Папки-передвижки

Консультация «Растить трудолюбивых»

Людмила Быкова
Консультация «Растить трудолюбивых»
▼ Скачать + Заказать документы

Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ишлейский детский сад «Буратино» Чебоксарского района Чувашской Республики

Авторская разработка

ДОКЛАД

«Растить трудолюбивых»

Составитель:

Быкова Л. Н., воспитатель,1 категория

2020 г.

Растить трудолюбивых

Публикация «Консультация „Растить трудолюбивых“» размещена в разделах

В группе коллективная уборка. Как озабочены лица детей, как старательно и аккуратно выполняют они свои обязанности! Здесь нет зрителей, вялых, скучающих неумеек. Все заняты. Серьезное обсуждение с педагогом возможной последовательности выполнения работы, обращения за советом, с просьбой, взаимопомощь при затруднениях - все эти формы общения детей с педагогом и между собой свидетельствуют о том, что у них воспитано устойчивое положительное отношение к труду, самостоятельность в деятельности и организованность поведения. ак добился педагог таких успехов?

Совершенно очевидно, что этой группе труд не сводится к эпизодическим мероприятиям: здесь предусмотрено систематическое включение в работу ребенка, учтены особенности самостоятельной деятельности, необходимость потрудиться, использованы возникающие в повседневной жизни ситуации для формирования привычки к трудовому усилию всех детей. В общем, труд пропитывает их жизнь в детском саду.

Не следует забывать, что обучение детей трудовым навыкам - это лишь одна из сторон деятельности педагога. Другой, наиболее важной стороной является формирование нравственных качеств у дошкольников. Ведь результат труда - чисто вымытые растения, новые поделки из природного материала, отремонтированные книги – зависит не только от наличия тех или иных навыков, но и от умения детей прилагать усилия, старание, волю, от влияния тех мотивов, которые руководили ими в процессе деятельности. Если это забывается, труд остается, по выражению А. С. Макаренко, нейтральным процессом, не оказывающим влияния на нравственное воспитание детей.

Показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников - одна из наиболее важных задач педагога детского сада.

Постоянным видом труда дошкольников является самообслуживание. Несмотря на его будничность, отсутствие видимых результатов, он является важным средством воспитания трудолюбия. Дети одеваются и раздеваются, готовятся к обеду и самостоятельной деятельности сегодня так же, как вчера. И именно в этом заложены большие возможности для воспитания. Потому что сегодня, как и вчера, надо одеваться аккуратно, не забыть задвинуть за собой стул, самостоятельно, без напоминаний убрать игрушку, книгу, в случае нечаянной оплошности - приложить усилия и исправить, по- чинить, т. е. проявить старательность, бережливость. Многократные упражнения создают достаточные условия для закрепления умений, влияют на развитие нравственных качеств. Руководя самообслуживанием, формируя самые элементарные трудовые навыки, педагог учитывает решение воспитательных задач. Он детей заранее представлять ход действий, находить более быстрые и экономные пути их выполнения, быть настойчивыми терпеливыми, не отвлекаться, не торопиться, делать красиво, аккуратно, чтобы результат труда — порядок в костюме, в комнате - вызывал чувство удовлетворения. Например, обучая малышей умению одеваться и раздеваться, взрослый воспитывает стремление самостоятельности, опрятность, терпение и волю, приучает бережно обращаться с вещами, доводить дело до конца. Если же не обращать внимания на то, как ребенок делает: не вывернул рукав пальто, не закрыл плотно дверцу шкафа, - тогда у него не только не совершенствуется необходимый навык, но и формируется отрицательная привычка к неряшливости, безразличие к своему внешнему виду.

Нередко педагог сам собирает разбросанные игрушки, поднимает упавшую одежду, поправляет костюм на ребенке. Поступая так, он хочет показать детям пример трудолюбия. Но почему не всегда его пример вызывает у детей желание предложить свои услуги? Дошкольники принимают заботу воспитателя, няни как должное, если взрослый не разъясняет, что требуется от них.

Правильно поступает тот воспитатель, который, заметив беспорядок и исправляя его на ходу, привлекает к этому детей, и в первую очередь тех, у кого не сформированы аккуратность, бережное отношение к вещам. Он побуждает ребят включаться в труд, поощряет всякую их попытку приложить старание и убеждает в необходимости сразу восстанавливать рушенный порядок. В конкретных ситуациях, складывающихся повседневной жизни группы, воспитатель формирует у детей нетерпимое отношение ко всякому проявлению неряшливости, неаккуратности, небрежности. При условии, когда любое нарушение порядка не остается незамеченным, воспитатель непримирим к мелочам в обстановке или внешнем виде детей, сам является примером аккуратности и подтянутости, даже малыши быстро улавливают, что от них требуется. Они острее замечают, что на платье куклы не хватает петельки или крючка, что коробка с кубиками стоит криво, что воротник на рубашке завернулся, и решают: надо исправить.

Если малыш замечает развязавшийся шнурок или поломанную игрушку, но не умеет исправить сам, то воспитатель подсказывает, как в таком случае надо поступить, учит обращаться с просьбой: «Молодец, что заметил, давай вместе исправим» или: «У Володи все пуговицы застегнуты, а у тебя одна оторвана. Это некрасиво. Надо попросить пришить». Так у детей постепенно формируется умение замечать беспорядок и стремление устранять его.

Старшие дошкольники уже более самостоятельны и деловиты в подобных ситуациях.

Трудолюбие непременно сопряжено с воспитанием у ребенка бережливости: беречь труд няни, игрушки, свой костюм, который стирала, гладила, чинила мама. Этому надо учить ребенка с раннего детства, иначе он никогда не оценит труд окружающих. Наблюдая за детьми, педагог может заметить, что они по-разному относятся к своим вещам. Один говорит: «Подумаешь, мне еще купят!» Другой даже не дает никому посмотреть принесенную из дома книгу (испачкают). И то и другое плохо.

Воспитывая бережливость, педагог меньше сего хочет вырастить маленьких плюшкиных. Но он добивается, чтобы ребенок с детства знал цену вещам. И потому перед ним стоит задача: формировать бережливость, связанную со щедростью. Это значит: учить детей бережно обращаться с вещами и в то же время с радостью делиться с товарищами тем, что имеешь сам. Не быть рабом вещей, но нетерпимо относиться к тому, кто ломает их, портит, пачкает.

В детском саду всегда в распоряжении детей игрушки, книги, альбомы, пособия, инструменты. Воспитатель разъясняет, что всеми вещами надо пользоваться по-хозяйски: беречь, приводить в порядок, заботиться о своевременной починке и д. Он требует от старших детей ответственности за состояние всего, что находится в комнате, на участке и необходимо для организации веселых игр, увлекательного труда, интересных занятий, заполняющих день ребенка занимательной и разнообразной деятельностью.

Воспитанию бережливости помогает также формирование представлений о том, что любая вещь - результат труда. Если дети с детства узнают, что нелегко вырастить, например, сад, сшить, изготовить любую вещь, что в каждую из них вложен труд человека, они более глубоко осознают цену. А сочетание знаний собственной практики обращения с вещами, постоянной заботы их сохранности формирует уважение к труду.

Убеждения, разъяснения, опирающиеся на детский опыт, помогают предупреждать нежелательные поступки детей: сломать построенный из песка город или сорвать цветок, а потом бросить его по дороге.

- акой город из песка построили вчера ребята! Сегодня можно продолжить работы: провести новые дороги, разбить сквер, посадить лес.

Такие предложения учат бережно относиться к результатам труда других.

Немаловажное значение для решения воспитательных задач имеет труд детей в живом уголке, огороде, цветнике. Труд в природе, требуя систематических усилий, всегда связан с получением отдаленных результатов, которые могут иметь практическую значимость: вырастили цветы — подарим их детям, уходящим в школу; ухаживали за укропом, морковкой, луком - теперь всегда к обеду есть душистая зелень, можно угостить ею детей других групп.

Систематический уход детей за животными и растениями способствует формированию бережного отношения ко всему живому, активной любви к природе.

Гораздо важнее предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия. Естественно, что доля самостоятельности во многом будет зависеть и от возраста детей, и от опыта.

Допустим, ребенку предлагается полить растение. Как это поручение дается детям младшего и старшего дошкольного возраста?

Малышу воспитатель подробно объясняет задание (налей в лейку воды не из-под крана, из ведра… поливай понемногу, чтобы не перелить через край… т. д.). Он помогает и в процессе работы, следит за тем, чтобы ребенок поставил лейку на место, вытер руки. Такое руководство вполне оправдано: у ребенка нет еще опыта, умений. Ему во всем требуется помощь: и в овладении приемами работы, и в определении ее последовательности, и в предупреждении возможных ошибок.

Для ребенка средней группы указания будут иметь характер совета, напоминания, предупреждения (что надо сделать, чтобы) : «Не забудь, что кисточки надо класть с правой стороны…», «Прежде чем поливать, давай проверим, нужна ли растению вода…». Эти указания уже рассчитаны на имеющийся опыт знания ребенка и помогают лишь наиболее сложных для него действиях (как бы подстраховывают его). А в остальном ребенок действует вполне самостоятельно: он сам намечает порядок действий, контролирует свою работу, проявляет настойчивость, чтобы выполнить поручение.

В старшей группе, учитывая наличие у детей определенных умений, педагог требует от своих воспитанников большей деловитости, самоорганизации, ловкости и экономных движений. Часто его воздействие на детей имеет характер оценки: «Проверю, сумеешь ли ты справиться с заданием вовремя» или «Насколько аккуратно ты научился работать. Все ли ты приготовил, прежде чем начинать трудиться

В подготовительных группах воспитатель придает большое значение формированию у детей умения самим готовить все необходимое для работы. Хорошо, когда для каждого вида труда весь инвентарь расположен в одном месте. Например, ребенок собирается стирать кукольное белье. Он подходит к шкафчику и в нем сразу находит все необходимое: таз, ведро, фартук, клеенку, тряпочку, чтобы по окончании работы вытереть оборудование, убрать за собой. При таком расположении инвентаря ребенок легче привыкает действовать по правилу: сначала приготовь все необходимое, а уже потом начинай работу. Тогда в процессе выполнения поручения ребенку не надо будет отвлекаться, чтобы принести не приготовленное своевременно оборудование.

В группе дети всегда находятся в окружении сверстников. И часто возникает необходимость кому-либо помочь, отозваться на просьбу. Воспитатель использует такие ситуации, как средство формирования у детей внимания к окружающим, желания и умения оказывать помощь.

Труд становится методом поощрения, если приносит ребенку радость, удовольствие, возможность почувствовать себя умелым, самостоятельным, настоящим помощником. «Сегодня ты отлично справился с заданием! В следующий раз я смогу доверить тебе еще более трудное дело», говорит педагог, вызывая этим у ребенка стремление к преодолению трудностей, связанных с новым поручением. Такой прием помогает вырабатывать у детей желание выполнить следующее задание с еще большим старанием. Не стимул ли это к тому, чтобы ребенок хотел снова и снова участвовать в труде, добиваясь своим старанием права на самое трудное?

Педагогу необходимо более всего обращать внимание не на случаи проявления небрежности, отсутствие старательности, а на анализ причин, приведших к ошибке. Если этого не делать, выводы могут оказаться слишком поспешными и прямолинейными; не помог — плохой товарищ; не выполнил поручения - лентяй; не увидел непорядка в костюме - неряха и т. п. А на самом деле ребенок выполнил поручения, так как был очень увлечен игрой или не знал, где лежит необходимое оборудование для труда; ребенок не вытер стол потому что, к тряпке неприятно было прикоснуться: она мокрая и грязная; не помог, потому что не знал как.

