Вера Горбунова
Доклад «Народные праздники как форма социализации детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим –
Хоть новому принадлежим.
В. Шефнер
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17. 10. 2013 №1155, образовательная программа дошкольного образования должна формироваться как программа психолого – педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка.
Публикация «Доклад „Народные праздники как форма социализации детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В психологическом словаре понятие «социализация» определяется как «исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта». Отсюда особое значение социализации для поддержания конструктивной стабильности и позитивного развития общества в целом: люди активно воспроизводят то, что усвоено, интериоризировано. Важнейшим компонентом интериоризируемого социального опыта являются социальные ценности, в т. ч. гражданские, культурные, национальные. Именно эти ценности являются базовыми в социальной сущности человека.
Организация народных праздников – одна из традиционных форм образовательной деятельности в детском саду. Особая ее значимость заключается в том, что приобщение к национальной культуре в форме праздника, живо затрагивающего эмоциональную сферу дошкольников, позволяет заложить в них чувственную основу национальной принадлежности, сформировать определенный опыт.
В дошкольном возрасте роль эмоций, эмоционального включения и переживания особенно велика. Они создают эмоциональное принятие той или иной социальной ценности, обеспечивая следование ей в жизни, интерес и более полное понимание в последующих возрастах.
Народные праздники являются неотъемлемой частью воспитательно – образовательной работы в дошкольной образовательной организации и одними из эмоционально насыщенных событий в жизни воспитанников.
Участие дошкольников в народном празднике создает условия не только для их знакомства (когнитивный, мыслительный компонент) с элементами национальной культуры (праздниками, обычаями, песнями, припевками, танцами, костюмами, но и для позитивных эмоциональных переживаний, собственного непосредственного участия, собственной деятельности по реализации народных традиций. Перед проведением праздников, ведутся беседы с родителями и берется письменное согласие на участие в празднике их детей, т. к. в саду воспитываются дети не только из православных семей. За 5 лет работы в данном учреждении не было ни одного случая отказа участия в празднике (даже из мусульманских семей).
Цель: приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи:
• Познакомить детей с русским народным праздником «Покров», традициями и обычаями проведения;
• Расширять представление о празднике «Рождество Христово», традициях и обычаях;
• Знакомство с традициями празднования Святок, характерными элементами народной культуры (колядование, ряженье, припевки – колядки, игры;
• Воспитывать интерес к прошлому своего народа, желание продолжать соблюдать и сохранять русские традиции;
• Воспитывать сообразительность, артистичность, дружеские качества, культуру общения;
• Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
• Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
• Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
В праздник «Покров» зал оформляется декорациями на темы: осень, урожай, русская изба, ярмарка; декорациями цветов, фруктов, овощей. Дети читают стихи, поют песни, исполняют танец с платками, водят хороводы «По полю», «Возле речки, возле моста», «Как на день Покров», играют в игры, показывают сценки «Дом и семья», «Ярмарка». Узнают о свадебных обрядах, о приметах про Покров. На Покров до обеда очень, а после обеда – зимушка – зима. Покров землю покроет, где листком, где снежком. В конце праздника дети угощаются караваем, который пекут родители.
В праздник Рождества дети поют песню «Светлый праздник Рождества», читают стихи. Дети узнают, что имя матери Христа – Святая Дева Мария, а отцом был Иосиф, очень добрый человек. Первыми увидели рождение Христа ангелы, спустившиеся с небес, маленькие детки с крылышками – посланники и слуги Бога.
Рождество очень веселый праздник. Люди в этот день дарят друг другу подарки, играют в игры. Детям предлагается поиграть в игры: «Золотые ворота», «Веселый бубен». Потом дети наряжаются в костюмы медведя, волка, козы и другие, и идут по саду колядовать с «Поздравительной песней» : С Рождеством мы всех поздравляем, счастья здоровья всем желаем; и поют колядку:
Уж я сяду на порог,
Дай лепешку и пирог,
Чтобы курочки водились,
Чтобы свинки поросились,
Чтобы коровушки телились.
Чтобы счастье и веселье
Были в доме круглый год!
Чтоб гостей невпроворот!
Детей одаривают сладостями. Дети благодарят и идут колядовать дальше:
А дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь,
И житьём и бытиём,
И богатством…
После дети возвращаются в группу, пьют чай с угощениями.
Таким образом, проведенные праздники не только способствуют формированию у детей широкого спектра позитивных социальных и эстетических эмоций, но и позволяют заложить основу для развития их культурной, национальной идентичности.