Получи документы

Дополнительная общеразвивающая программа «Говорушки-топотушки» для детей 5–7 лет

Наташа Васильева
Дополнительная общеразвивающая программа «Говорушки-топотушки» для детей 5–7 лет

Содержание

Пояснительная записка….…3

Учебно-тематический план…. …9

Содержание программы…. 11

Диагностический инструментарий….16

Информационно-методическое обеспечение….…20

Приложение №1…23

Приложение №1…37

Приложение №1…52

Приложение №1…54

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья: умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность ребенка. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движение становится его потребностью.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Говорушки-топотушки“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствуют изменению мотивации образовательной деятельности у детей дошкольного возраста, снижают их творческую активность, замедляют физическое и психическое развитие, вызывают отклонения в социальном поведении, а так же в развитии речи.

У детей с нарушением речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам: по развитию физических качеств (низкий уровень ловкости и быстроты, степени сформированности двигательных навыков (отсутствие автоматизации движений и слабая обучаемость, что сопряжено с низким уровнем развития когнитивных процессов. В этой связи динамические паузы, дыхательные упражнения, пальчиковый игротренинг, подвижные игры, речедвигательные игры и упражнения способствуют не только развитию двигательных способностей, но и развитию речи, эмоционально-волевой сферы и психических процессов. Поэтому появилась необходимость в написании дополнительной общеразвивающей программы «Говорушки - топатушки».

Дополнительная общеразвивающая программа «Говорушки - топатушки» (далее – Программа) составлена для детей 5-7 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения. Материал программы используется на занятиях по физической культуре, развитию речи, ознакомлению с

окружающим миром, с предметным социальным окружением, ознакомление с природой, а так же в режимных моментах. Мониторинг проверки овладения детьми содержанием Программы проводится 2 раза в год (сентябрь – 1, 2 неделя и май – 3,4 неделя)

Программа разработана в соответствии:

с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)

с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155) (далее – ФГОС ДО)

с СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

с Положением о дополнительной общеразвивающей программе МАДОУ № 9

За основу взята методика, разработанная на основе экспериментальной авторской технологии «Речедвигательная ритмика» А. Я. Мухиной

Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. Основными звеньями речедвигательной ритмики являются: развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие произвольного внимания.

Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов.

Цель: совершенствование физического и психического развития детей дошкольного возраста через речедвигательные игры и упражнения.

Задачи:

-развивать координацию между словом и движением, формировать чувства темпа, ритма;

-развивать правильное дыхание, силу воздушной струи;

-стимулировать речевое развитие, обогащать словарный запас;

-развивать когнитивную сферу;

-развивать слуховое внимание;

-формировать способность преодолевать трудности;

-развивать эмоциональную отзывчивость, «творческое Я» ребёнка;

-развивать навыки общения и взаимодействия детей в коллективе;

-развивать двигательную активность, мышечный тонус, мелкую моторику пальцев рук, тактильную чувствительность.

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

-принцип коммуникативной направленности – необходимость выстроить ситуацию общения: обеспечить многократность и новизну приемов работы с материалом, участие каждого ребенка в общении, благоприятные условия для общения;

-принцип развивающего обучения – ориентация на развитие физических, познавательных и нравственных способностей обучающихся путем использования их потенциальных возможностей;

-принцип повторности – заключается в повторении упражнений с целью закрепления результатов;

-принцип наглядности – предусматривает непосредственный показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания и запоминания материала;

-принцип активности – предполагает целенаправленное активное восприятие изучаемых явлений, их осмысление, творческая переработка и применение;

-принцип учета возрастных особенностей – предусматривает знание уровней актуального психического и личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых;

-принцип поощрения - обязательное использование всевозможных средств поощрения, как вербальных, так и материальных;

-принцип систематичности - систематичность и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса обучения.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата – развитие речедвигательных процессов.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках Программы стали:

-системно – деятельностный подход, обеспечивающий возможности детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирующий умение рефлексировать. Данный подход нацелен на формирование развитой личности, помогает раскрепостить детей, развивать у них самостоятельность, двигательную активность, память, мышление;

-гуманитарный подход предполагает обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов; удовлетворение его потребностей, т. е. становление в каждом ребенке субъективности;

-возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др., а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей

-индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания.

-коммуникативный подход построен на имитации подлинной речи, на попытке действовать в воображаемых обстоятельствах, разыграть роль в какой-либо ситуации.

Развивающая предметно-пространственная среда соответсвует требованиям ФГОС ДО и обеспечивает:

-реализацию Программы;

-учет возрастных особенностей детей.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей

и содержанию Программы.

Для реализации программы в группе организован физкультурный уголок в соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно пространственная среда. Физкультурный уголок содержит: нетрадиционное спортивное оборудование (бильбоке из пластиковых бутылок, массажные дорожки, бросовый материал для массажа и захватывания пальцами ног); традиционное оборудование (ленточки разных цветов, султанчики, мячи для метания, мячи ежи, массажные мячики СУ ДЖОК, скакалки, кегли, обручи). Дети в свободное время, отведенное для самостоятельной игровой деятельности, могут заглянуть в физкультурный уголок, поиграть в ту или иную игру, Созданная доступная и безопасная среда обеспечивает игровую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.

Планируемые результаты:

-сосредотачиваться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу.

-проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения.

-расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.

-владеть достаточным словарным запасом по лексическим темам.

-обладать достаточной подвижностью артикуляционного аппарата.

-способность выполнять оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела.

-умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.

-координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений.

Учебно-тематический план

Первый год обучения, старшая группа

Месяц № занятия Тема

Сентябрь 1,2 Диагностика

3 Огород

4 Фруктовый сад

Октябрь 5 Осень золотая

6 Лес, ягоды, грибы

7 Хлеб всему голова

8 Я и моя семья

Ноябрь 9 Наш город

10 Посуда

11 Мебель

12 Игрушки

Декарь 13 Зимушка-хрустальная

14 Дикие животные, крылатые друзья

15 Зверье мое – домашние животные

16 Новогодние чудеса

Январь 17 Зимние забавы

18 Правила дорожного движения

19 Одежда

Февраль 20 Транспорт

21 Профессии

22 День защитника Отечества

23 Обувь

Март 24 Комнатные растения

25 Обитатели морей и океанов

26 Весна

27 Весенние сельскохозяйственные работы

Апрель 28 Будь здоров

29 Космическое путешествие

30 Почта

31 Пасха

Май 32 Насекомые

33,34 Диагностика

Второй год обучения, подготовительная группа

Месяц № занятия Тема

Сентябрь 1,2 Диагностика

3 Огород

4 Фруктовый сад

Октябрь 5 Осень золотая

6 Лес, ягоды, грибы

7 Хлеб всему голова

8 Я и моя семья

Ноябрь 9 Наш город

10 Посуда

11 Мебель, электроприборы

12 Игрушки

Декарь 13 Зимушка-хрустальная

14 Дикие животные

15 Зверье мое – домашние животные

16 Новогодние чудеса

Январь 17 Зимние забавы

18 Правила дорожного движения

19 Одежда

Февраль 20 Транспорт

21 Профессии

22 День защитника Отечества

23 Обувь

Март 24 Мамин праздник

25 Обитатели морей и океанов

26 Весна

27 Комнатные растения

Апрель 28 Будь здоров

29 Космическое путешествие

30 Перелетные, водоплавающие птицы

31 Орудия труда, инструменты

Май 32 Лето

33,34 Диагностика

Содержание программы

Первый год обучения, старшая группа

Тема № занятия Содержание занятий

сетябрь Диагностика 1,2 Диагностические задания

Огород 3 Пг «Хозяйка однажды с базара пришла»

РДУ «Овощи»

М «Зеленеет лук»

Фруктовый сад 4 Пг «Компот»

РДУ «Ежик и барабан»

М «Где ты дождик побывал»

октябрь Осень золотая 5 Пг «Вышел дождик погулять»

РДУ «Дождик»

Х/и «Яблоня»

Лес, ягоды, грибы 6 Пг «За ягодами»

РДУ «По ягоды»

П/и «Ягода-малинка»

М «Медведюшка»

Хлеб всему голова 7 Пг «Каша»

П/и «Золотая рожь»

М «Пироги»

Я и моя семья 8 Пг «Семья»

РДУ «Мы веселые милашки»

М «Дедушка Егор»

ноябрь Наш город 9 Пг «Правила поведения в городе»

РДУ «На закате тучки тают»

М «Дождик бегает по крыши»

Посуда 10 Пг «Помощники»

РДУ «Посуда»

Мебель 11 Пг «Много мебели в квартире»

РДУ «Мебель»

Игрушки 12 Пг «Игрушки»

РДУ «Мячик мой»

П/и «Лошадка»

декабрь Зимушка-хрустальная 13 Пг «Пирог»

РДУ «Снегири»

Дикие животные, крылатые друзья 14 Пг «Ежик»

РДУ «Маленький кролик»

П/и «Воробей»

М «Ежик»

Зверье мое – домашние животные 15 Пг «Буренушка»

РДУ «Как мы поили телят»

М «Утка и кот»

Новогодние чудеса 16 Пг «На елочке»

РДУ «Снеговик»

январь Зимние забавы 17 Пг «Снежок»

РДУ «Снежная баба»

Правила дорожного движения 18 Пг «Есть игрушки у меня»

РДУ «Машины»

Одежда 19 Пг «Аленка»

РДУ «Помощники»

февраль Транспорт 20 Пг «Транспорт»

РДУ «Летчик»

М «Паровоз»

Профессии 21 Пг «Наперсток»

РДУ «Маляры»

М «Плотник»

День защитника Отечества 22 Пг «Наша армия»

РДУ «Самолет» «Теплоход»

М «Часовой»

Обувь 23 Пг «Новые кроссовки»

РДУ «Ботнки»

М «Башмачки»

март Комнатные растения 24 Пг «Наши алые цветки»

РДУ «На окне в горшочках»

М «Вышиваю я цветок»

Обитатели морей и океанов 25 Пг «Рыбки»

РДУ «Аквариум»

М «Черепаха»

Весна 26 Пг «Весна»

РДУ «Клен»

Весенние сельскохозяйственные работы 27 Пг «Репка»

РДУ «Грядка»

апрель Будь здоров 28 Пг «Если хочешь быть здоров - закаляйся»

РДУ «Мы решили закаляться»

М «Наши спинки»

Космическое путешествие 29 «Звездочет»

РДУ «Ракета»

Почта 30 Пг «Что принес нам почтальон»

Пасха 31 Пг «Золотая звездочка»

РДУ «Где петушок носит гребешок?»

М «Петух»

май Насекомые 32 Пг «Пчела»

РДУ «Гусеница»

М «Прогулка»

Животные жарких стран 33 Пг «В саванне»

РДУ «Где обедал воробей»

Диагностика 34,35 Диагностические задания

Второй год обучения, подготовительная группа

Тема № занятия Содержание занятий

сетябрь Диагностика 1,2 Диагностические задания

Огород 3 Пг «В нашем огороде»

РДУ «Капуста»

П/и «Овощи»

Фруктовый сад 4 Пг «Апельсин»

РДУ «Садовник»

Х/и «В саду»

октябрь Осень золотая 5 Пг «Осень»

РДУ «Дождик»

Лес, ягоды, грибы 6 Пг «Грибы»

РДУ «Где вы были?»

М «Лес зеленый»

Хлеб всему голова 7 Пг «Хлеб»

П/и «Каша в поле росла»

М «Белый мельник»

Я и моя семья 8 Пг «Как у нас семья большая»

РДУ «Старый дом»

Игра «Моя семья»

М «Вот какая борода»

ноябрь Наш город 9 Пг «Я по городу хожу»

РДУ «Мой район»

Х/и «Береза»

Посуда 10 Пг «Машина каша»

РДУ «Посуда»

Мебель, электроприборы 11 Пг «Наша квартира»

РДУ «Чайник»

Игрушки 12 Пг «У Антошки есть игрушки»

РДУ «Непослушная неваляшка»

П/и «Лошадка»

декабрь Зимушка-хрустальная 13 Пг «Зима»

РДУ «Снег»

Дикие животные 14 Пг «Есть у каждого свой дом»

РДУ «На водопой»

М «Зайчишка»

Зверье мое – домашние животные 15 Пг «Котенок - шалун»

РДУ «Игра в стадо»

П/и «Козочка»

Новогодние чудеса 16 Пг «Подарок»

РДУ «Новый год»

январь Зимние забавы 17 Пг «Лепим мы из снега ком»

РДУ «Зимние забавы»

Правила дорожного движения 18 Пг «Дорожных правил очень много»

РДУ «На шоссе»

Одежда 19 Пг «Ботинки»

РДУ «Помощники»

февраль Транспорт 20 Пг «Будем транспорт мы считать»

РДУ «Шофер»

Игра «Строители»

Профессии 21 Пг «Много есть профессий знатных»

РДУ «Маляры»

День защитника Отечества 22 Пг «Аты, баты – аты, баты!»

РДУ «Мы пока еще ребята»

Игра «Летчик»

Обувь 23 Пг «Обувь»

РДУ «Обуемся»

М «Валенки»

март Мамин праздник 24 Пг «Мамин праздник»

РДУ «Мама»

П/и «Подарок маме»

Обитатели морей и океанов 25 Пг «Акула»

РДУ «Летучая рыба»

П/и «На речке»

Весна 26 Пг «Капель»

РДУ «Весна, весна красная!»

Комнатные растения 27 Пг «Колокольчики»

РДУ «Цветочный хоровод»

апрель Будь здоров 28 Пг «Пошли пальчики гулять»

РДУ «Юные спортсмены»

М «Ладошки»

Космическое путешествие 29 Пг «Солнце – яркая звезда»

РДУ «Космонавты»

Перелетные, водоплавающие птицы 30 Пг «Птички»

РДУ «Дрозд - Дроздок»

М «Гусь»

Орудия труда, инструменты 31 Пг «Наперсток»

РДУ «Старый клен»

май Насекомые 32 Пг «Пчела»

Игра «Жук»

М «Божьи коровки»

Лето 33 Пг «С добрым утром»

РДУ «В поле я гуляю»

П/и «Васильки»

Диагностика 34,35 Диагностические задания

Диагностический инструментарий

Обследование уровня моторного развития детей 5-6 лет

(инструкция к проведению)

Состояние общей моторики.

1. Пробежать, проскакать на обеих ногах, на одной ноге по заданию от стола к окну и др.

2. Остановиться по сигналу после пробежки.

3. Бросить мяч педагогу и в ответном броске поймать.

4. Руки с флажками вперед, назад, вверх, вниз (по слову педагога).

Состояние мелкой моторики.

1. «Игра на рояле» пальцами.

2. Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой).

3. Чередование движений: правая рука – ладонь, левая – кулак, далее – наоборот.

4. «Пальчики здороваются» (на одной руке: все пальчики поочередно – с

большим, пальцы правой и левой рук – друг с другом).

Восприятие и воспроизведение ритма

1. 1-й элемент: - -. -

2. 2-й элемент: -. - -

Обследование уровня моторного развития детей 6-7 лет

(инструкция к проведению)

Состояние общей моторики.

1. Присесть, покатать мяч на полу от руки к руке.

2. Ударять мяч ладонью об пол под счет до пяти.

3. Завязать ленту узлом, бантом.

4. Прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из него.

Состояние мелкой моторики.

1. «Игра на рояле» пальцами.

2. Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой).

3. Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее наоборот.

4. «Пальчики здороваются» (на одной руке: все пальчики поочередно – с

большим, пальцы правой и левой рук – друг с другом).

Восприятие и воспроизведение ритма

1. 1-й элемент: - -. -

2. 2-й элемент: -. - - -

При реализации программы осуществляется оценка развития детей в рамках педагогической диагностики, в форме итоговых занятий и индивидуальной работы.

Диагностика проводится 2 раза в год. Сроки проведения мониторинга: сентябрь – 1,2 неделя и май – 3,4 неделя.

Педагогическая диагностика проводится в соответствии с программой обучения дошкольников «Речедвигательная ритмика» автор А. Я. Мухиной.

Уровень овладения

Высокий

(80-100%) Средний

(50-79%) Низкий

(49-20%)

Ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская незначительные ошибки. Имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий. Задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.

Информационно-методическое обеспечение

Методическое обеспечение образовательной деятельности

Группа в МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №9» оборудована мебелью (детские стулья, столы для выполнения творческих заданий, физкультурный уголок).

В группе имеются следующие развивающие материалы и пособия:

нетрадиционное спортивное оборудование (бильбоке из пластиковых бутылок, массажные дорожки, бросовый материал для массажа и захватывания пальцами ног); традиционное оборудование (ленточки разных цветов, султанчики, мячи для метания, мячи ежи, массажные мячики СУ ДЖОК, скакалки, кегли, обручи).

Материально-технические ресурсы.

Наличие оснащенной материально-технической базы ДОУ мультимедийный проектор и экран, ноутбук, компьютер. Имеются компьютерные программы, наглядно-демонстрационный материал.

Учебно-методические ресурсы.

Систематизировано содержание непосредственно - образовательной деятельности по обучению речедвигательным упражнениям со старшими дошкольниками, разработано тематическое, перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности по обучению для старших и подготовительных групп составленные с учетом ФГОС.

Список используемых сокращений:

Пг – пальчиковая гимнастика;

РДУ – речедвигательное упражнение;

Х/и – хороводная игра;

П/и – подвижная игра.

Методическое обеспечение образовательной деятельности

1. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. [Текст] / авт. - Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М. :ТЦ Сфера, 2005. - 20– с. – (Логопед в ДОУ).

2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] / авт. - Волкова Г. А. Логопедическая ритмика МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1985, 184с.

3Алябьева А. В. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения [Текст] / авт. - Алябьева Е. А. А60 Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2006. — 64 с. (Логопед в ДОУ). ISBN 5-89144-514-Х

4. Картушина М. Ю. К21 Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.

5Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - СПб. : Изд-во СП6ХХ1 век, 1998.

6. Лопухина И. С. Ритм, речь, ритм, движение [Текст] / авт. - Лопухина И. С. Ритм, речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. - СПб. : Дельта, 1997. – 256с., ил.

7. Гринер В. А. Логопедическая ритмика [Текст] / авт. - Гринер В. А. Логопедическая ритмика. -М. : Учпедгиз, 1958.

https://freedocs.xyz/pdf-360813486 А. Я. МУХИНА Речедвигательная ритмика.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная-дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста Представляю презентацию дополнительной образовательной – дополнительной общеразвивающей программы по робототехнике для детей дошкольного.

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая программа «Техно-детки» «ТЕХНО-ДЕТКИ» Дополнительная образовательная – дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 4–5 лет «Театр» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр» для детей 4 – 5 лет муниципального автономного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа мяча» для детей старшего дошкольного возраста Данная Программа будет доступна по ссылке: https://drive.google.com/open?id=1bGvoq9NczhJDOK6fsXJ-MAXCOhxgpBJI Программа дополнительного.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей от 3 до 5 лет «Пластилинчик» Пояснительная записка В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных.

Дополнительная общеразвивающая программа «Игровой калейдоскоп «Умнички»» для детей 3–4 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №135» муниципального образования города.

Дополнительная общеразвивающая программа по техническому моделированию для детей 6–7 лет «Умелые ручки» Введение. Дополнительная общеразвивающая программа по техническому моделированию «Умелые ручки» составлена на основе реализации творческих.

Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «Я познаю английский». Блок для детей 4–5 лет Устинова Евгения Михайловна педагог организатор Муниципального бюджетного Дошкольного образовательного учреждения «Детский сад№8.

Дополнительная общеразвивающая программа «Настольный теннис» для детей школьного возраста Кузякина Н. В., педагог дополнительного образования МБУДО «Итатский детско- юношеский центр» Тяжинского муниципального района Кемеровской.

Дополнительная общеразвивающая программа по английскому языку «Эй-би-си» для детей 4–6 лет ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1411» ДО №1327 «Согласовано».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «Говорушки-топотушки» для детей 5–7 лет
Опубликовано: 21 апреля 2019 в 19:10
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД