Лучший педагог года

Реализация личностно-ориентированного подхода в современном ДОУ

Татьяна Обухова
Реализация личностно-ориентированного подхода в современном ДОУ

Утверждение Федерального государственного стандарта в дошкольном образовании дало возможность воспитателю по-новому взглянуть не только на систему образования и воспитания дошкольника, но и на самого ребенка.

Для меня, педагога с небольшим опытом работы, все новое интересно, поэтому я стала изучать стандарт, пыталась использовать на практике, пока не поняла, что его основой является личностно-ориентированный подход, сущность которого состоит в признании основной ценностью образования становление личности ребенка как индивидуальности в её самобытности, уникальности, неповторимости, а также в предоставлении каждому ребёнку права выбора собственного пути развития на основе выявления его личностных особенностей, жизненных ценностей, устремлений.

Публикация «Реализация личностно-ориентированного подхода в современном ДОУ» размещена в разделах

Очень важна позиция педагога, которая предполагает отношение к ребёнку как субъекту деятельности, как к личности, способной проявлять собственную активность, а также стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала воспитанника и умение максимально стимулировать это развитие им же самим с помощью адекватных средств.

Одним словом, педагогу нужно увидеть каждого ребенка, понять его желания, стремления, индивидуальные особенности, вооружиться навыками партнерского общения и обеспечить условия для развития и саморазвития, ведь обучение должно быть предназначено не абстрактному ребёнку (ребёнку «вообще», а конкретному человеку с его личным, присущим только ему комплексом качеств. Эта тема поднималась на районных методических объединениях педагогов дошкольного образования, которые я посещала. Здесь я знакомилась с опытом коллег и планировала новые подходы к своей работе.

Досконально изучив теорию, я перешла к практике и хочу рассказать о методах реализации личностно-ориетированного подхода из опыта работы.

Первое, что я применила на практике, это позиция педагога, как во время занятий, так и во время беседы и игр с детьми. Воспитатель должен быть только на уровне ребенка, это общение «глаза в глаза». При таком положении, когда фигура воспитателя не довлеет, ребенок расслаблен, ему легче высказывать свои мысли и предположения, делиться сокровенным. Поэтому провожу занятия с детьми на ковре, сидя напротив или рядом на стуле, стараясь избегать статичности, и передвигаться по группе для выполнения заданий.

Чтобы создать атмосферу заинтересованности каждого воспитанника и включить его в образовательную деятельность использую сюрпризные моменты, новый дидактический материал, но больше всего детям хочется помочь какому-то герою, раскрыть запутанное дело или тайну, став сыщиком.

Поддерживая интерес детей, активно участвую в диалоге, показывая свою вовлеченность, ведь педагог должен быть сам заинтересован тем, что предлагает детям. Во время бесед с детьми проявляю эмоции и очень радуюсь, когда получаю отклик.

Стремлюсь к тому, чтобы дети получали не готовые знания, а открывали их сами, путем наблюдений, сравнений, сопоставлений, опытов. Хотя это не всегда у меня получается. Причиной, по моему мнению, иногда становится недостаточная информационная осведомленность детей. Эту проблему стараюсь решать через более тесную работу с родителями и совместную проектную деятельность.

А вот авторы программы по формированию элементарных математических представлений «Игралочка» Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, которую я использую в работе с детьми уже два года, предлагают для решения проблемной ситуации в некоторых случаях использовать способ «спроси у того, кто знает». Этот способ используется только тогда, когда ребенок не сможет найти решения самостоятельно или при поддержке педагога.

В этой программе ярко демонстрируется принцип успешности, заложенный в личностно-ориетированном подходе. Например, при сравнении нескольких предметов, нет одного ответа на вопрос: «Что лишнее?», потому что каждый предмет чем-то отличен от другого. Таким образом, каждый ребенок может проявить себя, показать свою внимательность и порадоваться своему успеху.

Чтобы ребенок мог высказать свое мнение, поделиться своими мыслями, учился рассуждать, строю диалог на основе проблемной ситуации или проблемного вопроса. Особенно ярко это можно продемонстрировать на примере чтения художественной литературы. Например, после прочтения произведения, задаю вопрос: «А как бы поступил ты?» или «Что бы сделала ты?»

Ответы детей на такие вопросы, конечно, могут быть непредсказуемы, а иногда и противоречат нормам морали. В такие моменты стараюсь мягко, без осуждения, попытаться показать ребенку, что такой поступок может кому-то навредить, кого-то расстроить. Предлагаю совместно поискать решение, которое понравится всем.

Обязательно поощряю детей за активность и инициативу при выполнении заданий, а тех ребят, у кого что-то не получилось, поддерживаю, настраивая их на самоанализ: «Давай вместе подумаем, почему у тебя не получилось», «Что сделать, чтобы получилось в следующий раз». При оценке работы важно сравнивать результаты деятельности ребенка с его предыдущими, но ни в коем случае не с результатами других детей.

Чтобы определить и развить индивидуальные особенности воспитанника провожу индивидуальную и коллективную творческую деятельность, благодаря которой ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Для реализации творческого замысла предлагаю детям различный материал, не ограничиваю в выборе цветовой гаммы. Так работы детей приобретают индивидуальность, неповторимость и особую ценность.

Такое взаимодействие на занятиях позволяет выстраивать партнерские отношения, чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя важным и нужным, ведь каждому малышу хочется быть понятым и услышанным.

Так каков же он – современный ребенок? Да, с одной стороны, наши дети чутки и ранимы, а с другой, активны, целеустремленны, любознательны и непоседливы, им не сидится на месте, они в поиске, они почемучки. Поэтому выстраивая свою работу, воспитатель должен идти от интересов детей, становиться для них той искрой, способной зажечь пытливый ум, направить энергию ребенка в русло созидательности. А для этого педагогу нужно идти в ногу со временем, использовать новые технологии и многому учиться у детей.

Работу по освоению личностно-ориентированного подхода планирую продолжать, потому что хочу, помочь каждому воспитаннику совершенствовать свои индивидуальные способности и развиваться как личность.

Прикреплённые файлы:

doklad-konferencija_sm2qu.pptx | 7370,27 Кб
 
Публикации по теме:

Основные принципы личностно ориентированного подхода в воспитании и их соответствие современным требованиям ФГОС В дошкольном образовании в последнее время происходят коренные изменения, масштабы и прогностическая роль которых весьма значительны. Происходящие.

Реализация интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников при организации экскурсии на природу Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей.

Ярмарка «Город мастеров» (Фотоотчет фрагмента практико-ориентированного семинара для заведующих)Ярмарка «Город мастеров» (Фотоотчет фрагмента практико-ориентированного семинара для заведующих) В конце февраля на базе нашего детского сада прошел муниципальный практико-ориентированный семинар заведующих «Инновационные формы организации.

Консультация для педагогов ДОУ «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ОВЗ» Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду общеразвивающего.

Организация индивидуально-ориентированного обучения дошкольников Цель индивидуально-ориентированного обучения: развитие ребенка как единичного существа, носителя индивидуальных черт, отличающих его от.

Реализация индивидуального подхода в процессе формирования у детей старшего возраста пространственных представлений Способность ориентироваться в пpостpанстве играет исключительную роль в формировании целостной картины мира ребёнка и осознании им своего.

Реализация метапредметного подхода на уроках в начальной школе Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования каждому учителю необходимо обеспечивать новый вид образовательных.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Реализация системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности О. А. Селиванова ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» г Новый Оскол. Реализация системно-деятельностного.

Консультация «Использование технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях» Статья «Использование технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях» Составители: Кесслер Лидия Владимировна (8212).

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Реализация личностно-ориентированного подхода в современном ДОУ
Опубликовано: 19 октября 2019 в 19:39
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД