Васильева Анастасия
Приобщение детей средней группы к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 302
Доклад на тему «Приобщение детей средней группы к истокам русской народной культуры»
Выполнила Васильева Анастасия Владимировна
Куратор Сианихина Людмила Николаевна
Новосибирск 2022
Публикация «Приобщение детей средней группы к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к традициям своего народа.
Одним из принципов ФГОС ДО является познавательное развитие, которое включает в себя раздел — приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Осознанное формирование нравственно-этических чувств должно начинаться со средней группы. Подготовительным этапом можно считать работу, проводимую в младшей группе.
Т. к. дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички, то их можно использовать в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Как показывает практика, ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей.
Целью данной работы является – воспитание у дошкольников патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Для реализации поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
Воспитывать у детей чувство любви, долга, ответственности, уважения красоты, доброты, привязанности, к своей родине, родным местам, русскому народу.
Формировать умения восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.
Развивать в ребенке способность к пониманию культуры своего народа и позитивному отношению к культуре других народов.
Знакомить с национальным бытом; русским народным творчеством; русскими народными играми; с традициями и праздниками.
Формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры основано на общеизвестных принципах:
принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
принцип исторической последовательности обобщающих факторов;
принцип комплексного и интегративного подхода — приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, предлагается использование различных видов и форм взаимодействия с детьми (НОД, игровая деятельность, экскурсии, праздники, театрализованная и самостоятельная деятельность);
принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
Дети в группе знают краткое содержание прочитанных литературных произведений;Теремок,Репка,Колобок, Петушок золотой гребешок и тд, быт и традиции русского народа; народные праздники; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, .
Умеют рассказывать русские народные сказки которые были перечислены выше, потешки; Ладушки, Идёт коза рогатая,Сорока белабока,Петушок петушок тд и обыгрывать их;
Использует в игре предметы быта русского народа;самовар, деревянные ложки, стаканчки и тд
Дети активно играют в подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Золотые ворота», «Я по горке шла», «Ручеек» и др.
Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.
На прогулках с детьми мы разучили такие игры как: «Хороводная огородая», «Я веселая ткачиха», «Селезень», «Мак маковистый»
Музыкальные занятия
Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка. Дети нашей группы участвовали в таких мероприятиях как встреча весны, масленица, колядки.
В этих праздниках в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры : фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы. В будущем мы планируем расширять фольклорное творчество и к участию в традиционных народных праздниках привлекать родителей. В процессе план работы с родителями, включающий следующие задачи: 1) заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в календарных праздниках и развлечениях.
2) совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам. 3) привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений в праздниках вместе с детьми: самостоятельное исполнение музыкальных номеров на праздниках, и подготовка номеров с детьми.
Совместную деятельность: разучивание попевок, потешек, закличек, колядок, хороводов; игры на шумовых народных инструментах.
Развлечения и досуги:
Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды. В группе могут быть созданы мини музеи «Русский народный уголок», «Русская изба», где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера, где накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок — передвижек по теме