Папки-передвижки

Работа с гиперактивными детьми. Диагностика и коррекция поведения гиперактивного ребёнка

Суздальцева Елена Анатольевна
Работа с гиперактивными детьми. Диагностика и коррекция поведения гиперактивного ребёнка

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВЕРТИКАЛЬ»

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

Доклад

«Работа с гиперактивными детьми. Диагностика и коррекция поведения гиперактивного ребёнка»

2023 год

Публикация «Работа с гиперактивными детьми, Диагностика и коррекция поведения гиперактивного ребёнка» размещена в разделах

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей (учебной) деятельности и поэтому увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуется умение концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определённого результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. У детей вдруг обнаруживаются многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности.

Выделяются следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требует.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершённого действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимы в детском саду, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, на задумываясь о последствиях, но специально приключений или острых ощущений не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

чрезмерная двигательная активность;

импульсивность;

отвлекаемость, невнимательность.

В повседневном поведении гиперактивным детям свойственны непоследовательность, импульсивность, непредсказуемость. Всё это делает таких учеников нежелательными членами детского коллектива, осложняет взаимодействие со сверстниками.

Роль педагогов в коррекции поведения ребёнка

В целом,приёмы модификации поведения детей с гиперактивностью

можно свести к следующим:

В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его, когда он этого заслужил, подчёркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребёнка в собственных силах, повышает его самооценку.

Двайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

Поддерживайте чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному режиму.

Во время игр ограничивайте ребёнка одним партнёром. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Предоставь ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные, игры.

Постоянно учитывайте недостатки ребёнка.

Работа с такими детьми должна строится на индивидуальной основе, а особое внимание следует уделять их отвлекаемости, слабой саморегуляции и самоорганизации. Целесообразно по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение ребёнка.

Во время занятий или уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому, в частности, может способствовать оптимальный выбор места для гиперактивного ученика в группе или в классе за партой-в центре помещения напротив стола воспитателя (учителя, классной доски.

Ребёнку должна быть предоставлена возможность в случаях затруднений быстро обратиться за помощью к педагогу. Его занятия необходимо строить по чётко спланированному, стереотипному распорядку, используя для этого специальный календарь или дневник.

Задания, предлагаемые на занятиях, следует разъяснять ребёнку отдельно или, если это в школе, писать на доске, ни в коем случае не сопровождая ироничным объяснением, что делается это специально для «нашего особого мальчика»(девочки).

На определённый отрезок времени ребёнку даётся лишь одно задание. Если предстоит выполнит большое задание, онор предлагается в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. Во время учебного дня предусматривает возможности для двигательной «разрядки» : физического труда, спортивных упражнений.

Игры и упражнения с гиперактивными детьми

1. Игры на развитие внимание

«Только об одном»

Эта игра может показаться скучноватой, на взгляд взрослых. Днако дети её очень любят.

Предложите детям выбрать одну игрушку. Теперь объясните правила. В этой игре можно говорить только об одном- о выбранной игрушке. Причем говорит только тот, у кого игрушка в руках. Сказать нужно одно предложение, описывающее эту игрушку в целом или какие-то ее детали. После этого следует передать ее другому игроку. Тогда он скажет свое предложение об этом же предмете. Обратите внимание, что нельзя повторять уже сказанные ответы или делать отвлеченные высказывания. Так фразы типа: «А я у бабушки видел похожую.»-будут караться штрафным баллом. А игрок, набравший три таких балла, считается проигравшим! Сюда же начисляются штрафы за повторение сказанного и ответ не в свою очередь.

«Волшебное число»

С этой игрой могут справится дети, умеющие хорошо считать и делить в уме, то есть не младше третьего класса.

Необходимо несколько участников игры. Они будут считать по кругу от одного до тридцати. Чтобы сосредоточить внимание на том, кто должен отвечать, можно перекидывать мяч. Каждый игрок должен просто назвать число, следующее за тем, которое назвал предыдущий участник. Но если это число содержит цифру три или делится на три без остатка, то произносить его нельзя. В этом случае нужно сказать какое-то волшебное заклинание (например, «абракадабра») и перекинуть мяч следующему человеку.

Сложность игры заключается в том, чтобы не сбиться со счета, продолжая четко называть числа, даже после того, как предыдущий игрок произнес «заклинание», а не число.

Примечание. «Волшебным» в этой игре можно сделать любое число, но начинать лучше с трех, так как это действительно волшебное число всех русских сказок (что можно обсудить с ребенком).

«Пишущая машинка»

В эту игру имеет смысл играть, если у вас в группе, классе есть несколько детей, умеющих читать. Пусть они представят себя клавишами печатной машинки и «напечатают» то предложение, которое вы им скажите. Участники игры должны по очереди вставать и называть по одной букве. Им придется быть очень внимательными, чтобы на ошибиться в выборе буквы и не пропустить свою очередь!

Когда «печатаемое» слово заканчивается, все «клавиши» должны встать. Когда нужен знак препинания, то все топают ногой, а в конце предлодения точку обозначают хлопком в ладоши.

Клавиши, которые неверно печатают, будут отправляться в мастерскую, то есть дети, сделавшие по три ошибки, будут выходить из игры. Оставшиеся, напротив, считаются победителями. На таких детей-клавиш можно и гарантию давать, на боясь разориться на ремонте!

Примечание. Если игроки разного возраста, то фразу для печати лучше давать такую, с которой справиться даже самый младший из них. Тогда играющие будут в равных условиях и не проиграют только потому, что не учили в школе тех или иных правил русского языка.

Игры на развитие волевой регуляции:

«Четыре стихии»

Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля»-руки вниз, «вода»-вытянуть руки вперед, «воздух»-поднять руки вверх, «огонь»-произвести вращение руками. Кто ошибается, считается проигравшим.

«Летает-не летает»

Дети садятся или становятся по полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает- дети поднимают руки. Если не летает-руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

Игры на расслабление и на релаксацию:

«Солдат и тряпичная кукла»

Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться- это обучит их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Поэтому эта и последующая инра помогут вам это сделать в игровой форме.

Итак, предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу: вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду-»тряпичная кукла». Выполняя ее, мальчик или девочка должны максимально расслабится, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ваты и ткани. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т.  д.

Примечание. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что ребёнок достаточно отдохнул.

«Тающее мороженое»

Детям предлагается представить себя мороженым. А затем постепенно, медленно расслаблять кисти, локти, руки и максимально расслабиться, слегка наклонившись вперед, чтобы руки болтались.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика) :

«Ладошки»

Вслед за взрослыми дети выполняют пальчиковую гимнастику:

Разотрем тихонько руки

(ладонь правой руки проводит круговые движения по левой в вертикальном положении).

Каждый пальчик мы пожмем, каждый пальчик мы пожмем

(правая рука пожимает пальцы левой руки, затем левая пожимает пальцы правой руки).

Руки с мылом мы помоем

(имитация мытья рук).

Домик мы построим

(пальцы левой руки находят соответствующие пальцы правой).

Тепло побережем

(собрать пальцы двух рук в замок).

Выпустим мы пальчики, пусть бегут как зайчики

(пальцы имитируют движения бега зайцев).

«Лягушата»

Одновременные движения руками по поверхности : правая рука-кулак, левая рука-ладонь, а затем наооборот, левая рука-кулак, правая рука-ладонь.

«Лезгинка»

Одновременные движения руками: правя рука смотрит вверх кулачком, указательный палец левой руки приставлен к мизинцу правой и, наооборот.

«Ухо-нос»

Одновременные движения руками: правая рука держится за нос, левая рука держится за правое ухо; хлопок; левая рука держится за нос, правая рука держится за левое ухо.

Игры на развитие коммуникативных умений:

«Головомяч»

В этой игре, чтобы быть успешным, ребенку придется учитывать темп и характер движения другого человека. В общем, привычная для него импульсивность делу не поможет.

Хорошо, если к этой игре вы подключите еще нескольких детей. Во-первых, именно со сверстниками ребенку более всего необходимо научиться хорошо ладить, а во-вторых, со взрослыми выполнять данные игровые задания, конечно можно, но очень неудобно. Итак, пусть ваш ребенок вместе со своей парой встанет у черты под условным названием «старт». Положите на этой черте карандаш. Задача игроков-взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый их них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь этими двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если за это время они не уронили то, что несли, и не помогали себе другой рукой, то можно поздравить перу с удачным выполнением задания. Это значит, что они способны быть друзьями, раз проявили такие хорошие навыки сотрудничества друг с другом.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьмиИгры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьми Дети, которые имеют диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нуждаются в особом подходе. С каждым годом таких детей.

Как играть с гиперактивными детьми в средней группе с ОВЗКак играть с гиперактивными детьми в средней группе с ОВЗ Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация «Советы родителям гиперактивного ребенка» Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Гиперактивность представляет собой.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

План работы факультатива с детьми 6–7 по обучению правилам безопасного поведенияПлан работы факультатива с детьми 6–7 по обучению правилам безопасного поведения Задачи: Расширять и углублять представления детей : - об основах безопасного поведения на дороге; - о правилах дорожного движения, о расположении.

План работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьмиПлан работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьми Цель: Создание условий для воспитания внимания, развития навыков самоконтроля на основе воспитательных занятий по формированию нравственных.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с гиперактивными детьми. Диагностика и коррекция поведения гиперактивного ребёнка
Опубликовано: 8 сентября 2023 в 11:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД