МААМ-картинки

Опыт работы «Проектная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Елена Попова
Опыт работы «Проектная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Проектная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Публикация «Опыт работы „Проектная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

К сожалению, в наши дни в дошкольные образовательные организации все больше поступает детей с отставанием, задержкой и различными нарушениями речи, которые резко ограничивают возможность общения детей с окружающими их сверстниками и взрослыми.

Это проблема, имеет многочисленные причины. Одной из них, на мой взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, лишение их содержательных (живых) способов общения. Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей, но это в лучшем случае. Как правило, многие дети и родители в качестве любимых занятий называют развлечения, связанные с просмотром телевизионных передач.

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком, все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

Организация речевого развития детей предусматривает поиск эффективных средств развития детской речи. Одним из таких средств является метод проектирования.

В этой связи я обратила внимание на метод проекта, который, являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития детей.

Работая над реализацией любого проекта можно решать задачи речевого развития детей : Сейчас я поподробнее расскажу как я решаю вопросы по развитию речи на каждом из этапов проекта.

Свою работу над проектом я строю в три этапа.

На первом, мотивационном подготовительном этапе идет постановка проблемы, дети выдвигают свою гипотезу и предложения по изучению поставленной проблемы. Я выясняю уровень знаний детей, используя модель трё х вопросов:

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? С помощью чего узнаем?

Отвечая на данные вопросы, дети опираются на свой личный опыт. На данном этапе проекта решаю множество коммуникативных задач: это умение договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения, Решаю и речевые задачи - это развитие диалогической речи : то есть умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения,

После составления совместного плана действий начинается 2этап работы над проектом– основной (практический). На данном этапе создаю в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Содержание данного этапа проекта позволяет решить мне задачи обогащения и активизации словаря детей, развитие связной речи На данном этапе дети могут здесь составлять описательные и повествовательные рассказы, описывать содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы, отгадывают загадки, играют во всевозможные игры по теме проекта, тем самым развивают речь.

На третьем, этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация

Она может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта Это могут быть итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.. На этом этапе решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи.

Из этого можно сделать вывод,

Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у нас у педагогов имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого проекта. Будь он исследовательским информационным, творческим или игровым.

Во время проектной деятельности я наблюдала отчетливые позитивные изменения в речевом развитии детей.

За первое полугодие мною были разработаны следующие проекты : проект «Зимующие птицы», посвящённый Синичкину дню. «Мы помним, мы гордимся», посвящённый дню освобождения Становлянского района от немецко – фашистских захватчиков, проект «В игры играем, речь развиваем», который реализовался в рамках решения одной из годовых задач детского сада на 2021- 2022 учебный год

Сейчас мне хочется немного подробней остановиться на каждом из данных проектов.

Проект «Зимующие птицы»,

В ходе реализации проекта особое внимание уделяла развитию речи. Для этого использовала подобранные на изучаемую тему дидактические и настольные игры. Такие как «Какая это птица», «В зимней столовой»; «Угадай по описанию», «4 лишний», и многие другие. В ходе проекта для активизации речевой активности были проведены цикл бесед на тему «Зимующие птицы», дети отгадывали загадки на заданную тему, познакомились с рядом произведений о птицах, такие произведения как "Воробьишко" М Горький, М. Сибиряк "Серая шейка",С. Михалков «Где обедал воробей?».

Проект «Мы помним, мы гордимся»

Цель данного проекта : создание условий для формирования у детей чувства гордости за свою Родину, ее героических предков. Данный проект позволил приобщить детей к истории своей страны, своего села к её традициям, бережно относиться к памяти прошлого, расширить знания детей о героях- земляках Великой Отечественной Войны. В ходе проекта для активизации речевой активности были проведены беседы о войне, чтение и обсуждение произведений о войне, разучивание стихов, песен на военную тематику. Итогом проекта было создание альбома «Герои – становлянцы».

Проект «В игры играем, речь развиваем».

Цель: данного проекта «Формирование связной речи детей с помощью игр и игровых упражнений». Реализация данного проекта осуществлялась через цикл игр с детьми и

создание условий для игровой деятельности детей в группе. Реализация проекта предполагала различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно –печатных. Также

включены театрализованные игры:дети слушают сказки, инсценируют их.

Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм. Итогом проекта было оборудование центра речевого развития «Говоруша».

Таким образом, в результате проведённой работы дети научились находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения. У них пополнился словарный запас, Сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми,

Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка»Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении,.

Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста» Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста». Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Основной целью моей педагогической деятельности на данный период стало создание условий, способствующих познанию окружающего мира детей.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО»Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО» Выступление на РМО. Тема: "Проектная деятельность" Приветствую вас уважаемые коллеги! Вы все знаете, что метод проектов – это педагогическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Проектная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 декабря 2021 в 21:37
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД