Получи документы

Система коррекционной работы по формированию пространственной ориентации у детей с нарушениями зрения

Людмила Зинган
Система коррекционной работы по формированию пространственной ориентации у детей с нарушениями зрения

(слайд 1)

Доклад на тему : «Система коррекционной работы по формированию пространственной ориентации у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста».

Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. В свою очередь это вызывает трудности пространственной ориентировки и недостатки в её развитии ограничивают в дальнейшем самостоятельность и активность детей с нарушенным зрением во всех сферах деятельности. У них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро - и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. Поэтому очень важно развивать и использовать все сохранные анализаторы. Слабовидящие дети спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, и нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.

Публикация «Система коррекционной работы по формированию пространственной ориентации у детей с нарушениями зрения» размещена в разделах

Для организации коррекционной работы мною были подробно изучены особенности ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста, имеющих зрительный дефект. В связи с этим на протяжении пяти лет я работаю над этой темой.

Внедрение в процесс обучения пространственной ориентировки позволяет не только организовывать систематическое целенаправленное воздействие на развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения, но и сделать, более эффективным обучение во всех видах детской деятельности.

Кроме того обучение пространственной ориентировке должно осуществляться в условиях повседневной жизни слабовидящих детей в процессе игр и труда, что способствует обогащению опыта ребёнка. При этом решаются задачи развития восприятия через освоение предметного мира; через освоение пространства; через эстетику быта ;через ознакомление с природой ; в ходе подвижных игр и развлечений.

(слайд 2)

Основные задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной патологией:

1. Формирование потребности в самостоятельной ориентировке;

2. Преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;

3. Овладение ориентировкой на своём теле;

4. Обучение способам и приёмам ориентировки в микропространстве (за столом, на листе бумаги, в книге).

5. Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нём.

6. Обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми.

Таким образом, формирование сенсорно – перцептивной деятельности детей осуществляется в процессе работы по всем разделам программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Л. И. Плаксиной.

(слайд 3)

Помимо специальных занятий у учителя дефектолога, которые включают в себя социально- бытовую ориентировку, развитие зрительного восприятия, ориентировку в пространстве, целесообразно проводить дидактические игры и упражнения по развитию восприятия. Эти игры и упражнения я включаю в занятия по другим разделам программы (изобразительная деятельность, конструирование, развитие речи, познавательное, ФЭМП, ФИЗО, МУЗО и пр.). А так же, я их провожу во второй половине дня.

(слайд 4, 5)

Для реализации поставленных задач я создаю оптимальные условия для обучения. Прежде всего, учитываю психологические особенности слабовидящих детей при подборе пособий и игрушек.

(слайд 6)

Представленные игры и упражнения входят в систему обучения слабовидящих дошкольников ориентировке в пространстве и направлены на автоматизацию и совершенствование имеющихся у детей навыков.

(слайд 7)

Приёмы, которыми я пользуюсь при проведении игр, являются следующими:

1. Показ педагогом выполнения игрового действия.

2. Поэтапное предъявление педагогом игровых заданий (по мере выполнения их слабовидящим ребёнком).

3. Чёткие инструкции педагога, доступные пониманию слабовидящего ребёнка.

4. Оказание педагогом помощи различного вида:

а) совместное - частичное или, в случае необходимости полное выполнение действия педагогом и слабовидящим ребёнком;

б) повторение словесных инструкций;

в) моральная поддержка, поощрение педагогом действий слабовидящего ребёнка.

(слайд 8)

В процессе занятий с использованием изобразительных заданий я выполняю работу в соответствии со зрительными нагрузками, предложенными офтальмологом.

Обучение детей ориентировке в пространстве включает в себя несколько этапов.

1этап. «Ориентировка на себе».(слайд 9)

Знание частей тела и их пространственного расположения (вверху-внизу, спереди-сзади, правая-левая). В качестве материала используется либо собственное тело слабовидящего ребёнка, либо кукла. Ребёнок должен найти и показать части тела по словесной инструкции педагога, проговаривая пространственное положение частей тела. Примерные задания: «Покажи голову, нос…», «Что у тебя одно? Что у тебя по два?», «Возьми карандаш в правую руку» и т. д. ;

2. Ориентировка относительно себя. (слайд 10)

Знание понятий вперёд, назад, вверх, вниз, направо, налево, вперёд направо, вперёд налево, назад направо, назад налево, впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно себя. В качестве материала используются предметы, игрушки. Слабовидящий ребёнок выполняет задания по словесной инструкции педагога: «Покажи вперёд, направо…», «Пройди направо, повернись и пройди назад…», «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя…» и т. д. ;

3. Ориентировка относительно предмета. (слайд 11)

Знание понятий впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета или другого человека. В качестве материала используется набор мелких игрушек или предметы реального пространства. Слабовидящий ребёнок выполняет действия с игрушками по словесной инструкции педагога, словесно обозначает пространственные отношения: «Поставь зайчика справа от ёлки, за ёлку, перед домиком…», «Что находится слева от меня?», «Расскажи, где находится шкаф»;

4. Ориентировка по схеме. (слайд 12)

Умение соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой. В качестве материала используется схема кукольной комнаты; кукольная мебель, соответствующий набор геометрических фигур. Слабовидящий ребёнок моделирует простейшие пространственные отношения из строительного материала, геометрических фигур, словесно обозначает местоположение. Примерные задания: «Какая мебель нарисована на схеме? Расскажи, где она находится. Расставь мебель на фланелеграфе так же, как она расположена на схеме», «Составь из геометрических фигур свою схему комнаты. Чем она отличается от моей схемы?»

Наиболее сложными для слабовидящих детей являются задания, связанные с моделированием пространственных отношений по инструкции педагога, и Ориентировка по плану (комнаты, улицы и т. д.) также требует специального обучения.

(слайд 13)

Особое внимание в работе с детьми с нарушением зрения у меня занимает формирование умения ориентироваться в пространстве листа и на поверхности стола. В первую очередь слабовидящим детям даю понятия о разных сторонах, углах и частях листа, веду обучение ориентировке на плоскости листа. Использую следующие задания:

• расположить фишки или геометрические фигуры на листе бумаги по инструкции педагога, перемещать их в пространстве листа (стола);

• рассмотреть картинки и ответить, какие игрушки нарисованы слева, что нарисовано в центре и т. д. ;

• составить из разрезанной картинки целую по образцу и без него.

В процессе выполнения данных заданий слабовидящим детям я объясняю что, лист бумаги - это определенное ограниченное пространство, имеющее свои параметры (верх и низ, середину и стороны, центр и углы); на нем можно отобразить пространственные отношения между предметами.

(слайд 14)

Приведем примеры игр и упражнений: «Что где находится», «Расставь мебель в кукольной комнате», «Внимательно слушай и рисуй», «Графический диктант», «Лабиринты», «Нарисуй свою комнату», «Нарисуй дорогу в д/с».

(слайд 15)

5. Ориентировка с помощью слуха, обоняния

Ориентировка в окружающем пространстве с привлечением слуха, обоняния. В качестве материала используются звучащие предметы (колокольчик, будильник, радио и др., фонограммы (звуки природы, города, бытовые звуки, набор запахов (присущий предметам: овощи, фрукты, мыло и др. ; присущий помещениям: кабинет врача, кухня и др.). Слабовидящий ребёнок определяет направление, место звучания предмета. Примерные задания: «Иди в ту сторону, откуда позвали», «Угадай, кто позвал», «Иди на звук колокольчика», «Угадай, чем пахнет; где так пахнет?», «Что это за звуки; что это и где это можно услышать?», «Быстро движется или медленно (по звуку, по запаху?»

На каждом этапе большое внимание я уделяю формированию у слабовидящих детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием.

(слайд 16)

При обучении ориентировке на собственном теле использую следующие приёмы:[/b]

• учу зрительно-осязательному обследованию ребёнком своего тела и тела сверстника;

• учу слабовидящего ребёнка рассматривать себя в зеркале (если у него достаточно высокая для этого острота зрения);

• учу находить и называть части своего тела;

• учу слабовидящего ребёнка соотносить части своего тела с телом другого ребёнка, словесно обозначать их пространственное расположение;

• учу зрительно-осязательному обследованию куклы, выделению и называнию частей её тела и словесному обозначению их расположения;

• учу различать правую и левую стороны «на себе»

(слайд 17)

Для обучения ориентировке в окружающем пространстве использую следующие приёмы:

• учу выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, осязательные);

• учу соотносить расположение игрушек и предметов с освоенными направлениями собственного тела (слева от меня, справа от меня);

• учу понимать и выделять понятия «близко - далеко, ближе - дальше»:

• учу узнавать по звуковой характеристике различные игрушки, предметы, действия окружающих, определять их расположение в пространстве с помощью слухового восприятия;

• учу выделять, анализировать и использовать в практической ориентировке любую информацию (запахи, свойственные определённым предметам или сопровождающие какие-то явления природы, температурные изменения, шумы и т. д.)

(слайд 18)

При обучении детей моделированию предметно пространственных построений:

• учу рассматривать и осязательно обследовать макет кукольной комнаты и предметы кукольной мебели;

• учу воспринимать форму, особенности строения каждого предмета;

• даю представление о том, что вместо предметов кукольной мебели можно использовать предметы-заместители (строительный материал)

• -учу соотносить форму деталей предметов с формой предметов- заместителей.

(слайд 19)

Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем, является наиболее сложным этапом работы и проводится последовательно по следующим направлениям:

• первоначально знакомлю слабовидящих детей с условными (схематичными) изображениями предметов;

• затем учу рисовать условные (контурные) изображения игрушек и предметов мебели с помощью геометрической рамки;

• далее учу соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой;

• обучаю ориентировке в пространстве по картинке-плану;

• обучаю самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства;

(слайд 20)

Итак, подчеркну, что формирование пространственных ориентировок провожу поэтапно на основе:

действий по подражанию взрослому — слабовидящий ребенок оперирует с объектами, полностью копируя действия педагога и предоставляя отчет о проделанном;

действий по готовому образцу — самостоятельный анализ слабовидящим ребенком образца, с последующим выполнением задания; при этом усложнение идет от повторения знакомых ситуаций;

действий по инструкции взрослого, которые организуются лишь тогда, когда ребенок приобрел собственный практический опыт и закрепил его в слове в процессе планирования, выполнения деятельности и предоставления отчета о сделанном;

самостоятельного планирования и моделирования пространственных отношений различных предметов и объектов.

При этом одним из важных условий овладения пространственной ориентировкой у детей с патологией зрения является вербализация деятельности, т. е. словесно описание действий.

Таким образом, можно сделать вывод, что задача формирования ориентации в пространстве, является актуальной для детей с нарушением зрения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дружинина, Л. А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. [Текст] Методические рекомендации / сост. Дружинина Л. А. и др. ; науч. ред. Дружинина Л. А. Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 206 с.

2. Дружинина, Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения [Текст] / Л. А. Дружинина. - М. : Экзамен - 2008.- 159с.

3. Дружинина, Л. А. Дошкольники, имеющие нарушения зрения: индивидуальная работа по развитию пространственной ориентировки в условиях общеобразовательной группы [Текст] /Л. А. Дружинина //Дошкольное воспитание. / 2011.-№ 9.- с. 104-107.

4. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников [Текст] / Т. А. Павлова. – М. : Школьная Пресса, 2009. - С. 5.

5. Плаксина, Л. И. Некоторые особенности зрительной ориентации детей с нарушением зрения [Текст] / под ред. Плаксиной Л. И. - Калуга. 1998г.

6. Подколзина, Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения [Текст] : метод. пособие / Е. Н. Подколзина. - М. : Линка-Пресс, 2009г. – 169с.

7. Подколзина, Е. Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е. Н. Подколзина // Дефектология. – 2008. – № 4. – 95с.

8. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : Издательство Экзамен, 2003г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Система работы с родителями по формированию элементарных математических представлений у дошкольников Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Дидактические игры для работы с детьми с нарушениями зренияДидактические игры для работы с детьми с нарушениями зрения Игра "Логическое панно". Цель: Развитие мелкой моторики, навыков осязательного восприятия. Коррекционные задачи: 1. Развивать умение ориентироваться.

Конспект занятия по пространственной ориентации для детей 3 класса с ОВЗ Тема: "Положение предметов в пространстве». Цель: Учить определять положение предмета или объекта относительно себя (справа, слева, под,.

Система работы педагога ДОУ по формированию безопасного поведения дошкольников через ознакомление с ПДД (из опыта работы) Система работы педагога ДОУ по формированию безопасного поведения дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения (из опыта.

Развивающие дидактические игры для детей с нарушениями зрения Учитель-дефектолог Сапронова Ирина Владимировна Развивающие дидактические игры для детей с нарушениями зрения. Развитие зрительного восприятия.

Система комплексной коррекционной работы c детьми раннего возраста. Система комплексной коррекционной работы c детьми раннего возраста. Семинары-практикумы для родителей взаимосвязаны с групповыми консультациями.

Система работы по формированию игровых умений у детей старшего дошкольного возраста Система работы по формированию игровых умений строилась по 2 направлениям: 1. Собственно-игровая деятельность детей, которая реализовывалась.

Система работы по формированию свойств памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная.

Сообщение на методическое объединение «Организация и система коррекционной работы по формированию навыков культуры поведения» ГБОУ с. Малый Толкай Сообщение на методическое объединение: «Организация и система коррекционной работы по формированию навыков.

Возрастные особенности детей 5–6 лет с нарушениями зрения. [b]Возрастные особенности детей 5-6 лет с нарушениями зрения. [/b] Дети в старшей группе затрудняются зрительно обследовать и анализировать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система коррекционной работы по формированию пространственной ориентации у детей с нарушениями зрения
Опубликовано: 26 мая 2017 в 19:18
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД