Кесслер Лидия
Консультация «Использование технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
«Использование технологии личностно-ориентированного обучения
на занятиях»
Составители:
Кесслер Лидия Владимировна
(8212) 63-73-75, det-sad110@yandex.ru
167026, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Мира, д. 49
«Использование технологии личностно-ориентированного обучения
на занятиях»
Публикация «Консультация „Использование технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях“» размещена в разделах
Одной из основных форм организации учебной деятельности в детском саду является занятие. Можно подчеркнуть, что современные занятия стали очень гибкими, разнообразными по целям и задачам, вариативными по формам и методам преподавания, насыщенными по использованию новейших технических средств, и все же далеко не всегда их можно назвать личностно-ориентированными. Многие считают, что если воспитатель на занятии проявляет гуманное, уважительное отношение к ребенку, создает эмоционально-положительный настрой на работу — то это уже личностно-ориентированное занятие. С этим трудно согласиться, т. к. налицо проявление обшей педагогической культуры — не более того.
Технология личностно-ориентированного обучения привлекла тем, что на занятиях не просто создаётся творческая атмосфера, а происходит постоянное обращение к субъектному опыту ребенка, сотрудничество. Занятия в детском саду направлены на удовлетворение интересов не столько родителей, сколько интересов ребенка, что позволяет учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, тем самым развивая уникальность и неповторимость каждого.
Прежде чем включить личностно-ориентированную технологию в свои занятия, пришлось изучить много научной литературы по теме. Наиболее глубоко, на мой взгляд, данную технологию раскрывает Якиманская И. С., которая под личностно-ориентированным обучением считает такое обучение, у которого соблюдаются такие позиции:
* личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
* образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
* содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;
* критериальная база личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, но и сформированность определенного интеллекта:
* образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей является важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, что выступает основной целью современного образования;
* значимыми являются те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения;
* личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть признания разнообразия содержания и форм учебного процесса;
Критериев выделено много, но они все важны. Для того чтобы занятие действительно было личностно-ориентированным, приходиться долго сидеть над партитурой каждого занятия, подбирая разнообразные формы деятельности (индивидуальная, групповая, парная, коллективная, приемы подачи материала (творческий, проблемно-диалоговый, поисковый или даже эвристический, приемы оценивания и рефлексии («волшебная линеечка», «смайлики», «светофор», «знаки согласия и не согласия»). Значимым моментом таких занятий является четкое целеполагание и планирование своей деятельности детьми. Важно при этом помнить, ребенок – Личность и прежде всего субъект образовательного процесса.
Следует помнить, что на каждом занятии реализуется несколько дидактических целей: по отношению к одному материалу ведется заблаговременная подготовительная работа, по отношению к другому – ознакомление с новым и его первичное закрепление, по отношению к третьему – ранее изученному материалу – проводится закрепление с целью обобщения и систематизации знаний, с целью выработки умений и навыков. Одновременно осуществляется контроль и учет знаний, умений и навыков учащихся.
Но как сочетать, а главное — как реализовывать столь разнонаправленные задачи: с одной стороны, сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний, а с другой — находить пути включения каждого ученика в образовательный процесс, используя его индивидуальные особенности. Возможно ли это? И при каких условиях? Но как говорится в известном афоризме: чтобы достигнуть возможного, не забывай делать невозможное. Попробуем в этом разобраться, для этого приведу некоторые примеры из личной практики.
Например, занятие по математике Тема «Число три и цифра три»
Прием подачи материала – проблемно-диалоговый
Форма деятельности – групповая работа
Прием оценивания - светофор
На занятие приходит Тетушка Сова. Она приносит с собой 3 волшебных мешка, в которых геометрические тела: три шара, три куба, три цилиндра разных цветов и разных размеров. Дети работают в группах по 4человека. Они по очереди достают из мешка геометрические тела и описывают остальным ребятам по принципу: название, размер, цвет. На столе у каждой появляются три шара, три куба и три цилиндра.
- Что лежит на ваших столах? (Геометрические тела)
- Да это геометрические тела.
- Что мы с ними уже сделали? (Мы назвали форму, цвет, размер)
- Какое задание своим товарищам вы можете предложить? ( Разделить на группы: по цвету, по форме, по величине; Сосчитать общее количество предметов)
- Попробуйте выполнить предложенные вами задания.
- Чему мы учились, выполняя все эти задания? (Мы закрепили счет, мы закрепили цвета, размер, форму)
- Шепните наиболее понравившееся задание своему соседу на ушко. Молодцы.
- А теперь Тетушка Сова хочет предложить вам свое задание. Кто хочет его узнать, хлопните в ладоши. Кто думает, что справится с ним, поднимите обе руки вверх. Кто с интересом примется за это задание, вытяните руки вперед,
Задание «сосчитать количество геометрических тел в каждой группе».
- Какой у вас получился ответ, шепните мне на ушко.
- Молодцы, кто шепнул мне число три. А теперь с помощью светофора покажите мне, как вы справились с заданием Тетушки Совы.
- Может кто-то уже догадался, о чем мы будем сегодня говорить? (Мы будем говорить о числе три)
- Правильно, мы будем знакомиться с числом три.
- А что вы хотите узнать об этом числе? (Сколько предметов обозначает число три? Как можно изобразить это число на письме? Как выглядит цифра у числа три и как её правильно писать? Как можно получить число три? Как решать примеры с числом три)
Далее по ходу занятия мы ищем ответы на все вопросы, оцениваем свою деятельность с помощью «волшебной линеечки», а на дом дети получают карточки с индивидуальными заданиями: обвести цифру три по токам, разделить предметы на группы по три, научить маму писать цифру три в клеточки, составить рассказ о цифре три, нарисовать потрет цифры три.)
Этот пример, лишь небольшая часть практического материала, который накапливается из занятия в занятие. Если у воспитателя есть желание построить занятие с позиции личностно-ориентированного обучения, то это обязательно получиться, главное не боятся использовать новые формы работы, приемы подачи материала, разнообразные методы, и, самое главное, четко продумывать структуру каждого занятия, не забывая о целеполагании, планирование и рефлексии.
Таким образом, мы видим, что личностно-ориентированная технология создает условия для каждого ребенка, независимо от уровня его актуального развития. Это адаптационная многофункциональная технология, в которой через организацию единой для всех, но разнородной образовательной среды создаются условия для дифференциации каждого ученика на основе изучения его личностных проявлений; определения индивидуальной образовательной траектории, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок.
Очень важно, чтобы воспитатель ценил и берёг исключительность и неповторимость каждого ребенка, ведь ребёнок не просто «новое издание» старого человечества, он - новая судьба человеческого рода. Используя личностно-ориентированный подход в процессе обучения и воспитания, мы оказываем благоприятное воздействие не только на отдельного человека, но и на всё поколение в целом.