Приложение МААМ

Сформированность коммуникативной компетентности у дошкольников

Наталья Кузнецова
Сформированность коммуникативной компетентности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Ведение

Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20— 25 см, масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. Актуальной и необходимой остаётся проблема речевого воспитания дошкольников.

Публикация «Сформированность коммуникативной компетентности у дошкольников» размещена в разделах

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется ее основная, коммуникативная функция языка и речи. (Л. С. Выготский)[1,c.207].

В последние десятилетия происходит осознание того, что формы поведения и мышления людей в современном обществе изменяются. На первый план исследований выдвигаются такие аспекты общения, как коммуникативное поведение, культура общения и понимания, а также ряд теоретических и практических вопросов, в которых коммуникативная компетентность человека приобретают особую значимость.

Уже давно доказано, что ребенок становится человеком только в общении со взрослыми и сверстниками. Именно через общение он проходит культуризацию и социализацию, становится представителем своего народа и культуры, а также учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм-социум. В процессах социально-культурного взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Поэтому общение во всех своих формах, видах, типах наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками [4,c.113]. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Исходя из этого вытекает актуальная проблема заключающаяся в недостаточной сформированности коммуникативной компетентности у дошкольников, что влечет за собой недостаточную готовность ребенка к школе и успешному освоению образовательной программы.

Цель работы: выявление механизмов формирования коммуникативной компетенции дошкольников.

Из цели работы вытекает следующая задача:

1. Изучить механизмы формирования коммуникативной компетенции дошкольников.

Методы, использованные при написании доклада: анализ научной литературы по проблеме исследования.

На границе раннего и дошкольного детства принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности. Удовлетворение потребности в самостоятельности, предполагающее изменение всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка, снимает негативные симптомы периода перехода от раннего детства к дошкольному.

В концепции ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и др.) в качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте рассматривается сюжетно-ролевая игра, именно в ней созревают новообразования дошкольного возраста, формируются познавательные процессы и развивается личность ребенка. Сюжетно-ролевая игра неоднородна она развивается по мере взросления ребенка. Конечно, помимо игровой, для дошкольного возраста характерны разные формы продуктивной деятельности: конструирование, рисование, лепка, аппликация и пр. Можно наблюдать также элементы учения и труда, хотя учебной и трудовой деятельности в развитой форме еще нет. Динамика развития в дошкольном возрасте достаточно высока, поэтому разумнее рассматривать его, в соответствии с отечественной традицией, в три этапа: младший (3—4 года, средний (4—5 лет) и старший (5—7 лет) дошкольный возраст[3,c.10].

По мнению М. И. Лисиной, развитие общения со сверстниками у дошкольников проходит ряд этапов, качественно преобразовываясь на каждом из них: первый этап - эмоционально-практическая форма общения (2–4 года жизни) ; второй- ситуативно-деловая форма общения (4–6 год жизни) ; третий - внеситуативно-деловая форма общения (6–7 лет). В основе этого преобразования лежит изменение содержания коммуникативной потребности.

В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Наиболее близкое и понятное для дошкольника – игра, сказка, игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни.

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, а так же с помощью различных видов игр: дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых.

Для детей подготовительной к школе группы характерно содержательное общение с воспитателем по инициативе ребенка. Дети охотно общаются с педагогом, делясь своими переживаниями, новостями, задают вопросы познавательного характера, вовлекают в свои игры и в процессе игры ведут с ним диалог ролевой и по поводу игры. Дошкольники делятся с воспитателем своими впечатлениями о летнем отдыхе, о событиях дома, об увиденном, прочитанном, о своих игрушках и т. п[1,c.12].

У детей младшего школьного возраста пользуются популярностью игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различие предметов.

Настольно-печатные игры, они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино (пример, «Подбери по ассоциации», «Назови животных» и др.). Дети самостоятельно организовывают игры, приглашают сверстников, объясняют правила, следят за выполнением действий. Они доброжелательно относятся к партнерам даже в тех случаях, когда кто-то из них ошибается.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах; самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; находят признаки сходства и различия.

Возникают игры с мячом типа «Съедобное — не съедобное». Дети импровизируют, называя слова из разных тематических групп (овощи, фрукты, транспорт, одежда, рыбы, змеи и т. п.). В игре могут участвовать одновременно несколько игроков, бросая друг другу несколько мячей. Игровые действия сопровождаются смехом, радостными вокализациями, речевыми высказываниями[2,c.89].

Дети сопровождают речью и самостоятельную изобразительную деятельность. Как правило, за столом располагаются одновременно три-четыре ребенка. Каждый рисует свое и комментирует изображение, обращаясь к партнеру-сверстнику. В процессе рисования возникает непринужденная беседа.

Некоторые дети, перемещаясь, могут прогуливаться по группе парами, тройками, ведут диалоги, развивая сюжет в воображаемом плане.

У детей пользуются успехом игры с персонажами кукольного театра по сюжетам знакомых сказок. Психолого-педагогическая среда, в которой находится ребенок в дошкольном образовательном учреждении, обладает потенциальными возможностями развития коммуникативной компетентности дошкольников благодаря системе целенаправленной работы. Она включает в себя:

- рассмотрение развития коммуникативной компетентности дошкольников в качестве цели психолого - педагогической деятельности (проведена интеграция психологических игр и упражнений в структуру занятий воспитателей и педагогов - специалистов, а также психолого-педагогическое просвещение педагогов по: возрастным особенностям дошкольников; путям разрешения конфликтных ситуаций в детском коллективе; оптимальным способам организации общения между детьми; принципам коммуникации детских групп) ;

- проведение системы развивающих и коррекционных занятий (педагогом – психологом) ;

При разработке системы комплексного подхода к развитию коммуникативной компетентности дошкольников акцент был сделан на соблюдение следующих условий:

- создание ситуаций коммуникативной успешности;

-обучение совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях;

- стимулирование коммуникативной деятельности, используя проблемные ситуации;

- проведение коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в коммуникативной сфере и развивающих психологических занятий (педагог – психолог) ;

- мотивирование детей к выражению своих чувств, характерных черт персонажей при помощи слов и мимики;

- создание игровых ситуаций, мотивирующих детей к общению со взрослыми и сверстниками[4,c.59].

Одной из задач педагога- психолога при работе с детьми по развитию коммуникативной компетентности является ознакомление их с языком эмоций, выразительными средствами которого являются мимика, жесты, позы; обучение ребят пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение. В ней ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Способствует развитию произвольного поведения ребенка, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых для успешного перехода к учебной деятельности[7,c.192].

Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.

Коммуникативные игры - наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей

Игра позволяет пережить те эмоции, которые помогают дошкольнику на игровом уровне уметь контролировать или воздерживаться от них. Игровая ситуация может быть направлена на формирование собственной позиции по тому или иному вопросу. Она позволяет дошкольнику донести «правильность» своего мнения. С помощью вербальной и невербальной коммуникации доказать свою правоту и логику суждений.

Уровни развития детских игр. Д. Б. Эльконин выделил четыре уровня развития детских игр дошкольников, связанных с развитием коммуникативной компетенции.

Первый уровень - это игровые действия ребенка, воспроизводящие поведение взрослых и направленные на другого человека, т. е. игры, предполагающие наиболее простую форму человеческого общения («кормление» куклы, «воспитание» куклы, укладывание ее спать и т. п.).

Второй уровень игровые действия, последовательно восстанавливающие систему деятельности взрослых с начала и до конца («приготовление» пищи, раскладывание ее, кормление, уборка посуды и т. п.).

Третий уровень связан с выделением в игре определенной роли взрослого и ее исполнением. В содержание ролевого действия входят не только манипуляции предметами, но и отношения между людьми, живые формы человеческого общения. Ролью определяются логика и характер действий, выполняемых ребенком. Сами эти действия подчиняются определенным правилам, следование которым контролируется детьми. Четвертый уровень представляет собой способность гибко менять тактику поведения и переходить от одной роли к другой в рамках развития сюжета одной и той же игры, контролируя не только свое, но и чужое ролевое поведение, разыгрывая в игре целостный сюжетно-ролевой спектакль[5,c.123].

