Элла Прокопенко
Долгосрочный проект по экологическому воспитанию у детей средней группы «Хранители природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на экологическое развитие детей средней группы.
Разработали: Прокопенко Э. Г.
Цитата по теме: "Все мы дети одного корабля по имени Земля,
значит, пересесть из него просто некуда.
Есть твердое правило: встал поутру, умылся,
Публикация «Долгосрочный проект по экологическому воспитанию у детей средней группы „Хранители природы“» размещена в разделах
привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету"
Антуан де Сент-Экзюпери
Актуальность проблемы:
«Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения Земли. Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все – это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных ресурсов, результат потребления богатств земли, для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения. Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. А как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.
Проблема:
Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе. Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое- не сохранение природы, а уничтожение.
Цель:
способствовать формированию экологической культуры детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста;
-подвести к пониманию самоценности природы, её неповторимости и красоты;
-помочь детям сформировать представления о взаимосвязи и взаимозависимости в природе;
-формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру;
-формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам.
- учить детей отражать полученные знания во всех видах деятельности;
- способствовать созданию единого воспитательно - образовательного процесса ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
Ожидаемые результаты:
- организация предметно-развивающей среды экологической
направленности;
-расширение кругозора детей, систематизация знаний о природе и месте
человека в ней;
- повышение экологической компетентности родителей, их социальной
активности;
-создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
-проявление интереса к объектам и явлениям природы.
-бережное отношение к природе, стремление к правильному
поведению по отношению к миру природы;
-стремление детей к исследованию объектов природы, умение делать
выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
-умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы,
объяснять связи и цепочки в природе;
Новизна проекта состоит:
-вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ
-заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ через реализацию проекта с использованием ИКТ
-сотрудничество с социальными организациями, онлайн участие в различных мероприятиях, экологической направленности
Период проведения проекта сентябрь 2021-май2022 г. г
Материал и техническое обеспечение:
-предметно – пространственная развивающая среда
-центр природы
-центр экспериментирования
-наглядный и демонстрационный материал: календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды
-подбор художественной литературы
-мультимедийная установка, экран
-материалы для художественного творчества (лепки, аппликации, рисованию)
-картотека дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр
-разработка НОД (ЭКОЛОГИЯ)
Участники проекта:
-дети и родители средней группы (4 -5лет)
-воспитатели: Э. Г. Прокопенко, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, дети подготовительной группы
Вид проекта
: фронтальный, социальный, долгосрочный (9 месяцев)
Тип проекта:
информационно-практико ориентировочный
Методы:
наглядный, практический, словесный, интерактивный.
Форма:
-НОД, интегрируемая с другими видами деятельности;
- продуктивная деятельность;
-конкурсы, олимпиады, викторины;
-фотовыставки;
-индивидуальная работа с детьми;
-праздники, досуги; театрализация;
-сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры;
Мероприятия (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно -досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д…. ,но обязательно интегрируемые)
Подготовительный :
-этап постановка цели и задач,определение направлений работы, объектов и методов исследования. Выбор оборудования и материалов, изучение и подбор литературы (методической, научной, художественной по теме проекта).(май-август2021г)
Основной этап-исследовательский (сентябрь2021г-апрель2022г)
-воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;
-вызывать у детей желание помогать объектам природы: растениям, птицам, насекомым, рыбам, животным, человеку;
-развивать умения видеть проблемные ситуации, описывать их, запечатлевать на фотографии; закреплять знания о животных, птицах, растениях Ростовской области;
-развивать умение оценивать (сравнивать) состояние объектов природы.
Заключительный этап (май 2022г)
-обобщить результаты работы, полученные знания;
-провести анализ деятельности участников проекта;
-сформулировать выводы, составить рекомендации.
Направления и последовательность реализации проекта (интегрируемые со всеми видами деятельности)
Организация в группе познавательно - экологической среды, пополнение центра природы
Ситуативные разговоры с детьми об уголке экспериментирования: «Что нужно»? «Что для чего». Развешивание кормушек на территории детского сада: создание благоприятных условий для практических исследований дошкольников, желания самостоятельно добывать информацию
Чтение о природе
Чтение художественной литературы о мире природы, ее обитателях: Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкова: учить слушатьпроизведения, знакомиться со способами зверей, птиц насекомых; пытаться спасаться от врагов расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы; развивать интерес к животному миру; воспитывать бережное отношение к природе.
Расширение представлений о мире природы, явлениях природы, растениях,. Организация информационных стендов
- Конспект НОД в средней группе «Что такое дерево, что такое кустик» (Познавательное развитие) Цель: формирование экологической культуры детей среднего дошкольного возраста Задачи: -формировать представление о деревьях и кустарниках, как об объектах живой природы. (Познавательное развитие)
1. учить анализировать объекты природы (деревья, кустарники, выделять существенные признаки (корень, ствол, ветви, листья). (Познавательное развитие)
2. расширять словарный запас детей (Речевое развитие)
3. развивать воображение, мышление, память, любознательность детей (Социально-коммуникативное развитие)
4. воспитывать бережное отношение к природе (Социально-коммуникативное развитие)
-Беседа «Деревья осенью»: систематизировать накопленные представления детей об осени. Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, вызвать эмоциональный отклик на красоту осенней природы
-Участие во Всероссийском уроке «Эколята-молодые защитники природы»: способствовать повышению познавательного интереса учащихся, формирование снов экологической культуры, мотивирование к изучению и сохранению окружающей среды в местах их проживания
-Беседа «Домашние животные»: обогащать представления детей о домашних животных, об уходе за ними, о пользе животных, воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру
-НОД «Дикие животные»: развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, развивать память, связную речь, умение слушать друг друга; развивать умение разгадывать загадки о диких животных (белка,ориентируясь на характерные признаки внешнего вида или поведения
Подбор дидактических, сюжетно –ролевых игр. Расширение представлений о мире природы, развитие психических процессов в процессе игры
-Дидактические игры: «Вершки корешки», «Сложи картинку», «С какого дерева лист»: способствовать развитию логического, речевого, экологического развития. «Что в корзинку мы берем?»: продолжать закреплять у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Сюжетно-ролевые игры: «Лесное происшествие» :способствование развитию основ экологического сознания детей, на примере опасной для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей. «Посещение животноводческой фермы»: уточнение представления детей о домашних сельскохозяйственных животных: содержание на ферме, кормление, уход, их использование.
Развитие двигательной активности детей посредством игр, закрепление знаний о передвижении животных, их взаимосвязях, природных явлениях
-Подвижные игры: «Солнце и дождик»: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе и беге. «Птичка на дереве: закрепить название деревьев; развивать память, мышление, быстроту реакции, навыки ловли мяча. «Умный птицелов» : учить задавать наводящие вопросы, закрепить название птиц, развивать ловкость, быстроту, память, внимание, речь; воспитывать дружеские взаимоотношения, коллективизм, бережное отношение к пернатым.
-Спортивное развлечение «В лес осенний на прогулку»: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей; закреплять умения ориентироваться в пространстве, выполнять движения в соответствии с текстом; воспитывать интерес к физической культуре, любовь к природе
Участие в акция, фестивалях, викторинах, конкурсах
-Акция «Посвящение в эколята»: формирование экологической культуры детей,обучению правилам экологически - грамотного взаимодействия с окружающей средой.
-Участие во Всероссийском конкурсе экологических плакатов «Экологический знак будущего»: привлечение внимания подрастающего поколения к проблемам охраны окружающей среды, и рационального природопользования средствами художественного творчества.
-Участие во Всероссийском фестивале «Праздник эколят-молодых защитников природы»: пропаганда экологического мировоззрения, экологической культуры, ответственного экологического поведения среди подрастающего поколения, повышение естествонаучной грамотности обучающихся.
-Акция «Посади кустарник»: озеленение территории детского сада, воспитание экологической культуры
-Творческий конкурс «Осенние фантазии»: привлечение семей воспитанников к творческому сотрудничеству и участию в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ
Участие в праздничных мероприятиях
-Осенний праздник «Осенний листочек»: расширять знания об осени как о времени года. Создавать у детей праздничное настроение и эмоциональный подъём. Закрепить песенные, танцевальные навыки, представления об овощах, особенностях осеннего периода. Воспитывать любовь к природе. Продолжать развивать у детей чувства коллективизма и доброжелательного отношения друг к другу и к взрослым
Работа с родителями
-Беседы индивидуальны е: помощь в подборе оборудования (закупка, изготовление). Изготовление скворечников и кормушек. Изготовление образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы
- Рекомендовать родителям в домашних условиях изучать «Мир природы»
-Привлечь родителей к участию в конкурсах, олимпиаде
-Наглядная информация экологической направленности
Продукт проектной деятельности
- Конкурс творческих семейных поделок «Осенние фантазии» https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-s-vystavki-osenie-fantazi-1385489.html
.-Привлечение родителей к подготовке осеннего праздничного мероприятия «Осенний листочек» https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-s-prazdnika-osenii-listochek.html
https://www.instagram.com/mbdou_6_prol/
Новостная неделя:
https://11616.maam.ru/maps/news/474028.html
https://11616.maam.ru/maps/news/476868.html
Продукт проекта
Список литературы:
-Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебноепособие. - М., педагогическое общество России, 2010.
-Николаева С. Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве. М, 2005
-Масленникова О. М, Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011
-Николаева С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. : Педагогическое общество России, 2003.
-Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
-В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич «Прогулки в природу», - Москва «Просвещение» 2002.
-Картушина М. Ю. «Зелёный уголок здоровья» Москва «Просвещение» 2005г.
-Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» М. ,2010г.
-Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: М. «МОЗАИКА СИНТЕЗ», 2014
-Рыжова Н. А. ПРОГРАММА «НАШ ДОМ — ПРИРОДА»: М. «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по организации образовательной деятельности в среднейгруппе на период 2021-2022 учебный год. Разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014;,Составители: Прокопенко Э. Г.
- http://www.kemcdod.ru/pedagog-pedagogu/goshkina.pdf