Лучший педагог года

Исследовательский проект «Домашняя кухня — химическая лаборатория»

Олеся Пашина
Исследовательский проект «Домашняя кухня — химическая лаборатория»

Содержание

1. Введение …. 3

2. Основная часть …4

2.1. Химия и вещества …4

2.2. Химические реактивы на домашней кухне….5

2.3. Опыты на домашней кухне ….6

2.3.1. Опыт №1. «Надуть шарик углекислым газом» .….6

2.3.2. Опыт №2. «С молочным письмом и нагревом» ….6

2.3.3. Опыт №3 «Пластмасса из молока» … 7

2.3.4. Опыт №4 «С молоком и красками» …7

2.3.5. Опыт №5 «С красками и маслом подсолнечным» …8

2.3.6. Опыт №6 «Вулкан» …. 8

3. Заключение…10

4. Список литературы…. 11

Введение

Публикация «Исследовательский проект „Домашняя кухня — химическая лаборатория“» размещена в разделах

У каждого из нас дома есть кухня. У каждой мамы на кухне есть множество баночек с сыпучими и жидкими веществами, для приготовления вкусной блюд. Мне очень нравится помогать и наблюдать за мамой, когда она готовит на кухне. Мама очень любит готовить, у нее получаются вкусные блюда. Каждый день она делает что-то новое и интересное и вкусное. Однажды, мама готовила завтрак, я увидела, как она добавляет в тесто что-то шипящее и бурлящее. Я спросила: «Что это такое и зачем ты это кладешь в тесто?» Мама улыбнулась, и ответила, что кухня - это маленькая химическая лаборатория. Что такое «химия» мне прочитали мама и воспитатель из разных познавательных энциклопедий. А в нашей группе есть центр активности «Хочу всё знать!», где собраны различные материалы для опытов и экспериментов. У воспитателя я узнала, зачем нам нужны эти колбочки, баночки, приборы. На фотографиях в книгах видела разные пробирки, баночки с красивыми жидкостями внутри. Но какая связь между вкусными мамиными блюдами и химическими веществами, и превращениями. Это я и решила выяснить, а мама и воспитатель с радостью согласились мне в этом помочь. Так родился наш проект на тему «Домашняя кухня - химическая лаборатория».

Цель: формирование представлений о том, что домашняя кухня похожа на химическую лабораторию.

Задачи:

1. изучить литературу по теме исследования,

2. узнать, что такое химия,

3. познакомить с экспериментами по исследованию химических процессов на домашней кухне,

4. доказать, что домашняя кухня – это целая химическая лаборатория,

5. изготовить книжку-малышку «Маленький химик»,

6. представить презентацию.

Объект исследовательски-творческого проекта : вещества, которые мы используем для приготовления пищи на домашней кухне.

Предмет исследовательски-творческого проекта : изучение явлений, происходящих с веществами на домашней кухне.

Гипотеза исследовательски-творческого проекта : предположить, что, домашняя кухня – химическая лаборатория.

Методы исследовательского-творческого проекта : наблюдение, поиск информации, проведение опытов, обобщение материала, изготовление книжки-малышки «Маленький химик».

Место исследования : домашняя кухня.

Период проведения исследования : март 2019 года (3 недели).

2. Основная часть

2.1. Химия и вещества

Химия – наука, изучающая вещества, их состав, строение и их превращения, когда они вступают в контакт друг с другом. Вокруг нас громадное количество полезных и вредных веществ! Например, в природе есть природные вещества, то есть те, которые были созданы без участия человека. Это – вода, кислород, углекислый газ, древесина, камень и другие.

Известно, что мел, которым мы пишем на доске – это кальций с примесями; воздух, которым мы дышим – это вообще сплошной коктейль из химических ингредиентов. Есть вещества, созданные человеком. Они называются искусственными веществами. Это – резина, стекло, пластмасса и другие.

Я еще не изучала химию, но мне уже известен такой распространенный элемент в природе, как вода. Вода – это смесь водорода и кислорода. Это вещество удивительным образом может иметь три состояния – жидкое, твердое, газообразное. Именно на кухне с мамой я проследила все ее состояния. Если вскипятить воду, то она превращается в горячий пар – газ. Если заморозить воду в морозильной камере, то вода превращается в лед. При этом лед занимает больший объем, чем вода. Поэтому, чтобы не лопнула бутылка в морозильной камере, мама наливает воду не до конца, оставляя лишнее место в бутылке. Разобраться с бесчисленными полезными и вредными веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии. Она нужна всем людям разных профессий — строителю, фермеру, врачу, домохозяйке и повару.

Химия зародилась в Древнем Египте еще до нашей эры. Первые сведения о химических превращениях люди получили, занимаясь различными ремеслами, когда красили ткани, выплавляли металл, изготавливали стекло. Наш организм – это целый химический реактор. Ведь он превращает съеденный творог – в кальций для зубов и костей, яйцо –в белок для мышц, шоколадку – в энергию для мозга. Химия существует с глубокой древности, но настоящей наукой она стала совсем недавно - не более 200 лет назад. Теоретические основы химии заложили древнегреческие учёные Анаксагор и Демокрит. Создателями современной системы представлений о строении вещества считаются: великий русский учёный М. В. Ломоносов, французский химик А. Лавуазье, английский физик и химик Дж. Дальтон, итальянский физик А. Авогадро.

2.2. Химические реактивы на домашней кухне

Приготовление пищи – это химический процесс. Ведь именно кулинары предоставили древним алхимикам самое разнообразное оборудование: печи, котлы, ступки, миски и, наконец, кухню – первую химическую лабораторию. Даже в наше время химическое оборудование лаборатории пополняется из арсенала кухонной утвари. Кухонная утварь очень похожа на химическую посуду. И служат та, и другая одинаковым целям: для измерения, перемешивания, размалывания, нагревания.

Интересно, чем же домашняя кухня напоминает научную лабораторию?

Раскрыв мамины кухонные шкафчики, на полочках я увидела уксус, соду, масло растительное, соль, муку, крахмал и т. д. Ничего химического, скажите вы, здесь нет. Обычные продукты питания. Но не тут – то было! Эти же вещества можно встретить и у химика, но называться они будут по – научному. Например: соль - это хлорид натрия; уксус – уксусная кислота; сахар – сахароза; молоко – лактоза. Сплошная химия! Эту химию моя мама использует каждый день. Когда мама продукты варит, солит, жарит, парит, то в них происходят сложные химические процессы. И всё это для того, чтобы еда была вкусной. Настало время провести ряд химических опытов на домашней кухне. Все опыты, я, проводила с помощью мамы и воспитателя.

2.3. Опыты на домашней кухне

Как только человек начал готовить себе пищу, он, становился химиком. На сковородах и в жаровнях, в бочках и глиняных сосудах шли сложнейшие химические процессы. И все для того, чтобы пища была вкуснее и полезней.

Итак, приглашаю в химическую лабораторию.

Опыт №1 «Надуть шарик углекислым газом»

Для опыта понадобится: уксус 9% - 50 мл, сода пищевая – 2 столовые ложки, шарик воздушный, бутылка, воронка.

Цель: углекислым газом надуть шарик. Описание опыта: В бутылку наливаем уксус, а в шарик насыпаем соду. Одеваем шарик на горлышко бутылки и потихоньку высыпаем соду из шарика в бутылку. Вывод: Итак, газ, выделяющийся в процессе реакции, постепенно заполняет все пространство и, не помещаясь в заданном объеме, начинает давить на стенки шарика. Резина растягивается, шарик надувается, точно также. Для выпечки можно использовать соду с уксусом или лимонную кислоту с содой. Тесто становится “воздушным” благодаря молекулам углекислого газа,

Опыт №2 «С молочным письмом и нагревом»

Для опыта понадобится: молоко, лист бумаги, утюг, кисточка.

Цель: доказать, что молочные буквы потемнеют и станут видны.

Описание опыта: Налили молоко в емкость, взяли лист бумаги и кисточку, намочили кисточку в молоке и начали писать на бумаге «молочными чернилами», получилось невидимые надписи на бумаге, дали высохнуть молоку 10 минут, прогладили лист бумаги с молочными записями утюгом, в результате проявилась фраза коричневого цвета, в нашем случае — «Химия на кухне»

Вывод: молочные буквы потемнеют и станут видны. Это происходит от того, что молоко подгорает при температуре гораздо меньшей, той, при которой горит бумага. Поэтому места, на которых есть молоко, уже почернеют, а бумага еще останется белой.

Опыт№3 «Получение пластмассы из молока»

Для опыта нам понадобится: молоко, уксус, маленькая кастрюлька, формочка.

Цель: приготовить пластмассу из молока.

Описание опыта: Нагреваем молоко в кастрюльке так, чтобы оно было тёплым, но не кипело и не пенилось, cнимаем с плиты и добавляем несколько капель уксуса, получившаяся масса похожа на жидкую резину. Эту массу аккуратно промываем под струёй воды, заливаем её в формочки, ждём три дня, пластмасса готова.

Вывод: Все пластмассы состоят из молекул, которые организованы в длинных цепочках, называемых полимерами. Молоко содержит в себе много молекул белка под названием казеин. Каждая молекула казеина представляет собой мономер, а цепочка казеиновых мономеров представляет собой полимер. При добавлении уксуса в горячее молоко начали образовываться маленькие белые творожистые кусочки. Происходит это, потому что изменяется кислотность молока, и молекулы казеина реорганизуются в длинные цепочки. Цепочка казеиновых мономеров является полимером.

Примечательно, что с начала 1900-х до примерно 1945 года из такой «молочной» пластмассы делали различные украшения, бусы, пуговицы, авторучки и другие предметы обихода. Для королевы Англии из такого пластика делали ювелирные изделия.

Опыт№4 «С молоком и красками»

Для опыта понадобится: краски, молоко, любое средство для мытья посуды, ватная палочка.

Цель: Мыло, расщепляет жиры.

Описание опыта: В тарелочку налить небольшое количество молока. Добавить красители. Можно один оттенок или сразу несколько. Сначала наблюдают, как появляются цветные узоры. Чтобы получить интересные завихрения можно подуть на молоко. Ватную палочку окунают в моющее средство и опускают в красочную смесь. Цветные узоры будут "убегать" от палочки. Эффект происходит потому, что средство расщепляет жир, находящийся в молоке. Пищевые красители можно заменить гуашью, акриловой краской.

Вывод: Мыло, расщепляя жиры, вызовет в тарелке настоящую бурю, которая заставит краски разметаться причудливыми узорами.

Опыт№5 «С красками и маслом подсолнечным»

Для опыта нам понадобится: масло подсолнечное, вода, гуашь.

Цель: доказать, что подкрашенная вода не растворится в масле.

Описание опыта: Налили в прозрачный стакан масло. С помощью шприца накапали в масло воду, подкрашенную зеленой гуашью. В масле оказались капельки зеленой воды, которые не смешивались с маслом а просто плавали в стакане.

Вывод: В первую очередь, я подтвердила то, что масло и краски не смешиваются, т. к. краска, смешанная с водой. Молекулам воды не нравится смешиваться с молекулами масла. Даже если попытаетесь налить в бутылку половину масла и половину воды, затем встряхнете ее хорошенько, масло распадется на мелкие молекулы, но не смешается с водой. Кроме того, краситель смешивается только с водой. Он не окрашивает масло. Когда Вы льете краску в бутылку с маслом, вода опускается на дно, а масло всплывает на поверхность. Это то же самое, когда нефть с судна разливается в океане. Масло плавает на поверхности воды, потому что вода тяжелее масла. Ученые говорят, что вода более плотная, чем масло, и именно поэтому масло не упадет в другую колбу.

Что нужно для приготовления оладьей? Мука, молоко, яйцо, соль, сахар, растительное масло. Мы смешали эти ингредиенты и пожарили оладушки, они получились, тоненькие и совсем не похожи на те, которые печет мама. Почему? Потому что мы не положили в тесто «шипучку». Этим рецептом пользовались наши прапрабабушки на протяжении последних 100 лет. Значит, он работает. Стоит попробовать и применить у себя на кухне. Попробуем погасить соду по рецепту 1910 года, для которого используют соотношение соды и лимонной кислоты 1:1.

Опыт №7. «Вулкан»

Для опыта нам понадобится: cода пищевая – 2 столовых ложки, уксус– 1 чайная ложка, вода, красная гуашь.

Цель: узнать, как выделяется газ, который называется углекислым.

Описание опыта: Насыпали внутрь кратера 2 ст. л соды и добавили красную краску для красоты вулкана. Далее налили сверху в горлышко воду, смешанную с уксусом в пропорции 4:1 (4 части воды и 1 часть уксуса). Началась химическая реакция между содой и уксусом. Вулкан стал извергаться красной лавой

Вывод: Итак, гидрокарбонад натрия больше известный, как сода пищевая вступает в реакцию, при которой происходит активное выделение углекислого газа, тех самых пузырьков, которые мы видим.

3. Заключение

Вместе с воспитателем и мамой ознакомившись с энциклопедией «Увлекательная химия» от Елены Качур и проделав опыты из книг Зубковой Н. М. и Ольгиной О. М., мы убедились в том, что многие процессы, происходящие на нашей домашней кухне – химические явления. Значит моя гипотеза подтвердилась -домашняя кухня- химическая лаборатория.

Продукты, как и всё во Вселенной, состоят из химических элементов, поэтому, готовя, мы, в сущности, производим химические реакции и надеемся, что получится вкусно! Чтобы овладеть всеми тонкостями искусства приготовления пищи, надо знать очень многое. Настоящий кулинар должен знать химию, биологию, биохимию, физиологию питания. В процессе проектной деятельности у меня получилось выполнить поставленные задачи. Я узнала - что такое химия и химические вещества, провели химические опыты с разными пищевыми веществами. Тем самым доказала, что домашняя кухня — это целая химическая лаборатория.

В своей работе я увлеклась химией на кухне, изготовила вместе с мамой книжку - малышку «Маленький химик» теперь хочу узнать, как другие науки связаны с пищей, например, физика…

4. Список литературы

1. Зубкова, Н. М. Научные ответы на детские "почему". Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет/ Н. М. Зубкова. - М. : Речь, 2013. – 64с.

2. Ольгин, О. М. Давайте похимичим! : Занимательные опыты по химии/ Ил. Е. Андреевой. – М. : Дет. Лит., 2002. – 175 с. : ил. – (Знай и умей).

3. Качур, Е. Увлекательная химия/. Е. Качур. – М. : Детство, 2017. – 80с.

Публикации по теме:

Проект «Детская научная лаборатория»Проект «Детская научная лаборатория» Эффективность расширения и обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире в процессе реализации проекта.

Исследовательский проект «Лаборатория Фиксиков»Исследовательский проект «Лаборатория Фиксиков» «Лаборатория Фиксиков» (практика исследовательского обучения в детском саду) методика А. И. Савенкова Исследовательский проект «Лаборатория.

Индивидуальный исследовательский проект о молоке и молочных продуктах «Лаборатория чудес» в средней группе Цель проекта: формирование представлений о молоке и молочных продуктах. Задачи: - помочь узнать, что молоко входит в состав многих продуктов,.

Исследовательский проект для детей старшей группы «Лаборатория маленького исследователя» .

Краткосрочный проект на тему «Домашняя птица» Краткосрочный проект в первой группе раннего возраста «Дюймовочка» Воспитатель: Ананченко Т. С Паспорт проекта: Тема: «Домашняя птица» Тип.

Презентация «Мини-лаборатория «Лаборатория почемучек» Пояснительная записка Одним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является.

Проект «Лаборатория Почемучкина». Разновозрастная группа 5–7 лет Актуальность проекта Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические.

Проект «Лаборатория весов»Проект «Лаборатория весов» Проект разработал воспитатель первой квалификационной категории ГБОУ «Школы№656 им. А. С. Макаренко». Самусева. О. И. Тип проекта: исследовательский.

Проект «Лаборатория экспериментов» Цель проекта: развитие познавательного интереса у детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Задачи проекта:.

Проект «Моя домашняя птицеферма» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ № 17 «ЛАДУШКИ» ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА ГОРОДСКОЙ КОНКУРС.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Домашняя кухня — химическая лаборатория»
Опубликовано: 21 апреля 2019 в 18:37
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД