, испеченные в доме невесты. После сватовства невеста переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе, хотя большая часть подарков была уже готова. Необходимо было приготовить 10-20 вышитых женских рубах, приблизительно столько жемужских, годовных уборов, полотенец, платочков, поясков и т. д. Одаривались и дети, которые принимали самое активное участие в подготовке к свадьбе и на самой свадьбе.

Последним этапом сватовства являлось назначение для свадьбы: «шинь ладяма» (м., «чинь ладямо» (э). С этого дня до самой свадьбы невеста должна была причитать, прощаясь с родным домом, с вольной девичьей жизнью. Причитания невесты отличались поэтичностью и богатством содержания. В них девушка светлыми красками рисовала жизнь в родном доме и в мрачных тонах — будущее замужество.

Много обрядов и обычаев мордва проводила во время свадьбы, так и после нее. Это было своего рода театральное представление, в котором участвовали и взрослые, и дети.

Своеобразие мордовской свадьбы заключалось в том, что определенную нагрузку по организации свадьбы брали на себя ближайшие родственники жениха и невесты. В первый день гуляли не только в доме жениха, но всю компанию приглашали родственники: примерно в 3-4 дома. На второй день соответственно всё было также, но со стороны невесты.

Интересным и самобытным обрядом мордовской свадьбы был обряд «лемдема» - обряд наречения невесты другим именем, которое она носила до самой смерти. Этим именем её называли младше её дети и родственники. Старшие родственники называли её с этого времени именем «рьвяня» - невестка или по имени мужа, прибавляя к имени слово «рьвяня» : Иван - Иванорясь, Стёпа - Стёпарясь и т. д.

Имён, которые давали молодым женщинам было много, но наших дней осталось несколько. Красивую девушку называли Мазава (Мазы ава - красивая женщина).Хорошую, добрую девушку называли Парава (Пара-хорошо, хорошая, ава - женщина).Богатую невесту - Сырнява (Золотая женщина).Младшую будущую сноху - Вежава и другие названия. Мордва- мокша обращались так: Мазай, Вяжяй, Тязяй, Павай и т. д. При наречении невесты участие детей было обязательным, так как именно они в большинстве своем обращались к невесте, как самые младшие. В последний день свадьбы поднимали над головой невесты каравай хлеба и спрашивали у участников свадьбы: «Как назовем невесту? Тязяй или Мазай (есть другие варианты).А дети и взрослые, заранее зная, как нужно её величать, кричали: «Мазай! Мазай!» Тут же бросают что-то бьющееся на пол, как бы закрепляя имя и в пожелании счастье, пляшут, кричат, а потом объявляли всем имя невесты.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры является одним из главных задач при реализации регионального компонента в педагогическом процессе ДОУ.

Публикации по теме:

Приобщаем детей к истокам национальной культурыПриобщаем детей к истокам национальной культуры Дошкольное детство является наиболее благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для интегрированного усвоения.

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества»Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества» Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государство,но и историю и традиции национальной культуры, осознавать, понимать.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам мордовской национальной культуры (из опыта работы)
Опубликовано: 24 марта 2020 в 13:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД