Надежда Коновалова
Роль утренней гимнастики в летней физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
«Роль утренней гимнастики
в летней физкультурно-оздоровительной работе ДОУ"
Подготовила
воспитатель Коновалова Н. В.
Лето - благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей. Здоровье – большой дар, самая главная ценность для человека без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о нем тогда, когда его теряем.
Сегодня я вам расскажу мудрую и поучительную притчу. Задумайтесь хотя-бы на минутку о ее смысле, и возможно тогда, в будущем, вы сможете сделать правильный выбор.
Публикация «Роль утренней гимнастики в летней физкультурно-оздоровительной работе ДОУ» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Лето
- Работа инструкторов по физической культуре
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утренняя гимнастика, зарядка. Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Давным-давно на горе Олимп жили боги. Когда им стало скучно, они решили создать человека и заселить планету Земля.
Стали боги решать, каким должен быть человек. Один предлагал сделать его сильным, другой – здоровым, третий – умным. А один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И тогда они решили спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. И самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самом человеке». Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти своё здоровье. Но не каждый может найти и сберечь дар богов.
В эту притчу заложен очень глубокий смысл, применимый в современной жизни. Ведь дети тоже хотят быть здоровыми и сильными, только не знают, что для этого надо делать. И наша цель помочь им в этом. От того, какие ценности мы в них заложим, во многом зависит их дальнейшая судьба.
А сейчас, я предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушном шаре.
Упражнение «Воздушный шар»
Возьмите картинку воздушный шар. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Напишите, 9 самых главных для вас ценностей, которые бы Вы взяли с собой (например, здоровье, семья, работа, любовь, удача, богатство, радость, успех, счастье, сила, ум и др.). Итак,полетели. Воздушный шар быстро набрал высоту. Вокруг Вас голубое небо, ярко светит солнце. А теперь представьте, что Ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место – семья и т. д.
К какому выводу мы пришли? Что главное в жизни человека-это здоровье. А в наших руках самое главное – здоровье наших воспитанников.
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья.
Нас утро встречает зарядкой! С таким девизом спешат в детский сад наши воспитанники. Проведение утренней гимнастики на зеленой траве и свежем воздухе – залог хорошего настроения на весь день. У детей пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у дошкольников привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, повышением жизненного тонуса. Утренние упражнения на свежем воздухе дают наибольший оздоровительный эффект, улучшают общее состояние и функциональные возможности нервной системы, укрепляют и закаляют ее, улучшают обменные процессы, вырабатывают иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям. Являясь постоянным компонентом ежедневного режима, гимнастика приобретает стереотипный характер и содействует сохранению здоровья в течение многих лет.
Хотя утренняя зарядка в ДОУ и непродолжительна по времени, она компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей, но рассматривается как важный элемент двигательного режима. Ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики – это тот минимум двигательной активности, который должен стать элементом личной физической культуры каждого ребенка и ценным средством оздоровления детей.
Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Она приучает детей организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленными, внимательными, выдержанными. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.
Летом в нашем дошкольном учреждении утренняя зарядка проводится на физкультурной площадке (старший дошкольный возраст, на участках (младший возраст). Дети занимаются в спортивной одежде. Утренняя гимнастика проводится : традиционная, на основе подвижных игр, с речитативом и на танцевальном материале и включает обязательные элементы дыхательной гимнастики, упражнения на формирование правильной осанки, самомассаж и пальчиковые игры.
Основными средствами оздоровления в летний период выступают солнце, воздух и вода. Использование естественных, природных, целительных факторов способствует профилактике здоровья детей. На зеленом газоне дети получают воздушные ванны, выполняют упражнения по профилактике плоскостопия, координации движения, босохождение, что повышает сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям.
Одно из основных требований утренней зарядки – она не должна носить принудительный характер. Ведь то, что нравится, не вызывает раздражения при превращении в ежедневную необходимость, а то, что раздражает и злит, неизбежно будет заброшено. В какой форме проводить утреннюю гимнастику, не слишком важно, важно, чтобы она нравилась детям.
Интересный факт. Во время выполнения зарядки активно вырабатывается эндорфин — гормон радости. Он отвечает за хорошее настроение и блокирует негативные эмоции.
Кроме здоровьесберегающих функций, гимнастика выполняет значимую роль в развитии психических процессов, коммуникативных способностей, расширении познавательных интересов. Она является одним из инструментов воспитания всесторонне развитой личности.
Утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение является одним из активных общений ребенка с музыкой, развивает у них чувство ритма, способность распознавать эмоциональные интонации мелодии и их оттенки, повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию движений коллектива, увеличению амплитуды, пластичности движений. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект, заряжают ребят энергией, бодростью, хорошим настроением.
Зарядка под музыку проверена многими поколениями – это здоровьесберегающая и развивающая методика, синтез физкультуры и искусства. Терапевтический эффект прослушивания музыки препятствует переутомлению и появлению негативных эмоций, помимо всего прочего, оказывает положительное воздействие на развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
В практике моей педагогической деятельности утренняя гимнастика под музыку с использованием голосового сопровождения мультяшных героев играет большую роль в период адаптации дошколят. Дети легче расстаются с мамами и сразу вливаются в детский коллектив. У них радостный эмоциональный настрой и они с удовольствием включаются в двигательную деятельность, предложенную героем.
Для повышения защитных свойств слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и др. добавляю элементы точечного массажа «поиграем носиком», «ушками», «ручками», а со средней группы включаю комплекс логоритмических упражнений с использованием комплексов самомассажа. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные «лекарства», которые очень часто эффективнее и безопаснее таблеток.
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что утренняя гимнастика на свежем воздухе имеет большое значение в оздоровлении и во всестороннем развитии ребенка. Она влияет на все стороны и системы его организма, является неотъемлемым моментом в режиме дня дошкольного учреждения. А утренняя гимнастика во взаимосвязи с закаливающими процедурами (солнечными и воздушными ваннами) является важным, многосторонним летним физкультурно-оздоровительным процессом, повышающим сопротивляемость организма детей к простудным и инфекционным заболеваниям и сохраняющим в течение дня бодрое, жизнерадостное состояние ребенка.
В заключении хочу пожелать Вам беречь - то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих воспитанников.