Конспект музейно-образовательного занятия «Домовой Яша ищет новый дом» для детей старшего дошкольного возраста

Наталья Беденина
Конспект музейно-образовательного занятия «Домовой Яша ищет новый дом» для детей старшего дошкольного возраста

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию конспект музейно-образовательного занятия "Домовой Яша ищет новый дом".

Конспект музейно-образовательного занятия «Домовой Яша ищет новый дом» для детей старшего дошкольного возраста

Оно было подготовлено специально для семинара по музейной педагогике (о нем я писала в прошлой публикации). Это своеобразное продолжение занятия "Путешествие с домовым Яшей в музей-заповедник «Кижи". http://www.maam.ru/detskijsad/puteshestvie-s-domovym-jashei-v-muzei-zapovednik-kizhi-konspekt-muzeino-obrazovatelnogo-zanjatija.html

Для наглядности в публикации я буду использовать фотографии с разных занятий. (Я успела провести это занятие уже на 2-х группах: в родном саду и непосредственно на семинаре).

Тематика: «Путешествие в прошлое через старинные предметы»

Тема: «Домовой Яша ищет новый дом»

Цель: формирование у детей основ культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи:

•познакомить детей с особенностями строительства карельского дома на примере дома крестьянина Яковлева, входящий в музейный комплекс музея-заповедника Кижи, с предметами карельского быта,

•познакомить с традициями и обычаями крестьян, проживавших в Карелии на рубеже 19-20 веков,

•познакомить с карельским фольклором (загадками, народными играми, считалками, пословицами, поговорками,

•через знакомство детей с предметным миром народной культуры, традициями и фольклором коренных народов Карелии пробудить у ребенка интерес к истории своей семьи, своим историческим и национальным корням,

•формировать у детей основы музейной культуры – ценностное отношение к культурно-историческому наследию,

•создавая эмоционально комфортную атмосферу общения, познания, способствовать воспитанию добрых чувств и положительного мышления, уважения к окружающим и самоуважения, умения работать в коллективе, стремления действовать в соответствии с общечеловеческими нормами поведения,

•воспитывать бережное отношение к традициям народа своего края,

•способствовать развитию речи,

•способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному исследованию, инициативы и творчества.

Рекомендуемый возраст детей: старший дошкольный возраст

Материалы и оборудование:

•Мультимедиа проектор или компьютер,

•презентация «Домовой Яша ищет новый дом»,

•палочки для демонстрации сборки венца,

•кошель,

•мутовка,

•лапти,

•деревянная ложка,

•шарф.

Ход:

Воспитатель появляется в виде домового.

За плечами большой плетеный кошель. Ходит, смотрит по сторонам, ищет что-то, бормочет:

-Ой, горе мне, горе, потерялся, потерялся. Что делать-то?

Замечает детей.

-Здравствуйте, люди добрые? (кланяется до земли) Вы чьих будете? (Кто вы). А где я очутился? (В каком городе, месте) (Ответы детей.)

-А меня величают домовым Яшей. Живу я в музее-заповеднике, а он на острове чудесном находится, который омывается водами Онежского озера.

-Можно присяду, побеседуем немного… (Домовой садится на ковер и приглашает детей сесть рядом.)

-А про музей-то слыхивали, что это такое? (это место, в котором разные ценные вещи хранятся, эти вещи экспонатами называются, так мои экспонаты прямо под открытым небом стоят. Это памятники деревянного зодчества… Вот сколько слов непонятных сказал! Вы, наверное, ничего и не поняли. Давайте разбираться.

- Что такое деревяный? (сделанный из дерева). Значит, мои экспонаты деревянные!

-А что такое зодчество? Даже не ломайте голову, все равно не знаете. Я-то давно живу, все знаю. Слово «зодчество» (звучит красиво, не правда ли) - это древнее слово и означает умение красиво строить здания.

-Ну, так что же в моем музее хранится? (Красивые деревянные дома). Таких сейчас не строят. Это необычные дома, диковенные.

-Может, кто-то узнал, откуда я родом (Слайд 2)

-Живу я в музее-заповеднике «Кижи»! В этом музее собраны уникальные памятники деревянного зодчества (мы уже знаем, что это очень красивые деревянные постройки, каких нет в мире, только здесь). И находится он совсем недалеко от Петрозаводска, на острове Кижи.

-Кижи! Правда, необычное название. Может, вы знаете, что оно означает?

-Об этом мне еще бабушка и дедушка рассказывали, да все по-разному.

-Бабушка говорила, что слово «Кижи» идет от карельского слова «кижат», что означает «игрища». (Слайд 3)

-Издавна любили местные люди веселиться, петь, танцевать, играть. Да и сейчас не против. А вы, не хотите тоже повеселиться? Давайте я Вас научу играть в старинную карельскую игру «Сиди, сиди, Яша» А ну, вставайте в хоровод.

- Нам нужно выбрать ведущего, Яшу. Давайте его выберем с помощью карельской считалки:

Раз-два-три-четыре,

Жили мыши на квартире,

Чай пили, чаши били,

По три денежки платили.

Кто не хочет платить –

Тому водить.

Сиди, сиди, Яша! (описание игры)

Кто-нибудь становится «Яшей». Ему завязывают глаза, сажают в центр круга. Остальные берутся за руки и идут против часовой стрелки под песню:

Сиди, сиди, Яша,

Ты – забава наша.

Погрызи орешки

Для моей потешки.

Руки на темь положи

И словечко нам скажи:

Раз, два, три – ищи!

После этих слов «Яша» вскакивает – и все разбегаются. «Яша» старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится «Яшей». Игра продолжается (2-3 раза)

-Устали? Давайте немного отдохнем …

- А из вас кто-нибудь бывал в моем музее? (Ответы детей) Красиво там, хорошо. Правда, сейчас там ремонт большой затеяли (реставрация называется). (Слайд 4) И мне теперь жить негде, вот отправился я новый дом искать. Может, у вас мне понравится, и останусь здесь жить.

-Только какой-то странный у Вас дом. А из чего сложен-то? (Ответы детей)

- В Кижах таких домов нет. У нас все постройки деревянные. Да раньше и строили строили по-другому. Хотите расскажу.

- А дедушка мой, домовитый был, хозяйственный, мне рассказывал, что «Кижи» произошло от карельского слова «кииджи» - водный мох, который с давних времен использовали в Кижах для утепления деревянных построек. (Слайд 5)

- А на моем острове так много разных деревянных построек, таких красивых. Да, раньше умели строить. Сколько лет уже стоят. Потому что они строили необычным способом. Они секрет знали.

- С давних времен умели возводить дома без гвоздей и пилы? Самым главным орудием был … Отгадайте карельскую загадку:

В лесу кланялся, кланялся,

Пришел домой - в сенях растянулся. (Топор).

- Правильно, топор!

- Поэтому в старину говорили не «строить», а «рубить» дом. Обтесанные топором готовые бревна складывали друг за другом в венцы. (Слайд 6)

Один венец, другой, третий и так до самого верха. Собирался дом, как конструктор.

-Хотите побывать в роли карельского «строителя» дома? (Дети пробуют палочки с углублениями на концах уложить в венцы.)

-Потом в стенах прорубали топором окна, затем этот дом украшали разными узорами. (Слайд 7)

-Кстати, я живу, вернее, жил в одном замечательном доме, который напоминает сказочный терем, в котором раньше жила большая семья крестьянина Максима Яковлева. (Слайд 8) А сейчас у меня нет дома, вот пошел искать новый дом, пока ремонт не закончится. На память о доме взял с собой вещи.

- Посмотрите, какая у меня сумка заплечная необычная.

А как вы думаете, из чего она сделана? (Варианты ответов: из дерева, из коры. Если дети ответят, что из дерева, то уточнить, из какой части, или навести на ответ, что из коры) (Слайд 9)

-Она сделана из коры березы. А знаете, как по-другому можно назвать кору березы? (береста) (Открывает кошель, достает кусочек бересты)

-Потрогайте, какая она? Взял я с собой кусочек. (Дети трогаю бересту)

- Белая кора березы собирает и хранит тепло солнца. Берез у нас много, да и гнется береста хорошо. Так вот мои хозяива очень широко использовали кору в хозяйстве.

-Ззнаете, как называется моя заплечная сумка? На какой современный предмет она похожа? (на рюкзак, ранец) Это старинный рюкзак называется кошель. (Слайд 10) Хотите померить? (Дети по очереди примеряют кошель).

Домовой комментирует:

-Он легкий, не промокает под дождем. У моего хозяина такой был. В таком кошеле носил мой хозяин грибы, ягоды, рыбу.

-Хотите заглянуть внутрь? Я в него сложил различные вещи, которые будут напоминать мне о моем доме, о моих хозяивах.

Просит одного из детей достать любой предмет. В кошеле хранятся лапти, муковка и деревянная ложка. Домовой рассказывает о предметах.

Лапти. (Слайд 11)

-Что это, знаете? Это обувь такая - лапти. А из чего сделаны? Тоже из бересты. Посмотрите на них. Знаете, как про лапоть говорили: Из березы свито дырявое корыто. Почему так говорили? Если что сплетено из бересты, дырочки в нем могут быть. Очень удобно было в такой обуви ходить на сенокос да в поле. А если на болото зайдешь, после вся вода через дырочку вытечет, и снова обувь сухая.

Как вы думаете, долго ли служил такой лапоть? (Недолго)

-Конечно, эта обувь быстро изнашивалась. Недаром говорили: «В дорогу идти, пятеро лаптей сплести». Мой хозяин за сенокос 5-6 пар лаптей мог сносить. А эту пару я берегу, на память о моем хозяине. Но Вам дам померить. (Домовой просит примерить лапти нескольким детям)

Мутовка. (Слайд 12)

- Знаете, что это такое? Это «бабушка» вашего миксера и венчика. Моя хозяйка тесто ею сбивала. Ведь тесто лучше всего мешать не ложкой-поварежкой, а вот таким приспособлением, которое называется рогаткой, или мутовкой. Мутовка тесто сбивает быстро - вот так (показывает, как пользовались мутовкой, крутить ее между ладонями, дает попробовать детям покрутить).

-Как вы думаете, из чего сделана эта «рогатка»? (Из верхушки хвойного дерева. Если дети скажут, что из дерева, то уточнить, что из хвойного, и задать вопрос, какие хвойные деревья они знают.

- А Вы знаете, как раньше делали мутовку? Всего один день в году можно было делать мутовку. Рано утром, до рассвета, искали в лесу дерево и считали веточки - «рожки»: «Мутовка-не мутовка, мутовка - не мутовка…» Важно, чтобы обязательно счет на слове «мутовка» закончился. Тогда лишь верхушку отрезали и верили, что такая мутовка будет правильной, а замешанный ее хлеб будет очень вкусным.

- Давайте проверим, хорошая ли у моей хозяйки мутовка? (Хором считаем «рожки»)

Деревянная ложка. (Слайд 13)

- В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянной ложкой. Во время еды вы не сможете обжечься горячей пищей. Пользоваться деревянной ложкой полезно для здоровья. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили – «Запасливый гость без ложки не ходит».

Домовой все предметы складывает обратно в кошель, тяжело вздыхает.

- Хорошо у Вас здесь и люди вы душевные, но только по сердцу мне деревянные дома. Детки, подскажите, где можно мне на время ремонта дом деревянный найти? (Дети предполагают, что на даче, в деревне. Можно спросить, в каком месте деревня или дача находится.)

- Тогда пошел я новый дом искать.

Надевает кошель, низко кланяется.

-Спасибо Вам, детки за приют. Всего Вам доброго! До свидания! (Уходит.)

Всем спасибо за внимание и поддержку!

Прикреплённые файлы:

domovoi-jasha-ischet-novyi-dom_bjnf7.pptx | 15643,56 Кб | Скачан: 6
 
Публикации по теме:

Детский сад — наш второй дом! Интерактивная познавательная папка для детей среднего-старшего дошкольного возрастаДетский сад — наш второй дом! Интерактивная познавательная папка для детей среднего-старшего дошкольного возраста Это оригинальное методическое пособие, которое можно использовать не только в детском саду, но и дома. Стимулом для его "рождения".

«Колобок на новый лад». Музыкальная сказка для детей старшего дошкольного возраста Действующие лица: Сказочница (взрослый); Дед (ребёнок); Бабка (ребёнок); Колобок (ребёнок); Заяц (ребёнок); Лиса (ребёнок); Волк.

Конспект образовательного мероприятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Космос» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос».

Конспект занятия по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Кошкин дом» ГБДОУ ЦРР – детский сад №23 Красносельского района Санкт-Петербурга Конспект по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного.

Летний экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Наш дом Земля»Летний экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Наш дом Земля» Актуальность: Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их.

Сценарий новогоднего праздника для детей старшего дошкольного возраста «Новый год в цирке» «Новый год в цирке» сценарий новогоднего праздника для детей старшего возраста Звучит новогодняя мелодия в зал входят ведущие. Вед. 1.

Конспект ОД для детей дошкольного возраста по познавательному развитию «Карлсон ищет краски»Конспект ОД для детей дошкольного возраста по познавательному развитию «Карлсон ищет краски» Тема: «Карлсон ищет Краски» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект музейно-образовательного занятия «Домовой Яша ищет новый дом» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 апреля 2018 в 23:24
+182Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 83.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий развлечения «Спас Медовый, Яблочный, Ореховый»
Развлечение «Спас Медовый, Яблочный, Ореховый» Цель: Познакомить детей с народным праздником августа - Спасом, его обычаями и традициями. Программные...
Сценарий спортивного развлечения в старшей группе «Путешествие за кладом здоровья»
Цель: Продолжать сохранять и укреплять здоровье детей. Программные задачи: Образовательная: 1. Закреплять у детей умение выполнять основные виды движений (...
Сценарий праздника на День знаний «Здравствуй детский сад!»
Музыкально - спортивный праздник Ход. Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Детский сад грустил всё лето, Потерял ребят он где-то! Но в...
Конспект занятия по заучиванию стихотворения М. Пожаровой «Маляры» в старшей группе
Задачи. Уточнить представления детей о рабочем строителе, помочь понять и запомнить стихотворение, выразительно читать его. Ход занятия . Ребята, ка...
Фотоочерк «Впечатления о лете. В музее В. С. Высоцкого»
Фотоотчёт впечатления о лете "В музее В. С. Высотского" Екатеринбург – один из красивейших городов России! В августе мне посчастливилось побывать в...