Папки-передвижки

Консультация «Использование технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях»

Кесслер Лидия
Консультация «Использование технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы

Статья

«Использование технологии личностно-ориентированного обучения

на занятиях»

Составители:

Кесслер Лидия Владимировна

(8212) 63-73-75, det-sad110@yandex.ru

167026, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Мира, д. 49

«Использование технологии личностно-ориентированного обучения

на занятиях»

Публикация «Консультация „Использование технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях“» размещена в разделах

Одной из основных форм организации учебной деятельности в детском саду является занятие. Можно подчеркнуть, что современные занятия стали очень гибкими, разнообразными по целям и задачам, вариативными по формам и методам преподавания, насыщенными по использованию новейших технических средств, и все же далеко не всегда их можно назвать личностно-ориентированными. Многие считают, что если воспитатель на занятии проявляет гуманное, уважительное отношение к ребенку, создает эмоционально-положительный настрой на работу — то это уже личностно-ориентированное занятие. С этим трудно согласиться, т. к. налицо проявление обшей педагогической культуры — не более того.

Технология личностно-ориентированного обучения привлекла тем, что на занятиях не просто создаётся творческая атмосфера, а происходит постоянное обращение к субъектному опыту ребенка, сотрудничество. Занятия в детском саду направлены на удовлетворение интересов не столько родителей, сколько интересов ребенка, что позволяет учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, тем самым развивая уникальность и неповторимость каждого.

Прежде чем включить личностно-ориентированную технологию в свои занятия, пришлось изучить много научной литературы по теме. Наиболее глубоко, на мой взгляд, данную технологию раскрывает Якиманская И. С., которая под личностно-ориентированным обучением считает такое обучение, у которого соблюдаются такие позиции:

* личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;

* образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;

* содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;

* критериальная база личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, но и сформированность определенного интеллекта:

* образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей является важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, что выступает основной целью современного образования;

* значимыми являются те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения;

* личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть признания разнообразия содержания и форм учебного процесса;

Критериев выделено много, но они все важны. Для того чтобы занятие действительно было личностно-ориентированным, приходиться долго сидеть над партитурой каждого занятия, подбирая разнообразные формы деятельности (индивидуальная, групповая, парная, коллективная, приемы подачи материала (творческий, проблемно-диалоговый, поисковый или даже эвристический, приемы оценивания и рефлексии («волшебная линеечка», «смайлики», «светофор», «знаки согласия и не согласия»). Значимым моментом таких занятий является четкое целеполагание и планирование своей деятельности детьми. Важно при этом помнить, ребенок – Личность и прежде всего субъект образовательного процесса.

Следует помнить, что на каждом занятии реализуется несколько дидактических целей: по отношению к одному материалу ведется заблаговременная подготовительная работа, по отношению к другому – ознакомление с новым и его первичное закрепление, по отношению к третьему – ранее изученному материалу – проводится закрепление с целью обобщения и систематизации знаний, с целью выработки умений и навыков. Одновременно осуществляется контроль и учет знаний, умений и навыков учащихся.

Но как сочетать, а главное — как реализовывать столь разнонаправленные задачи: с одной стороны, сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний, а с другой — находить пути включения каждого ученика в образовательный процесс, используя его индивидуальные особенности. Возможно ли это? И при каких условиях? Но как говорится в известном афоризме: чтобы достигнуть возможного, не забывай делать невозможное. Попробуем в этом разобраться, для этого приведу некоторые примеры из личной практики.

Например, занятие по математике Тема «Число три и цифра три»

Прием подачи материала – проблемно-диалоговый

Форма деятельности – групповая работа

Прием оценивания - светофор

На занятие приходит Тетушка Сова. Она приносит с собой 3 волшебных мешка, в которых геометрические тела: три шара, три куба, три цилиндра разных цветов и разных размеров. Дети работают в группах по 4человека. Они по очереди достают из мешка геометрические тела и описывают остальным ребятам по принципу: название, размер, цвет. На столе у каждой появляются три шара, три куба и три цилиндра.

- Что лежит на ваших столах? (Геометрические тела)

- Да это геометрические тела.

- Что мы с ними уже сделали? (Мы назвали форму, цвет, размер)

- Какое задание своим товарищам вы можете предложить? ( Разделить на группы: по цвету, по форме, по величине; Сосчитать общее количество предметов)

- Попробуйте выполнить предложенные вами задания.

- Чему мы учились, выполняя все эти задания? (Мы закрепили счет, мы закрепили цвета, размер, форму)

- Шепните наиболее понравившееся задание своему соседу на ушко. Молодцы.

- А теперь Тетушка Сова хочет предложить вам свое задание. Кто хочет его узнать, хлопните в ладоши. Кто думает, что справится с ним, поднимите обе руки вверх. Кто с интересом примется за это задание, вытяните руки вперед,

Задание «сосчитать количество геометрических тел в каждой группе».

- Какой у вас получился ответ, шепните мне на ушко.

- Молодцы, кто шепнул мне число три. А теперь с помощью светофора покажите мне, как вы справились с заданием Тетушки Совы.

- Может кто-то уже догадался, о чем мы будем сегодня говорить? (Мы будем говорить о числе три)

- Правильно, мы будем знакомиться с числом три.

- А что вы хотите узнать об этом числе? (Сколько предметов обозначает число три? Как можно изобразить это число на письме? Как выглядит цифра у числа три и как её правильно писать? Как можно получить число три? Как решать примеры с числом три)

Далее по ходу занятия мы ищем ответы на все вопросы, оцениваем свою деятельность с помощью «волшебной линеечки», а на дом дети получают карточки с индивидуальными заданиями: обвести цифру три по токам, разделить предметы на группы по три, научить маму писать цифру три в клеточки, составить рассказ о цифре три, нарисовать потрет цифры три.)

Этот пример, лишь небольшая часть практического материала, который накапливается из занятия в занятие. Если у воспитателя есть желание построить занятие с позиции личностно-ориентированного обучения, то это обязательно получиться, главное не боятся использовать новые формы работы, приемы подачи материала, разнообразные методы, и, самое главное, четко продумывать структуру каждого занятия, не забывая о целеполагании, планирование и рефлексии.

Таким образом, мы видим, что личностно-ориентированная технология создает условия для каждого ребенка, независимо от уровня его актуального развития. Это адаптационная многофункциональная технология, в которой через организацию единой для всех, но разнородной образовательной среды создаются условия для дифференциации каждого ученика на основе изучения его личностных проявлений; определения индивидуальной образовательной траектории, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок.

Очень важно, чтобы воспитатель ценил и берёг исключительность и неповторимость каждого ребенка, ведь ребёнок не просто «новое издание» старого человечества, он - новая судьба человеческого рода. Используя личностно-ориентированный подход в процессе обучения и воспитания, мы оказываем благоприятное воздействие не только на отдельного человека, но и на всё поколение в целом.

Публикации по теме:

Презентация «Использование элементов технологии индивидуализации обучения в коррекционной работе логопеда» Доклад в форме презентации. Тема «Использование элементов технологии индивидуализации обучения в коррекционной работе логопеда» Подготовила.

Фольклор, как средство развития эмоциональной сферы дошкольника в аспекте личностно-ориентированного подхода На мой взгляд, народные художественные традиции занимают важное место в жизни каждого народа, дают огромное поле деятельности в работе с.

Консультация «Игровые приёмы обучения на занятиях лепкой» В детском саду проводится много интересных занятий, на которых дети получают знания, умения, навыки, развиваются физически и умственно.

Использование игровой технологии на занятиях по ИЗО с дошкольниками, имеющими патологии зрения Доклад Тема: «Использование игровой технологии как средства создания ситуации успеха и комфортности на занятиях по ИЗО с дошкольниками,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использование технологии проблемного обучения Образовательная цель: Совершенствование представлений детей о способах проявления эмоциональной отзывчивости в практической деятельности.

Использование технологии интегрированного обучения в практике учителя-логопеда Методическая тема: «Использование технологии интегрированного обучения в практике учителя-логопеда». Крылова Татьяна Вячеславовна Учитель.

Педагогические ситуации и их решения на основе личностно ориентированного взаимодействия ребенка и воспитателя Методическая разработка Педагогические ситуации и их решения на основе личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и воспитателя.

Технология личностно ориентированного коллективно-творческого дела в работе с родителями воспитанников ДОУ Технология личностно – ориентированного КТД в работе с родителями. мобильная ретро – выставка «Любимая книга детства». Творческая выставка.

Технология личностно-ориентированного КТД в работе с родителями воспитанников ДОУ Мобильная ретро – выставка «Любимая книга детства». Добрый день, уважаемые коллеги! «Выставка» является настолько привычной и обычной формой.

Технология личностно-ориентированного обучения О личностно – ориентированных технологиях обучения. В последние годы личностно - ориентированный подход считается самой современной методологической.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Использование технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях»
Опубликовано: 23 февраля 2019 в 07:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Использование технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях»» (включая файлы) размещена пользователем Кесслер Лидия (УИ 618993) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД