Шулакова Надежда Николаевна
Система формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Шулакова Надежда Николаевна, воспитатель. М БОУ Верещагинского образовательного комплекса Структурного подразделения Кукетской школы (Группа детей дошкольного возраста)
«Система формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»
В человеке, которого мы воспитываем,
должны сочетаться нравственная чистота,
духовное богатство, физическое совершенство»
В. А. Сухомлинский
Духовно- нравственное воспитание становление личности ребёнка, подготовка его к самостоятельной жизни является главной целью обучения и воспитания на всех этапах образовательной деятельности.
Публикация «Система формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Будущее нашей планеты зависит от степени духовности, нравственности каждого ее обитателя. Духовность личности - это наши представления о мире, о себе, о добре и зле; все то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся или от чего грустим.
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии.
У ребёнка дошкольного возраста формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).
Данным вопросом занимались многие учёные.
К. Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особенно подчёркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы развития индивидуальности.
Л. Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.
Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Мы часто педагоги - дошкольники задаём вопросы. Почему дети растут грубыми, бездушными? Почему детей интересуют совершенно не понятные герои для нас, как Буба, Бэтмен, Собачий патруль, Человек - паук, монстры и т. д.
Наши дети почти не играют в спасателей, моряков, космонавтов.
Безусловно, мы не в силах оградить детей от современного мира, но всё- таки мы способны сделать наших детей добрее, радостнее.
И в нашей группе сложилась определённая система работа и традиции по формированию нравственных ценностей у детей.
Наиболее успешно данная работа реализуется в речевом развитии, художественно- эстетическом развитии.
В своей работе используем разные методы, формы :
• Чтение рассказов, сказок
• Экскурсии в музей
• Дидактические игры, народные, хороводные, театрализованные
• Викторины, досуги, праздники
• Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
• Прогулки
• Выставки
• НОД
• Беседы
Внедряем инновационные технологии, развивающие методы обучения, приёмы экспериментирования, поисковых ситуаций, проектной деятельности, а также наличие предметно-развивающей среды, специально оборудованных зон в групповых помещениях.
Взаимодействие с родителями используем разнообразные формы работы :
• Родительские собрания
• Обмен опытом семейного воспитания по духовно- нравственному воспитанию
• Открытые показы ВОП
• Индивидуальные консультации
• Информационные стенды, папки- передвижки
• Выставка книг, совместных творческих работ
• Лекторий для родителей
• День открытых дверей
• Совместные экскурсии
Это направление духовно- нравственное разнообразно и приносит хорошие результаты, успехи.
В интеграции разных видов детской деятельности, где имеют духовную окрашенность, в воспитании ребёнка органично сочетаются и искусство и культура и творчество.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинского)