Надежда Тюрина
Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация на тему: «Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку». Подготовительная группа.
Подготовила воспитатель высшей категории Тюрина Надежда Александровна
Публикация «Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
О взаимодействии музыки и живописи в процессе музыкального восприятия и влиянии этого взаимодействия на характер детских рисунков говорила в своей работе С. П. Козырева. Она показала, что в результате такого взаимодействия происходит обогащение рисунков детей новым содержанием, творческое решение ими изобразительных задач. В то же время созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки.
Наиболее обоснованным является сопоставление произведений музыкального и изобразительного искусства на основе ассоциативно-образной связи, семантического родства этих видов искусства. Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях с дошкольниками осуществляется в двух формах: 1) сочетание восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства на основе общности их настроения, стиля, жанра; 2) художественно-творческая деятельность детей, дети «рисуют музыку». Предлагаемая детям музыкальная палитра достаточно богата и разнообразна. Она включает в себя произведения И. С. Баха и В. А. Моцарта, А. Вивальди и Й. Гайдна, М. И. Глинки и П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и С. С. Прокофьева и др. Достаточно широко представлена и музыка современных композиторов: Г. Свиридова, В. Гаврилина, С. В и др.
В рисунках детей находят отражение не только настроение, но и выразительные средства музыки : тембр, мелодия, ритм. Эти занятия высоко эффективны с точки зрения развития у детей образного мышления, воображения, креативности.
Использование музыкального сопровождения во время рисования, спокойный характер и негромкое звучание музыки стимулирует изобразительную деятельность детей, повышает концентрацию внимания, способствует повышению интереса. Для занятий предполагается использовать мотивационно-образную и фоновую музыку. Музыкальные произведения на занятиях по изобразительной деятельности играют разную роль и помогают решать различные задачи. Музыка является выразительным средством, исключительным по силе своего воздействия на человека.
Занятия, на которых слушание музыки сочетается с рисованием, строятся следующим образом: детям предлагаются для прослушивания музыкальная пьеса или фрагмент оперы, которую они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Дети вспоминают музыку, делятся впечатлениями, а затем «рисуют ее». Иногда дети воплощают в рисунках музыку, с которой они впервые познакомились на этом же занятии, но и в таком случае рисованию предшествуют беседа о музыке и ее анализ. Музыка звучит и в самом процессе рисования как необходимая эмоциональная «подпитка», она волнует детей, вызывает ассоциации. Дети воплощают в рисунках не только настроение музыки, ее общий эмоциональный колорит, но и особенности мелодии.
Шестой и седьмой год жизни дошкольников-
Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в выразительных его средствах. Почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
2слайд. Актуальность
• «Музыка подобна дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его» (французский писатель и музыковед Ромен Роллан).
• Музыка вызывает у слушателя разные чувства: радость, восхищение, удивление, праздничную приподнятость или печаль.
Музыка – это искусство, в котором отражается вся жизнь, она расширяет кругозор и обогащает духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, она доставляет эстетическое наслаждение.
Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.
• Влияние музыки в развитии изобразительной деятельности детей очень велико. Музыка, как любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира, активному мышлению
• Взаимодействие красок и звуков, музыки и живописи существует издавна как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям.
3 слайд Цель –Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе восприятия музыки.
Задачи:
• Совершенствовать навыки взаимодействия музыки и живописи в процессе музыкального восприятия
• Развивать различные познавательные процессы: память, мышление, воображение, музыкально-эстетическое восприятие, потребность к творческому самовыражению.
• Воспитывать интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и развитие музыкальных и творческих способностей.
• Взаимодействовать с родителями в области художественно-эстетического развития.
4 -6 слайды На музыкальных занятиях мы слушали классическую музыку и музыкальные произведения, характеризующие сказочных героев. В группе закрепляли анализ музыкальных произведений, нацеливала их на желание выражать свои впечатления о характере музыки, ее изображении в рисовании с помощью теплых и холодных тонов.
7-11слайды Вместе с детьми мы решили изучить сказочные произведения в которых живет Жар –птица и другие сказочные птицы.
Я провела консультацию для родителей и сообщила о теме, по которой мы работали совместно с музыкальным руководителем Татьяной Павловной. Родители откликнулись. Позже дети с восторгом рассказывали о том, как изучали тему «Сказочные птицы». Родители читали сказки, а также дети слушали перед сном в аудио записи, смотрели видео, беседовали с ними.
12-14 слайды Мы слушали спокойную музыку и тревожную. Эмоциональное состояние мы переносили на раскрашивание волшебных ваз и кувшинов в виртуозной игре «Волшебная посуда»
15 слайд Совместно с музыкальным руководителем Татьяной Павловной мы готовили детей по теме «Сказочные птицы» и выбрали Жар-птицу для показа на ГМО. Мною были нарисованы 2 одинаковые Сказочные птицы
16-17 слайды В интегрированном занятии на ГМО дети слушали 3 музыкальных произведения и с помощью акварельных красок передавали эмоциональное содержание музыки через характер линий и соответствующую цветовую гамму (тёплые и холодные тона, яркие, светлые и тёмные, т. е. они рисовали музыку на перьях. Закончив ее, дети прикрепляли перья на крыло и хвост птицы.
18-22 слайды Перья получились очень разные по цветовой гамме. Музыка, как и любое искусство, передаёт мысли того, кто её создал, мысли и чувства тех, кого она изображает, а также эмоциональную отзывчивость детей на музыкальные произведения.
23 слайд Заключение
• Продуктивная деятельность старших дошкольников в сочетании с музыкальной деятельностью, по мнению многих педагогов, воспитывают в ребенке эстетический вкус, развивают способность искать, фантазировать, мыслить неординарно, формируют творческую личность.
• Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций и поведения в целом.
• Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, она содействует развитию у детей творческого воображения, вызывает яркие ассоциации, стимулирует фантазию, помогает передать в рисунке характерные особенности образа, обогащает детские впечатления. Музыкальные впечатления детей активно подкрепляются изобразительным творчеством.