Чтобы правильно делать выводы, педагог обязан анализировать мотивы, которые побуждают воспитанников трудиться. При этом следует учитывать их возраст. Так, малышей, к примеру, часто привлекает в процесс действий, особенно если они используют такие предметы, которые радуют их своей яркостью, красочностью.

Развитие трудолюбия у старших дошкольников должно быть неразрывно связано с формированием общественных мотивов труда, желания приносить пользу людям.

Общественной мотивацией должна быть пропитана и организация дежурств. Когда дети накрывают на стол, воспитатель формирует у них желание трудиться ради других, заботиться о сверстниках. Он вводит правила, разъясняющие ответственного отношения к своим обязанностям: «Ты обязан потому не можешь заняться чем-либо более интересным для себя», «Ты работаешь ради коллектива, в котором живешь, в котором действует правило: один за всех — все за одного».

Для педагога важно и то, выполнили ли дети самостоятельно весь объем работы, насколько прилежны были в процессе деятельности, как относились к сверстникам и как проявляли себя по отношению друг к другу: видели ли затруднения партнера, советовались ли, договаривались или ссорились, жаловались.

Если педагог оценивает работу детей только с точки зрения ее качества, то его оценки звучат примерно так: «Ровно положили ложки», «Красиво нарезали салфетки», «Аккуратно налили краску в розетки» и пр, Такие оценки правильны, но в них отсутствует самое главное: отношения к работе, к коллективу, потому воспитатель в своих суждениях по поводу работы дежурных обязательно должен отметить, как они отнеслись к просьбе товарища, няни, насколько были дружны между собой,

Педагог своим примером трудолюбия и занятости создает у детей соответствующее настроение, формирует стремление к полезной деятельности.

Источник: Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. Москва «Просвещение» 1985г.

Публикации по теме:

Консультация «Формы РДА» (продолжение) Формы РДА Первая форма РДА- полная отрешенность от происходящего. Отсутствие речи. Невозможность организовать ребенка: поймать.

История о необычной дружбе или как воспитать трудолюбивых детей в процессе организации совместной деятельности в огородеИстория о необычной дружбе или как воспитать трудолюбивых детей в процессе организации совместной деятельности в огороде В нашем детском саду есть огород. Его делали всем миром для каждой группы. Охраняет этот огород, как полагается, чучело, непременный атрибут.

Консультация «Как растить настоящего мужчину»Консультация «Как растить настоящего мужчину» Как растить настоящего мужчину. Попробуем обобщить и систематизировать, что же нужно делать (и чего не делать, чтобы растить настоящего.

Конспект родительского собрания «Как растить любознательных»Конспект родительского собрания «Как растить любознательных» Конспект родительского собрания "Как растить любознательных" Цель: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности.

Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо» Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то,.

Консультация для педагогов «Ещё раз о Щелкунчике»Консультация для педагогов «Ещё раз о Щелкунчике» Что в новый год самое-самое? Вопрос, требующий ответа или нет? Может, для каждого что-то своё? Не знаю. Но всё же считаю, что новый год.

Консультация для родителей «Наш дом»Консультация для родителей «Наш дом» Консультация для родителей «Наш дом»Игровое занятие «Мой дом» Цель: закрепить знания об основных частях здания (дом, стена, крыша, окно);.

Консультация для воспитателей 1. Наша работа-это творчество. 2. Наш коллектив в ответе за нас, а мы в ответе за свой коллектив. 3. Мы- воспитатели в детском саду. Это не.

Консультация «В лес за грибами и ягодами» «В лес за грибами и за ягодами»Цель: -уточнить представления детей о значении леса в жизни людей; - познакомить детей с некоторыми свойствами.

Родительское собрание для старшего дошкольного возраста «Растить любознательных»Родительское собрание для старшего дошкольного возраста «Растить любознательных» Цели: раскрыть значение познавательного интереса ребёнка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность. Подготовила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Растить трудолюбивых»
Опубликовано: 7 августа 2022 в 19:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Растить трудолюбивых»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Быкова (УИ 290515) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД