Получи документы

Дополнительная общеразвивающая программа «Учимся общаться» для детей 3–7 лет

наталья котова
Дополнительная общеразвивающая программа «Учимся общаться» для детей 3–7 лет

«Учимся общаться»

для детей 3-7 лет

дополнительная общеразвивающая программа

направление: социально-педагогическое

срок реализации: 4 года

Составитель:

Котова Наталья Георгиевна,

воспитатель

Юрга, 2017

Оглавление

Пояснительная записка…. 3

Учебно – тематический план….10

Содержание Программы….12

Критерии, показатели и индикаторы сформированности навыков коммуникативного развития у дошкольников…14

Литература…. 18

Пояснительная записка

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Учимся общаться“ для детей 3–7 лет» размещена в разделах

Общеизвестно, что дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования человека. Для того чтобы образование детей дошкольного возраста строилось в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, основным результатом деятельности дошкольного образовательного учреждения является совокупность ключевых компетенций. Одной из начальных ключевых компетенций, с точки зрения Л. С. Выготского, для дошкольников является общение.

По мнению А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом.

Известный педагог А. П. Усова писала, что дошкольная группа – первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они могут самостоятельно объединиться друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами.

Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина полноценное общение невозможно без коммуникативных навыков, которые формируются у человека в дошкольном возрасте, поэтому формировать их надо ещё в детстве, когда ребёнок наиболее гибок и пластичен, способен всё впитывать в себя.

Особую важность общение приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения у детей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Недавние исследования Института современных медиа (MOMRI) показали, что 71% детей в возрасте от 3 до 7 лет играет в игры и использует обучающие приложения на смартфоне или планшете. Динамика такова: в 3–4 года играют 39% детей, в 5–7 лет — 61%.

Поэтому дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

У многих детей возникают сложности в общении со сверстниками, они чувствуют себя некомфортно в группе и становятся агрессивными, неуправляемыми. Именно неумение общаться порождает у ребёнка чувство неуверенности, «ожидание неуспеха», формирование низкой самооценки. Следствием чего может возникнуть эмоциональная неустойчивость и агрессивное поведение, которое имеет нередко защитный характер.

Как обеспечить ребёнку комфортное существование в среде сверстников? Предполагается, что жизнь сама всему научит, но ведь жизнь – это, прежде всего, социальное явление. В сфере межличностных отношений, во время игры, ребёнок испытывает потребность в тепле и контакте с другим человеком. Важно помочь ребёнку осознать свою индивидуальность, основные способы общения с другими людьми, не заставлять, не давить, а помочь преодолеть стереотипы, мешающие ему жить счастливо.

Следует отметить, что сформированность коммуникативных навыков рассматривается как интегративное качество личности ребенка дошкольного возраста с четко выраженной внутренней позицией коммуникативной направленности, которая формируется в условиях специально организованного процесса ДОУ. Данный процесс ориентирован не только на наличие коммуникативных знаний и умений, но и обеспечивает мотивацию на общение. В этом случае сформированность коммуникативных навыков представляется планируемым итоговым результатом освоения детьми дошкольного возраста образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в соответствии с федеральными государственными требованиями к ее структуре).

Для формирования коммуникативных навыков у дошкольников разработана дополнительная общеразвивающая программы «Учимся общаться».

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Она определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей и направлена на формирование благоприятного эмоционального развития ребёнка, на коррекцию его поведения и вовлечение в социальный мир отношений со сверстниками и взрослыми.

Содержание программы обеспечивает развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Новизна Программы заключается :

- в системно - деятельном подходе, который создает основу для успешного усвоения воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности дошкольников их возрасту и индивидуальным особенностям, развиваемым в различных видах игрового сотрудничества.

- в поддержке инициативы детей в различных видах деятельности;

- использование IT –технологий (слайд-шоу, мультимедийных презентаций, мультфильмов, видеофрагментов, интерактивных игр – викторин).

Основной целью программы является создание условий для улучшения взаимоотношений между детьми и взрослыми; повышение осознания ребёнком в своих эмоциональных проявлениях, что обусловливает решение следующих задач:

Образовательная:

- формировать заинтересованность ребенка к самопознанию, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

- заложить основы ценностного отношения ребёнка к себе и к окружающим;

- вырабатывать у ребёнка положительные черты характера и поведения, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

- формировать представления об эмоциях человека.

Развивающая:

- развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;

- развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

Воспитывающая:

- воспитывать заботливое отношение к сверстникам, близким, учить понимать их настроение.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, демонстрация, игровые ситуации, этюды, моделирование и анализ заданных ситуаций, информационно-коммуникационные технологии.

Принципами построения Программы являются :

1. Принцип системности – проводимые мероприятия проводятся не от случая к случаю, а в системе.

2. Принцип позитивности – создание поддерживающей доброжелательной атмосферы помощи и сотрудничества.

3. Принцип взаимодействия детского сада и семьи – направлен на формирование коммуникативных навыков.

4. Принцип гуманизации, который представляет собой процесс, направленный на развитие личности ребенка как субъекта творческой деятельности. Суть гуманизации состоит в очеловечивании всех знаний, полученных ребенком, в важности и необходимости для развития каждого человека. Гуманизация составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и детей, предполагающую установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений, направленных на сохранение социально-эмоционального здоровья ребенка.

5. Принцип интеграции всех процессов образовательного пространства – обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, индивидуального и совместного пространства, что обеспечивает уравновешенность и стабильность пространства.

6. Принцип диалогичности реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культур, внутренний диалог ребенка со своим «Я», диалог искусств и т. п.

7. Принцип ориентации на зону ближайшего развития, включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом усвоения ребенком, обеспечения доступного для него уровня трудности в освоении образования, построения с каждым воспитанником индивидуальных зон его личностного развития.

8. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и способах действования, в дальнейшем применении результата данного действования и самооценке.

9. Принцип индивидуализации, проявляющийся в проектировании индивидуального пространства развития ребенка, где происходит его рефлексия, создается собственная «Я-концепция». Реализация этого принципа требует как глубокого изучения особенностей детей, так и создания управляемой системы форм и методов индивидуального развития.

10. Принцип результативности предполагает создание сплочённого коллектива дошкольников на основе взаимопомощи, доверия и бережного отношения друг к другу и близким.

Программа «Учимся общаться» составлена на основе программы И. А. Пазухиной «Давайте поиграем!» и состоит из четырё х блоков: «Я и Я», «Я и другие», «Я и взрослые», «Я и культура общения».

Содержание программы рассчитано на детей 3-7 лет. Организованная образовательная деятельность организуется в младшей и средней группах 2 раза в месяц во второй половине дня, в год – 14 занятий. В старшей и подготовительных группах 1 раз в неделю, в месяц – 4 раза, в год – 28. Требования к ней представлены в приложении 1. В приложении 2 – характеристика предметно-развивающей среды формирования социально – коммуникативного развития.

Педагогический анализ сформированности коммуникативных навыков дошкольников осуществляется на основе критериев и с помощью специально подобранных диагностических методик, рекомендованных Дыбиной (приложение 3).

Формирование коммуникативных навыков реализуются через такие формы:

- двигательная (подвижные игры, игровые упражнения, соревнования, досуги, спортивные игры и упражнения;

- игровая (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, создание игровой ситуации, пальчиковые игры, театрализованные игры);

- продуктивная (мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, детский дизайн, выставки);

- познавательно – исследовательская (наблюдение, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, исследование, конструирование)

- коммуникативная форма (беседа, речевая ситуация, этюды, постановки, игры и игровые ситуации);

- восприятие художественной литературы (чтение, обсуждение, заучивание, рассказывание, викторины, КВН).

Методы и средства реализации программы :

- словесные методы (рассказ, объяснения, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение);

- наглядные методы (наблюдение; опорные картинки, схемы, мнемотаблицы, карточки – символы, реальные предметы);

- практические методы (упражнения, практические работы, деловые игры).

Ожидаемые результаты освоения Программы

Возраст 3-4 года:

- знает имена детей в группе;

- знает в процессе общения и познания окружающего мира для чего нужны глаза, нос, уши, рот;

- знает названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, интерес);

- знает состав своей семьи;

- знает, как можно проявлять заботу и выражать свою любовь по отношению к маме и другим членам семьи;

Возраст 4-5 года:

- знает основные правила этикета;

- отмечает свои индивидуальные особенности (внешность, походка, лицо, пол);

- взаимодействует друг с другом в процессе игрового общения;

- опознаёт с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих;

- правильно выражает свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;

- оказывает помощь друг другу в игре и совместной деятельности;

- различает эмоции по схемам-пиктограммам;

- передаёт заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;

- употребляет в речи «волшебные» слова;

- правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).

Возраст 5-6 лет:

- может объяснить имена некоторых сказочных персонажей;

- знает важность различных профессий (на примере родителей);

- понимает, какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими, и какие недостатки этому общению мешают.

Возраст 6-7 лет:

- знают, что означают их имена;

- знает, что такое «мужественность» и «женственность», понимает особенности общения с партнерами противоположного пола;

- об относительности в оценке чувств;

- знает о связи и взаимозависимости человека и животного;

- знает историю собственной семьи;

- умеет высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;

- умеет оказывать помощь другим детям в трудной ситуации.

Учебно - тематический план

блока

Содержание программы

Объём учебной нагрузки

Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

1. «Я и Я» 4 4 6 6

2. «Я и другие» 3 3 9 9

3. «Я и взрослые» 2 3 6 6

4. «Я и культура общения» 5 4 7 7

Итого 14 14 28 28

Темы для младшей группы:

1. «Я и Я» : «Моё имя», «Кто такой «Я», «Я хочу», «Я могу».

2. «Я и другие» : «Плохо быть одному», «Мы разные», «Говорим руками и телом».

3. «Я и взрослые» : «Всё начинается с мамы», «Дружная семья».

4. «Я и культура общения» : «Секрет волшебных слов», «Мы поссоримся и помиримся», «Давай поговорим», «Что такое «хорошо» и что такое «плохо», «В гостях у сказки».

Темы для средней группы:

1. «Я и Я» : «Мои умные помощники», «Мои игрушки», «Мои любимые сказки», «Моё настроение».

2. «Я и другие» : «Мы веселимся, смеёмся, играем», «Помогаем друг другу», «Мальчики и девочки».

3. «Я и взрослые» : «Маленький помощник», «Я в детском саду», «Мои друзья».

4. «Я и культура общения» : «Наши добрые дела», «Гости», «Урок общения», «Праздник мыльных пузырей».

В старшей и подготовительных группах, проходят одну и ту же тему, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется.

1. «Я и Я» : «Тайна моего имени» (2 часа, «Автопортрет», «Мой внутренний мир», «Мой любимый сказочный герой» (2 часа).

2. «Я и другие» : «Мы так похожи» (2 часа, «Мы такие разные» (2 часа, «Язык жестов и движений» (2 часа, «Давайте жить дружно» (2 часа, «Мальчики и девочки»

3. «Я и взрослые» : «Радость», «Удивление», «Страх», «Гнев», «Интерес», «Наши эмоции».

4. «Я и культура общения» : «Мой ласковый и нежный зверь» (2 часа, «Общение с животным», «С кем я живу», «Правила домашнего этикета», «Путешествие в сказку», «Я знаю, я умею, я могу».

Содержание Программы

1. «Я и Я». В этом блоке собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребёнком самого себя, своей индивидуальности, развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол, свои мышечные и эмоциональные ощущения.

2. «Я и другие». В этом блоке представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей. Игры, на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу. Игры, на развитие языка жестов, мимики и пантомимики. На понимание того, что кроме речевого общения существуют и другие средства общения.

3. «Я и взрослые». Собраны игры, направленные на развитие у ребёнка способности ценить общение с родными и окружающими взрослыми, которое приносит массу радостных переживаний. Игры, на развитие чувства доверия и привязанности к близким, на развитие способности понимать эмоциональное состояние взрослых и умение предлагать им посильную помощь.

4. «Я и культура общения». Состоит из игр и упражнений, направленных на формирование у детей норм социального поведения, умения договориться друг с другом и учитывать обоюдные интересы; на развитие способности к совместным действиям и умения общаться, взаимодействовать с людьми на основе морали, доброты, сочувствия.

Критерии, показатели и индикаторы сформированности навыков коммуникативного развития у дошкольников

Критерии Показатели Индикаторы

Когнитивный Объём, глубина, осознанность знаний об общении. Представление об особенностях общения между сверстниками и взрослыми, о нормах и правилах поведения.

Эмпатийно-мотивационный Эмоциональное отношение к сверстнику, взрослому. Умение устанавливать эмоциональный контакт в процессе общения, умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого, рассказать о нём и учитывать его в процессе общения; умения регулировать свои эмоциональные проявления; умение выслушать мнение другого человека, с уважением относиться к его мнению; проявления инициативы в общении со сверстниками

Деятельностный Умение получать необходимую информацию в общении; умение вести простой диалог со сверстниками и взрослыми; умение спокойно отстаивать своё мнение, соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; умение спокойно реагировать в конфликтных ситуациях и решать их самостоятельно или при помощи взрослого; умение договариваться в процессе деятельности. Регуляция собственного поведения в соответствии с нормами и правилами; оценка поступков своих и других.

В соответствии с данными критериями определены три уровня сформированности коммуникативного развития: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень характеризуется тем, что ребёнок самостоятельно правильно определяет эмоциональные состояния сверстников, героев мультфильмов и взрослых людей; объясняет их причину и делает прогнозы дельнейшего развития ситуации. Охотно выполняет задания, направленные на получения необходимой информации в общении. При выполнении задания может самостоятельно сформулировать 3-4 развёрнутых вопроса. Способен поддерживать простой диалог со взрослыми и детьми. Умеет выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивает своё мнение. Часто проявляет инициативу в общении, принимает на себя функцию организатора игр, может вносить свои предложения по распределению обязанностей в игре. При этом, проявляет умение выслушать партнёра и согласовать с ним свои предложения и действия. Способен уступить партнёру по игре или, наоборот, убедить его, если этого требуют правила игры; оказывает взаимопомощь, может обратиться в случае затруднения за помощью к взрослому или сверстнику. Ребёнок не провоцирует конфликт, в сложившейся конфликтной ситуации, старается найти справедливое решение, либо обратиться ко взрослому за помощью в решении. Умеет не только согласовывать коммуникативные действия, но и корректировать их.

Средний уровень коммуникативных умений характеризуется тем, что ребёнок при определении эмоционального состояния сверстников, героев мультфильмов и взрослых людей иногда затрудняется и справляется, в основном, при помощи взрослого; не всегда может объяснить причину того или иного эмоционального состояния другого человека. Охотно выполняет задания, направленные на получение необходимой информации в общении. При выполнении задания часто затрудняется, но не обращается за помощью ко взрослому. При подсказке взрослого ребёнок формулирует 2-3 коротких вопроса, не соблюдая логику интервью. Ребёнок отличается положительной активностью в общении, которая часто зависит от его настроения. Ребёнок недостаточно инициативен, часто принимает предложения более активного сверстника, однако может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением; знает нормы организаторского взаимодействия, но может их нарушать. Ребёнок замечает затруднения сверстников, но не всегда оказывает помощь; помощь взрослого принимает, но самостоятельно за ней не обращается. Ребёнок не провоцирует конфликт, но инициативы по его разрешению не проявляет: идёт на уступки, не отстаивает своё мнение; свои желания подчиняет интересам других людей.

Низкий уровень коммуникативных умений характеризуется тем, что ребёнок не учитывает эмоциональное состояние другого человека при взаимодействии с ним, затрудняется при определении эмоциональных состояний, изображённых на картинках людей; не может объяснить их причину и предложить дальнейшее развитие ситуации. Затрудняется при выполнении задания, направленного на получение необходимой информации в общении. Не справляется с заданием даже при помощи взрослого либо отказывается от выполнения. Не старается вступать в общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желания; либо проявляет отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями: не учитывает желание сверстников, настаивает на своём. Ребёнок не знает норм организаторского взаимодействия или не соотносит необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляет равнодушие к сверстникам, либо неспособность оказывать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказывается. Ребёнок провоцирует конфликт, не учитывает интересы других детей, не способен спокойно высказывать своё мнение, к помощи взрослого не прибегает.

Литература

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет [Текст] : учебное пособие / А. Г. Арушанова -М., «Мозаика-Синтез», 1999.

2. Антонова Т. В., Рояк А. А., Година Г. Н. Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений [Текст] / Т. В. Антонова, А. А. Рояк, Г. Н. Година / Дошкольное воспитание. -1991, № 4-С. 42-46.

3. Ашиков В. Азбука мира [Текст] / В. Ашиков Дошкольное воспитание. -2004, 310-С. 48-53.

4. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Ёлкина Н. В. и др. [ Текст] / В. Н. Белкина, Н. Н. Васильева, Н. В. Ёлкина / Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и детям. -Ярославль, «Академия развития», 1998.

5. Белобрыкина О. А. Речь и общение[Текст] : учебное пособие/О. А. Белобрыкина. -Ярославль, «Академия развития», 1998.

6. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М., «Просвещение», 1991.

7. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Весёлые этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка) [Текст] Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина / Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1997.

8. Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем. (Развитие общей моторики)[Текст]/ М. Г. Борисенко, Т. А. Датешидзе, Н. А. Лукина – СПб., «Паритет», 2002.

9. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют. (Развитие мелкой моторики) [Текст] / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина - СПб., «Паритет», 2002.

10. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Учимся понимать друг друга [Текст] : учебное пособие / C. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. - М., «Библиотека Ильи Резника», «Олма-Пресс», 2002.

11. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада [Текст] /В. В. Гербова //.-М., «Просвещение», 1989.

12. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] : Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. - Ярославль, «Академия развития», 1997.

13. Князева О. Л., Стеркина Р. Б Я, ты, мы [Текст] : Учебно-методическое пособие по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. -М., «Дрофа», «ДИК», 1999.

14. Крюкова С. В. Здравствуй, я сам! 3-6 лет [Текст] : Тренинговая программа работы с детьми / С. В. Крюкова. -М., «Генезис», 2002.

15. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь [Текст]/ С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник// Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. -М., «Генезис», 1999.

16. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н. Л. Кряжева / Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль, «Академия развития»,1997.

17. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] : учебное пособие для преподавателей / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина – СПб., «Речь», 2000.

18. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом [ Текст] учебное пособие для педагогов / А. И. Моксаков, Г. А. Тумакова -М., «Просвещение», 1983.

19. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников [Текст] : учебное пособие / В. М. Минаева /.-М., «Аркти», 2000.

20. Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками, младшими школьниками [Текст] : учебное пособие / С. О. Николаева -М., Гуманит. Изд. центр «Владос», 1999

21. Пазухина И. А. Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет [Текст] :Пособие – конспект для практических работников ДОУ / И. А. Пазухина, Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008

22. Хухлаева О. В. Лесенка радости [ Текст] : учебное пособие / О. В. Хухлаева / -М., Совершенство», 1998.

23. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения : Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей 3-6 лет) [Текст] : учебное пособие / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова /.-СПб., «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2000.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная-дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста Представляю презентацию дополнительной образовательной – дополнительной общеразвивающей программы по робототехнике для детей дошкольного.

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая программа «Техно-детки» «ТЕХНО-ДЕТКИ» Дополнительная образовательная – дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 4–5 лет «Театр» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр» для детей 4 – 5 лет муниципального автономного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа мяча» для детей старшего дошкольного возраста Данная Программа будет доступна по ссылке: https://drive.google.com/open?id=1bGvoq9NczhJDOK6fsXJ-MAXCOhxgpBJI Программа дополнительного.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей от 3 до 5 лет «Пластилинчик» Пояснительная записка В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных.

Дополнительная общеразвивающая программа «Говорушки-топотушки» для детей 5–7 лет .

Дополнительная общеразвивающая программа «Игровой калейдоскоп «Умнички»» для детей 3–4 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №135» муниципального образования города.

Дополнительная общеразвивающая программа «Подвижные игры» для детей школьного возраста Дополнительная общеразвивающая программа «Подвижные игры» для детей школьного возраста Кузякина Н. В., педагог дополнительного образования.

Дополнительная общеразвивающая программа «Настольный теннис» для детей школьного возраста Кузякина Н. В., педагог дополнительного образования МБУДО «Итатский детско- юношеский центр» Тяжинского муниципального района Кемеровской.

Дополнительная общеразвивающая программа по английскому языку «Эй-би-си» для детей 4–6 лет ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1411» ДО №1327 «Согласовано».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «Учимся общаться» для детей 3–7 лет
Опубликовано: 10 июня 2019 в 14:12
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД