МААМ-картинки

Воспитание толерантности как средство социализации подростка

Татьяна Тищенко
Воспитание толерантности как средство социализации подростка

Слово толерантность – означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения.

Толерантностьэто человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая права и свободы других людей.

В социальном контексте толерантность может толковаться как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведение при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию, т. е. умение жить в обществе. Именно здесь понятие «толерантности» пересекается с понятием «Социализация», ведь социализация – это процесс восхождения человека в общество и умение жить в нем.

Публикация «Воспитание толерантности как средство социализации подростка» размещена в разделах

К сожалению воспитанники школ интернатного типа развиваются в условиях деформированного процесса социализации, который имеет следующие признаки:

1. Семья заменена учреждением;

2. Ограничена социальная активность воспитанника, и как следствие ребенок недостаточно включен в различные виды практической деятельности;

3. Ограничены сферы реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.

4. Помимо этого, имеется ряд других факторов, отрицательно сказывающихся на создании благоприятной толерантной среды :

- у большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;

- односторонность, бедность мотивационной сферы; у детей развита агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих; неумение и нежелание признать свою вину;

- поверхностность, поспешность, нервозность контактов между детьми;

Эмоциональная потребность в любви;

- дети демонстрируют неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, у них формируются различного рода «защитные образования», когда вместо умения самому справится с трудной ситуацией, возникает аффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности на других;

- тяга у детей к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обособления, для того, чтобы побыть одному, подумать;

- воспитанники демонстрируют иждивенческую позицию («нам должны», «дайте», отсутствие бережливости и ответственности;

- у детей наблюдается инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;

- у воспитанников отмечается «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.

Все это является формой защиты ребенка от мира взрослых, неумелая попытка воспитанника противостоять тем ситуациям, в которые он попадает.

При условии правильно организованной воспитательной работы по формированию толерантности, можно избежать проявления многих отрицательных моментов в поведении ребенка. Поэтому в своей повседневной деятельности воспитатель обязан воспитывать толерантность, обучать детей корректному общению не только друг с другом, но и с окружающими людьми, прежде всего, с теми, кто проявляет заботу и внимание к ним. Следует отметить, что для воспитания толерантности у других, педагогу, в первую очередь, самому необходимо быть примером толерантности. Особую роль играют усилия педагога по самовоспитанию толерантности. Это связано с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать других – иных людей, в том числе и детей. Важно стремление педагога владеть собой, сдерживать неприязнь, негативное отношение к кому – то из окружения. Очень не просто в нервной обстановке сдерживать свои эмоции, но без толерантности педагог, проявляя нетерпимость, сам провоцирует обострение отношений. Таким образом, каждому педагогу важно воспитывать толерантность в себе – одну из существенных черт, лежащих в основе профессионального мастерства.

Важна способность педагога предъявлять себя не «в маске строгости», надеваемой перед тем, как войти в группу, а проявлять свои человеческие эмоции и понимание. Важно наладить контакт с ребятами на основе человеческих эмоций, эмпатии, интересов и увлечений, показывая пример, образец способности слышать, слушая и видеть, глядя. Таким образом, существенным фактором, воспитывающим толерантность детей, является проявление толерантности самим педагогом.

Опыт толерантности и пространство ее динамики репрезентируются, прежде всего, в опыте личности. Опыт толерантности, положительный или отрицательный, имеется у каждого человека, в том числе и ребенка, даже самого маленького, у которого есть «любимые» и «нелюбимые» люди. Тем более такой опыт есть у детей из школы – интерната, обладающих разными характерами, темпераментами, представлениями, манерой поведения, но вынужденных принимать режим интерната, школьные порядки, воспитателя, классного руководителя, того или иного учителя, кого – то в классе или группе.

К встрече с трудными ситуациями детей необходимо готовить заранее и помогать им при их возникновении. Такая профилактика предполагает познание детьми того, что требует проявления толерантности.

На основе своей педагогической практики я могу выделить следующие приемы воспитания толерантности :

Правильно подобранные игры и упражнения позволяют воспитывать толерантные взаимоотношения среди воспитанников : игры «Мысли без слов», «Кораблекрушение», «Передай добро по кругу», упражнения «Ассоциация», «Доставь радость». Я использую разнообразные формы работы по воспитанию толерантности в воспитательных часах : «Путешествие по стране толерантности», «Мы все такие разные», «Давайте жить дружно». А также в индивидуальных беседах с детьми. Индивидуальная беседа – это диалог педагога с ребенком, способствующий формированию отношение воспитанника к какой – либо значимой проблеме, вопросу.

Художественная литература и правильно подобранные мультфильмы способствует развитию внимания, познавательной деятельности, развитию моральных и нравственных качеств ребенка. Коллектив, особенно детский, вообще не может существовать и полноценно развиваться, если в нем нет постоянного совместного творчества детей. В большой связке ключей педагога ключ «творчество» открывает все двери. Обычные слова «создавать коллектив» означают: учить детей совместному творчеству, потому что когда они думают вместе, вместе изобретают и вместе работают, только тогда они и объединяются, учатся ценить друг друга, а значит, проявляют толерантность. Еженедельно в группе проводится творческая мастерская «Затейники». Работа в группе, а именно коллективное творчество детей, дает высокую степень сплочения коллектива, а значит, воспитывает терпимость – толерантность.

Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание.

Через приобретение полезного и жизненно необходимого опыта, который подросток получает в процессе вышеперечисленных приемов, понятие толерантности наполняется не абстрактным, а конкретным личностным смыслом, и только так оно может стать реально действующим конструктором, определяющим поведение человека.

Публикации по теме:

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы .

Дидактические куклы — средство социализации детейДидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Фотоотчет о проведении Дня толерантностиФотоотчет о проведении Дня толерантности Толерантность. Что это такое? – Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу: «Это все земное, То, на чем стоит планета вся». Международный день.

Объединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьниковОбъединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьников Проект:Объединение «Мастерская театра для школьников», как средство социализации школьников. Объединение «Мастерская театра для школьников».

Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников»Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников» Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как средство социализации дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Психология трудного подростка. Задачи общеобразовательной школы по профилактике преступлений и правонарушений У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.

Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Нравственно-патриотическое воспитание как важный фактор социализации воспитанников Выступление на педагогическом совете Нравственно – патриотического воспитания важный фактор социализации воспитанников. «Дети волонтеры».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание толерантности как средство социализации подростка
Опубликовано: 15 декабря 2019 в 10:33
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД