МААМ-картинки

Народные игры в детском саду

ольга ромашкан
Народные игры в детском саду

В детских садах разработаны программы по приобщению детей к народной культуре, благодаря чему, у дошкольников формируются представления о древней русской культуре, его истоках, формировании. На занятиях они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками и, конечно же, с народными играми.

Публикация «Народные игры в детском саду» размещена в разделах

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии и как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость. Играя, ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей (не допел до конца – нарушил правило и т. д.) И задача взрослого здесь – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.

Народные игры в детском саду — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.

Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований Капицы О. И., Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:

• подвижные (спортивные) игры;

• обрядовые (календарные);

• по отношению к природе (природные);

• трудовые (бытовые)

• с ведущим (водящим);

• драматические (с элементами театрализованных действий)

Народные игры в детском саду являются неотъемлемой часть физического, познавательного и речевого развития, а также эстетического, духовно-нравственного воспитания детей.

Благодаря народной культуре и лаконичности построения подвижных игр и забав, а также художественного слова : у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств; радость движения сочетается с духовным обогащением.

В рамках духовно-нравственного воспитания и развития.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. У каждого народа свои сказки, песни, танцы, игры, и все они передают из поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Ребенок познаёт ценности и символы культуры своего народа.

В рамках физического воспитания.

Дети овладевают новыми умениями, освобождаются от избытка энергии, учится общаться с другими людьми.

Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

В речевом и познавательном развитии народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках мы с детьми играем в игру «Краски». Детям игра очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь, диалог «монаха» и «продавца», прыжки на одной ноге и стихотворный текст.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память, проводится работа по звукопроизношению, используется целый комплекс методических приемов по речевому развитию.

В рамках социализации русская народная игра также оказывает огромное влияние на развитие ребенка:

воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща;

формирует умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших хорошими поступками;

развивает уважительное отношение к окружающим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, умение помогать им.

При организации и проведении подвижных игр необходимо придерживаться следующих правил:

• Правила игры должны быть просты, понятны и легко выполнимы детьми.

• Игра должна способствовать мыслительной и двигательной деятельности каждого ребенка.

• Каждый ребенок – активный участник игры.

• При проведении игр исключать даже малейший риск угрозы здоровью детей.

• Используемый в игре инвентарь должен соответствовать требованиям безопасности.

При планировании проведения игр на занятии использовать принцип: от простого к сложному.

• Иногда от вас потребуется сделать игру более доступной и понятной детям. Например, вы можете исключить из игры сложные этапы, а затем при последующем ее повторении шаг за шагом добавлять их).

• Чтобы все дети справились с заданием и получили положительные эмоции, следует снизить темп игры или дать дополнительное время.

• С помощью природного настроя на игру, интонации и жестикуляции вы можете добиться тишины и сосредоточенности в группе играющих.

• Повторите задание несколько раз (на первоначальном этапе проведения игры, пока дети не поймут идею игры.

• Повторяйте игру через несколько дней, чтобы дети почувствовали, что они уже что-то умеют делать.

• Поддерживайте сотрудничество и взаимопомощь в группе.

• Иногда необходимо усложнить игру для части детей, чтобы они имели возможность выполнять более сложные действия.

Игры должны способствовать развитию детей.

• Используйте несложный реквизит при проведении игр, он поможет разукрасить игру.

• В некоторых играх целесообразно использовать музыку, но в некоторых она неуместна.

.

В работе с младшими детьми рекомендуется использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила. Например: «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «Солнышко и дождик». Простые рифмованные тексты, вызывают у детей желание их проговаривать, стимулируют несложные игровые действия, создают у малыша радостное настроение, удовлетворяют потребность в активном познании окружающего мира.

В средней группе дети уже могут свободно подчиняться правилам, большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений. Также во многих играх есть роль ведущего. Например : «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Угадай чей голосок».

У детей старшего дошкольного возраста увеличивается количество правил, они становятся сложнее. Для детей постарше русская народная педагогика предназначает игры, в которых заложена возможность развития у играющих активности, сноровки, инициативы, смекалки. В играх находит выражение присущая дошкольникам жажда к движению, потребность в общении со сверстниками, представляется обильная пища для работы ума, воображения. Например: «Два Мороза», «Горелки», «Совушка», «Петушиный бой», «Купи бычка», «Платок» и т. д.

ВЫВОДЫ: выдумка, шутка, юмор, оптимистический характер - отличительные особенности народных игр : они приучают ребенка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неуспех.

Такая передача игрового опыта от взрослых к детям обеспечивает преемственность поколений, непрерывность воспитания и обучения.

Роль народных игр для современного ребенка огромна, так как представляет собой пласт культуры, которую не надо забывать.

Передаваемые из поколения в поколения народные игры, вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них выражаются культура, быт, представления о нормах поведения в конкретных взаимоотношениях, в которых протекает жизнь ребенка.

Многогранная воспитательная значимость народных игр, доступность их для детей дошкольного возраста, создаваемая играми радостная, увлекающая детей сфера деятельности – все это определяет народные подвижные игры, как ценнейший неотъемлемый спутник их повседневной жизни.

Публикации по теме:

Народные традиции. Масленица в детском саду (фотоотчёт)Народные традиции. Масленица в детском саду (фотоотчёт) Масленица - самый веселый,шумный,народный праздник. Празднуют его всю неделю,и каждый день недели имеет свое название,которое говорит о.

Дидактические игры для детей 5–6 лет в детском садуДидактические игры для детей 5–6 лет в детском саду Дидактическая игра – это прекрасный способ развития и обучения ребенка в игровой форме. Опираясь на непроизвольное внимание детей, взрослый.

Дидактические игры по Фэмп в детском садуДидактические игры по Фэмп в детском саду Дидактические игры по ФЭМП в детском саду. Игра- основной вид деятельности для дошкольника, в результате которой он познает мир.   Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные игры в детском саду
Опубликовано: 19 апреля 2024 в 15:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД