Шихова Ольга Федоровна
Долгосрочный проект по экологическому воспитанию «Природа наш дом» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Природа наш дом!»
Авторы : Садова В. О. Шихова О. Ф.
Паспорт проекта
Тип проекта : информационно – исследовательский
Участники проекта : дети-педагоги-родители
По количеству участников: коллективный
По продолжительности реализации проекта : долгосрочный (сентябрь 2022г. -апрель 2023г.)
Публикация «Долгосрочный проект по экологическому воспитанию „Природа наш дом“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Проблема: загрязнение природы бытовыми отходами.
Решение проблемы: сотрудничество детского сада с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности совместно с родителями и детьми. Участие в экологических акциях, субботниках, творческих работах.
Актуальность проекта
Экологическое образование – актуальная и главная задача, которая начинается с детского сада. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательность. Человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк, речку, ездить на экскурсии. Но всех огорчает то, что почти везде очень много мусора. Дети стали задумываться: откуда берется столько мусора? Как мусор влияет на природу. Куда отвозят мусор? Можно ли из мусора сделать что то полезное и красивое? Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”.
Цель проекта : формировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите экологии и сохранении природы.
Задачи проекта :
• дать представление детям о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;
• формировать представление о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
• стимулировать интерес к исследовательской деятельности;
• развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в творческой деятельности;
• повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами и помощи птицам и животным в зимний период времени с помощью информационных сообщений.
• прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней;
• укреплять детско-родительские отношения.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
1. Сбор и анализ литературных источников по теме.
2. Оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.
3. Анкета «Мусор в нашем городе». (Приложение №1)
4. Разработка советов (брошюра) для родителей
«Как обращаться с отходами дома?»
2 этап – организационный
1. Просмотр слайд - шоу «Мусор – загрязняет нашу природу»
2. Чтение С. Михалкова «Прогулка», А. Анишина «На городском субботнике», Е. Смирнова «Давайте землю украшать». (Приложение №2)
3. Конкурс подделок из бросового материала
«Чудеса для людей из ненужных вещей».
4. Прогулка по экологической тропе.
5. Коллективное рисование «Берегите природу»
6. Создание экологической стенгазеты «Экология глазами наших детей»
(совместная работа педагогов, детей и родителей)
7. Тематические беседы с детьми, просмотр иллюстраций
«Учимся беречь нашу планету», «Спасем планету от мусора»,
«Экологическая безопасность» и тд.
8. Создание и реализация дидактической игры «Чистый город»
9. Опытно - экспериментальная деятельность «Что происходит с водой?»
3 этап – итоговый
1. Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
2. Повышение уровня знаний по экологии у детей;
3. Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности
родителей по теме проекта;
4. Создание экологической стенгазеты «Экология глазами наших детей»
(совместная работа педагогов, детей и родителей).
Работа с родителями:
• беседа с родителями по теме проекта;
• изготовление кормушек совместно с детьми;
• предложить родителям совместно с детьми сделать книжки-малышки «Покормите птиц и животных зимой», «Берегите природу – убирайте отходы!»;
• оформление памятки «Из чего можно сделать кормушку»;
• предложить родителям понаблюдать с детьми за птицами и животными, побеседовать о жизни братьев наших меньших в зимний период.
• попросить родителей принести корм для птиц.
• предложить родителям совместно с детьми сделать поделки из бытовых отходов.
Тематическое планирование.
Сентябрь
Разработка советов (брошюра) для родителей
«Как обращаться с отходами дома?».
Октябрь
Конкурс подделок из бросового материала.
Просмотр слайд - шоу «Мусор – загрязняет нашу природу».
Ноябрь
Чтение С. Михалкова «Прогулка», А. Анишина «На городском субботнике», Е. Смирнова «Давайте землю украшать». (Приложение №2)
Декабрь
Тематические беседы с детьми, просмотр иллюстраций
«Учимся беречь нашу планету», «Спасем планету от мусора».
Январь
Опытно - экспериментальная деятельность «Что происходит с водой?».
Тематическая беседа с детьми «Экологическая безопасность».
Февраль
Тематические беседы с детьми, просмотр иллюстраций
«Учимся беречь нашу планету».
Коллективное рисование «Берегите природу».
Март
Прогулка по экологической тропе.
Апрель
Создание и реализация дидактической игры «Чистый город».
Создание экологической стенгазеты «Экология глазами наших детей»
(совместная работа педагогов, детей и родителей).
Анкета для родителей (Приложение №1)
1. Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье
за неделю?___
2. Сортируете ли вы мусор для утилизации?___
3. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т. д.)___
___
4. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми?
___
5. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?___
6. Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?___
7. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на
природу?___
8. Используете ли вы в семье литературу по экологической
направленности?___
Опытно–экспериментальная деятельность
«Что происходит с водой?»
Мы с детьми 2 младшей группы провели занятие по опытно-экспериментальной деятельности (опыты с водой). Более глубокому и осознанному познанию окружающего мира помогают опыты. Дети знакомятся с использованием их в бытовой деятельности. Дошкольники усваивают представления о состояниях воды, в которых она встречается в природе.
Цель опыта:
обобщать игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние игры-эксперимента на его развитие. Создать условия для активной, самостоятельной творческой игровой деятельности.
Расширить знания детей о назначении воды в жизни человека:
• источники питьевой воды
• круговорот воды в природе
• агрегатные состояния воды
• жизнь и болезни водоёмов
• выяснить, сколько воды содержится в живых организмах
• прививать бережное отношение к воде.
Просмотр слайд – шоу «Мусор – загрязняет нашу природу»
во второй младшей группе
За просмотром слайдов я рассказала детям о разновидностях мусорных отходов, о том как лучше сортировать мусор. Дети узнали, что мусор может быть опасным для здоровья человека и окружающей среды. Так же узнали, что в больших городах существуют специальные заводы по переработке мусора.
Конкурс поделок из бросового материала
«Чудеса для людей из ненужных вещей»
Дети совместно с родителями создавали оригинальные новогодние украшения и игрушки из бросового материала. Использовались разнообразные виды отходных материалов: газеты, пластиковые бутылки, крышки, втулки и мн. др. Целью этого конкурса являлась пропаганда экологического образования и воспитания эстетического вкуса при выполнении поделок из бросового материала. С поставленными нами задачами дети отлично справились.
Конструирование из бросового материла - это отличный способ
показать детям, как можно из уже отработанных вещей, создать что-то новое и интересное. Не выбрасывая, не засоряя природу, уже использованными пластиковыми бутылками, коробочками из под сока, пробками и др., самостоятельно создать игрушку или полезную и нужную для дома вещь.
В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников развиваются:
• технические навыки;
• умение анализировать предметы окружающей действительности,
• формируются обобщённые представления о создаваемых объектах,
• самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.).