Мира Сербигешева
Приобщение дошкольников к национальному творчеству в процессе синтеза искусств
▼ Скачать + Заказать документы
Представим через призму своей практической деятельности, так как мы работаем на группе с изучением хакасского языка, приобщаем детей к национальному искусству. Мы включаем региональный компонент: историю, культуру, традиции и национальное искусство. Через искусство прививаем детям чувство любви к малой родине.
На наш взгляд, работу по приобщению к национальному творчеству своего народа необходимо начинать в дошкольном возрасте.
Публикация «Приобщение дошкольников к национальному творчеству в процессе синтеза искусств» размещена в разделах
Искусство помогает детям построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях, является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись.
Работая много лет и имея большой опыт, можем сделать вывод, что интегрированные занятия лучше всего помогают детям понять искусство, принять искусство. Тем самым развиваем эстетический вкус у дошкольников.
Например, занятия по изодеятельности у нас проходят в синтезе с музыкой. Используются хакасские музыкальные произведения: песни, тахпах, горловое пение, хай хайджи, Слушая музыку, усиливается эмоциональное отношение ребенка к воспроизводимому сюжету и одновременно позволяет более осмысленно использовать их средства выразительности в передаче задуманного образа.
На игровых образовательных ситуациях в группе мы вместе с детьми рисуем хакасские орнаменты, лепим героев фольклорных произведений, сопровождая наши действия хакасскими сказками, стихами, потешками, поговорками.
Когда знакомим дошкольников с работами художников Хакасии (Асочакова Аграфина Захаровна, Ултургашев Алексей Леонтьевич, Чаптыкова Елизавета Григорьевна – декоратор «Национальная одежда хакасов», включаем музыку. Так дети лучше воспринимают картины.
Таким образом, интеграция в образовательном процессе должна выступать способом открытия мира художественной культуры дошкольника.
При совместной деятельности с детьми в режимных моментах поем песенки, проговариваем потешки и поговорки, когда куда-то собираемся (например, на прогулку, на зарядку, когда умываемся, когда укладываем спать, когда просыпаются.
Дети лучше воспринимают информацию, когда происходит ненавязчиво, в течение дня, в непосредственной форме, в совместной деятельности.
Свою работу по приобщению дошкольников к национальному творчеству в образовательном пространстве нашего детского сада я строю в единстве трех ключевых направлений: игра, работа с родителями, работа воспитателя.
С учётом регионального компонента в нашей группе «Чылтызах» :
- оформлен уголок родного края, где наши воспитанники могут познакомиться с бытием хакасов, с их обычаями и традициями;
- присутствует набор образцов декоративно-прикладного творчества;
- организована выставка рисунков, картин «Моя Хакасия», «Священная берёза», «Курганы»;
- проводятся хакасские праздники «Хуртуй-ях» (День пожилого человека, «Уртун-той» (Праздник Урожая, «Чыл пазы» (Хакасский новый год, «Чир-ине» (День Земли).
Работаем с ясельной группы и к старшей группе наши дети много знают: песни, стихи, потешки, поговорки на хакасском языке.
Дети участвуют в конкурсах и занимают призовые места. На следующий год готовим театральную постановку на конкурс.
Искусство включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Таким образом, в нашем дошкольном учреждении искусство используется в различных видах художественной деятельности.
Своё выступление я хочу закончить словами В. А. Сухомлинского: «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».