Коммуникативная компетентность как средство развития личности особенно сильно начинает сказываться на ребенке с третьего уровня развития игры. Но и это еще только усвоение форм ролевого поведения, без которых настоящее деловое и межличностное общение невозможно. На четвертом уровне развития игры сюжетно-ролевое общение совершенствуется, создавая условия для более разностороннего личностного развития дошкольника. При развитии коммуникативной компетентности дошкольников, необходимо использовать следующие средства:

1) использование диалога (И. А. Артамонова, Е. И. Негневицкая); рифмованные четверостишья, считалки, стихотворения и др. (М. Кондратова, О. Уланова);

2) Использование наглядно-иллюстративных пособий, картинок, игрушек и т. п. (И. Рыжова, В. Ф. Толстова, И. Васильев и др.);

3) использование игровых средств Л. В. Артемова, Е. В. Жирнова, Баранова Л. Ф)и др[4,c.19]. Накопленный педагогикой и психологией опыт позволяет отметить ключевые моменты свободной игровой деятельности. Исследователи отмечают:

1. Мотив игры лежит не в результате, а в самом действовании;

2. Игра свободна от обязательных способов действия и операций;

3. Это свобода позволяет развиваться мнимой, воображаемой ситуации без определения каких-либо целей (И. Хейзинга, А. В. Запорожец, Т. А. Маркова и др.).

В отечественной педагогике сложилась классификация игр, базирующихся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Отечественная педагогика делит игры на игры, придуманные самими детьми (творческие) и игры, придуманные взрослыми (игры с правилами).

Творческие игры: сюжетно-ролевые, строительные и игры - драматизации. Сюжетно-ролевые игры ориентируют детей в основных направлениях человеческой деятельности. Строительные игры помогают ребёнку понять мир сооружений и механизмов. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу "Как построить?", которую, ребёнок решает с помощью различных материалов и действий. В играх-драматизациях (театрализованных играх) дети выражают свои впечатления, переживания. Игры с правилами: подвижные игры и дидактические игры. Подвижные игры - правила в них сформулированы до начала игры. Дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать своё поведение и действия. В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает, закрепляет их.

Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка формируются умения сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией[3,c.17]. Известно, что игра позволяет выявить задатки ребёнка и превратить их в способности, развить умения и навыки. Любая из игр многофункциональна, но у всех есть общая цель – развитие коммуникативных качеств и навыков. Поэтому одним из главных средств формирования коммуникативной компетентности дошкольников, является игра, как наиболее интересная эффективная и мобильная форма достижения педагогических целей.

Вывод

Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т. д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Из чего мы можем сделать вывод такие механизмы формирования коммуникативной компетенции как : игра : сюжетно-ролевая игра дидактических, подвижных настольно-печатная игра, коммуникативная. И использование механизмов формирования коммуникативных компетенций поможет дошкольнику легче адоптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.

Список используемой литературы

.Выготский Л. С. Собрание сочинений /Л. С. Выготский. –Педагогика том 3. -1983-436с.

1. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. — №2. – С. 12-16.

2. Галигузова, В. Н. Актуальные проблемы в сфере образования детей раннего возраста / В. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова // Психологическое образование и наука. – 2010. № 3. – С. 89-96.

3. Гогоберидзе, А. Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста)/А. Г. Гогоберидзе //Управление в ДОУ. -2006, -№1.-С, 10-19.

4. Дубинина, Л. Коммуникативная компетентность дошкольников : сборник игр и упражнений / Л. Дубинина. - М. : Изд. Книголюб, 2006. – 176 с.

5. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью/ С. А. Козлова. - М. : Академия, 1998.-160с.

6. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. - М. :1973.-С. 192-193.

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Конспект коммуникативной игры в старшей группе «Угадай — кто я?»Конспект коммуникативной игры в старшей группе «Угадай — кто я?» Здравствуйте уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Вы любите играть? Простой вопрос, а сколько эмоций он вызывает! Играть любят,.

Конспект ОД для молодых воспитателей по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников «Цветок для Дракона»Конспект ОД для молодых воспитателей по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников «Цветок для Дракона» Цель: создать условия для формирования коммуникативной компетенции у старших дошкольников в процессе беседы и проведения игр о дружбе.

Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

НОД «Доброта» по коммуникативной и изобразительной деятельности в подготовительной группеНОД «Доброта» по коммуникативной и изобразительной деятельности в подготовительной группе Интегрированное НОД по коммуникативной и изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного приема (тычкование).Тема:"Доброта".

Семинар по повышению ИКТ-компетентности у педагоговСеминар по повышению ИКТ-компетентности у педагогов В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сформированность коммуникативной компетентности у дошкольников
Опубликовано: 8 ноября 2021 в 19:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сформированность коммуникативной компетентности у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кузнецова (УИ 2025932) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД