МААМ-картинки

Создание коллекций для мини-музеев в ДОУ

Горшенина Галина Викторовна
Создание коллекций для мини-музеев в ДОУ

Кировский район

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №65»

Стендовый доклад

для экологической конференции

«Создание коллекций для мини-музеев»

Подготовила:

воспитатель

высшей категории

Горшенина Г. В.

«Создание коллекций для мини-музеев в ДОУ»

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой.

Публикация «Создание коллекций для мини-музеев в ДОУ» размещена в разделах

Музейная педагогика рассматривается нами не только как взаимодействие музея и ребенка, но и как инновационная технология формирования экологической культуры воспитанников в условиях ДОУ. В целях оптимизации предметно-развивающего пространства образовательного учреждения, обеспечивающего разностороннее развитие детей, в нашем ДОУ организован мини-музей экологического содержания.

Одним из направлений работы в ходе реализации проектов по музейной педагогике является создание тематических коллекций и экспозиций. В нашем музее много места отведено зоне коллекций.

Коллекции предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции помогают решать задачи мини-музея :

Знакомить с разнообразием окружающего мира.

Формировать навыки исследовательской деятельности.

Учить сравнивать и анализировать.

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения и исследования предметов ж/н природы.

Развивать речь детей, обогащать словарный запас детей.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, любознательность.

Коллекционировать можно все что угодно: запахи, звуки, краски природы, открытки, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, экспозиций.

Родители принимают активное участие в жизни детского сада. Постепенно они увлеклись идеей создания коллеций для нашего мини-музея. Совместно с мамой и папой дети подбирают экспонаты, некоторые изготавливают своими руками, что способствует стимулированию познавательной активности детей, сближает родителей и детей, делает их настоящими партнёрами.

Важным моментом является отбор объектов для коллекций. Для нас главными стали общепринятые правила создания коллекций :

Доступность объектов для сбора. Коллекции должны включать прежде всего образцы, которые могут собрать сами дошкольники и их родители: камни, семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т. д.

Разнообразие. Необходимо, чтобы в коллекциях были представлены объекты как живой, так и неживой природы.

Краеведческий аспект. Прежде всего в коллекциях должны быть представлены природные объекты местности, где располагается дошкольное учреждение. Местный материал должен всегда составлять основу, базовое ядро коллекций.

Страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться и за счет материала, привозимого дошкольниками и их родителями из различных регионов нашей страны и других стран, которые они посещают во время различных путешествий, отдыха. Любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для начала разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, то есть способствовать формированию основ глобального мышления.

Природоохранный аспект. При отборе объектов для коллекций следует учитывать природоохранный аспект, способствующий формированию у дошкольников основ экологического мышления. Это важно и с точки зрения биоэтики. Поэтому мы не включаем в состав объектов коллекции бабочек, жуков, собранных и засушенных детьми и родителями, гербарий. Мы считаем, что сухие образцы гербария не всегда способствуют формированию у ребенка правильных представлений о растениях. Опыт работы показал, что дети, прекрасно определяющие растения по гербарию и рисункам, часто затрудняются идентифицировать эти же растения в лесу, на лугу. К тому же гербарий требует определенных условий хранения, которые в детском саду обеспечить трудно. Если же учесть и состояние гербария в некоторых детских садах (пожелтевшие, пыльные образцы, цветки которых давно утратили свою первоначальную окраску, то можно сделать вывод, что работа с таким материалом в детском саду вряд ли даст хороший результат. Плоские, потерявшие свой цвет, запах, а зачастую и форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы.

На наш взгляд, лучше начинать знакомить детей с деревьями, травами, животными непосредственно в живой природе, а для закрепления материала мы используем хорошие рисунки, фотографии, видеофильмы, слайды. Мы стараемся использовать пластиковые, резиновые модели, муляжи насекомых, животных, рыб и т. д.

Безопасность. Любой объект коллекций должен быть безопасным для ребенка — как с точки зрения возможных механических повреждений (например, у камней не должно быть острых кромок, их острые грани можно обстучать молоточком, так и с точки зрения здоровья (используемые птичьи перья и другие объекты должны быть чистыми, не являться аллергенами и т. п.). Камни, образцы песка, семена, соцветия растений (которые упали на землю) нужно собирать вдали от мест, посещаемых собаками и кошками.

В нашем музее представлено много коллекций : «Звуки природы», «Насекомые», «Обитатели рек и морей», «Искуственные камни», «Минералы», «Злаковые», «Семена овощей и фруктов», «Летающие семена», «Грибы» (муляжи, «Коллекция бумаги», «Коллекция тканей»(натуральные и искусственные виды тканей, «Летающие семена», «Коллекция других семян и плодов», «Коллекция ракушек», «Коллекция песка, глины, почвы», «Коллекция репродукций известных картин о природе», «Коллекция открыток о природе» и многое другое.

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а в нашем музее предметы из коллекции не только можно, но и нужно. Наши коллекции используются не только во время НОД по экологии, но и по изодеятельности, во время опытно-экспериментальной деятельности.

Коллекции постоянно пополняются, некоторые обновляются. Идея коллекционирования захватила всех. В семьях наших воспитанников создаются домашние коллекции. Некоторые из них выставляются в детском саду, согласно тематическим неделям: «Книги о природе», «Коллекция марок о природе», «Коллекция монет с изображением животных, птиц, рыб», «Коллекции фантиков», «Коллекция комнатных растений-фиалок» и др.

Важно помнить, что коллекции не должны заменять мини-музеи, а должны стать только его частью. А значение самих мини-музеев в ДОУ велико - приобщать маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствовать развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.

Список используемых источников:

1. Малюшова, Н. Здравствуй, музей / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

2. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

3. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

Публикации по теме:

Создание мини-музея в первой младшей группеСоздание мини-музея в первой младшей группе Создание мини-музея в первой младшей группе Поговорим о погремушке, о её значении в жизни каждого ребёнка. Первая игрушка в жизни каждого.

Обогащение предметной среды средствами мини-музеевОбогащение предметной среды средствами мини-музеев Здравствуйте уважаемые коллеги! Наше дошкольное учреждение активно взаимодействует с различными социальными партнерами. Одним из таких соц.

Создание мини-музея «Моя безопасность»Создание мини-музея «Моя безопасность» МДОУ детский сад "Золотые зёрнышки". с. Детчино. Воспитатели: Фомина Т. В, Захарова У. В. Нам не всегда имеется возможность посещать музеи,.

Обогащение предметно пространственной среды в ДОУ. Создание уголка Родного края или мини музей «Народные промыслы»Обогащение предметно пространственной среды в ДОУ. Создание уголка Родного края или мини музей «Народные промыслы» Обогащение предметно пространственной среды в ДОУ. Создание уголка Родного края или мини музей «Народные промыслы" Цель: знакомить детей.

Организация мини-музеев для детейОрганизация мини-музеев для детей Организация мини-музеев для детей. Музей–место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда.

Проект «Создание мини-музея «Народная игрушка» для детей среднего дошкольного возраста Выполнил: Данич Ирина Дмитриевна воспитатель МАДОУ «Буратино» Проект «Создание мини- музея «Народная игрушка» (для детей среднего дошкольного.

Работа по взаимодействию семьи и ДОУ «Создание мини-музея хлеба»Работа по взаимодействию семьи и ДОУ «Создание мини-музея хлеба» Добрый день, уважаемые коллеги! В настоящее время активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами..

Создание мини-музея «Тряпичная кукла»Создание мини-музея «Тряпичная кукла» Добрый день, коллеги! Хочу рассказать о проекте по созданию в группе мини - музея "Тряпичная кукла". Цель:Формирование у детей дошкольного.

Роль мини–музеев в обеспечении активации познавательного интереса у детей Статья «Роль мини–музеев – обеспечение активации познавательного интереса у детей» Подготовила: воспитатель СП МКОУ «Караванненская СОШ».

Виды мини-музеев в ДОУ Музейная педагогика стала играть существенную роль только в последние десятилетия. В это время она в значительной мере изменилась, так как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание коллекций для мини-музеев в ДОУ
Опубликовано: 17 марта 2019 в 13:51
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД