Дополнительная общеразвивающая программа по техническому моделированию для детей 6–7 лет «Умелые ручки»

Татьяна Пятлина
Дополнительная общеразвивающая программа по техническому моделированию для детей 6–7 лет «Умелые ручки»

Введение.

Дополнительная общеразвивающая программа по техническому моделированию «Умелые ручки» составлена на основе реализации творческих способностей детей с помощью конструктивно-моделирующей деятельности. Данная программа по содержательной и тематической направленности является технической. Она направлена на развитие мотивации к познанию и творчеству.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольной организации. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от

17 октября 2013 года N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» включена конструктивно-модельная деятельность детей дошкольного возраста.

В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» выделена задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Данная программа, техническое моделирование, объединяет в себе конструирование из различных видов конструктора, создание поделок из различных материалов, что и позволяет ребёнку реализовать свои творческие способности.

Содержание программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ:

полноценное проживание ребенком всех этапов детства (в данном случае старшего дошкольного возраста, обогащение детского развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество ДОУ с семьей;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности.

Представленная программа по начально – техническому моделированию с детьми 6-7 лет обеспечивает преемственность с примерными основными образовательными программами начального образования.

Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста.

Актуальность

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка.

Одним из видов детской деятельности и развивающего обучения, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является техническое моделирование.

В ДОО применяется начальное техническое моделирование, то есть такой вид моделирования, который доступен для понимания детей, восприятия ими элементарных технических схем, образцов, пространственных характеристик.

В моделировании используется простой материал: бумага, картон, пенопласт, ткань, дерево, различные виды конструкторов. Абсолютно любой и безопасный материал для детей доступный для работы.

Ведущими мотивами этого вида деятельности для дошкольников является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное вместе с тем, изделия и поделки имеют ярко – выраженное практическое применение: это игрушки, открытки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаются детьми для того, чтобы использоваться в других видах деятельности.

Изготовленные детьми модели в дальнейшем используются в игровой и театральной деятельности, дети самостоятельно обыгрывают созданные модели игрушек, проводят соревнования.

Занятия техническим моделированием благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности дошкольников – формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности.

Новизна данной программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента дошкольного образования, овладение детьми элементарными знаниями, умениями и навыками по начальному техническому моделированию.

Отличительной особенностью программы является интеграция различных видов деятельности, что способствует решению комплекса дидактических, методических и воспитательных задач. Конструирование из бумаги и других материалов сопровождается познавательными рассказами о природе, растительном и животном мире, материалах, профессиях, праздниках, известных людях, культуре и традициях разных стран. Применение игровых технологий, театрализованной деятельности в обучении дошкольников повышают интерес к занятиям творчеством, учат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития творческих способностей дошкольников, посредством занятий моделированием и конструированием из бумаги.

Конструирование и моделирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливают почву для развития технических и творческих способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности ребенка.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать из неё не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, открытки, панно для украшения интерьера и т. д.). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Конструирование способствует развитию мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение.

Детское конструирование, в силу самой его созидательно-преобразующей природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника, при правильной организации обучения обязательно носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций. Это позволяет считать детское конструирование мощным средством развития творчества у дошкольников.

Цель программы. Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе формирования навыков и умений начального технического моделирования помощью различных материалов.

Задачи:

формировать интерес к техническому моделированию;

развивать конструктивное, образное и логическое мышление, навыки работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда;

развивать умение работать в парах, в небольших подгруппах и коллективно, оценивать свои работы и работы сверстников;

воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели и аккуратность при выполнении в работе;

воспитывать патриотизм (интерес к родному краю, культуре и искусству, природе, различным видам техники).

Возраст детей, участвующих в реализации программы «Умелые ручки»: 6 – 7 лет. В данном возрасте дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно двигаться к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изобразить всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожими на реальный предмет, конструкцию, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника моделирования.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Путём складывания из бумаги в разных направлениях делать игрушки. Из природного и бросового материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных предметов.

Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им всё ещё нужна. Зарождается оценка и самооценка.

Для занятий в кружке набираются все желающие дети после предварительного опроса и подробного объяснения о том, чем они будут заниматься в кружке. Затем выбор детей согласовывается с родителями во избежание перегрузок детей (если они уже заняты в других кружках).

Состав участников кружка в течение года может меняться, т. к. дети могут потерять интерес к занятиям, или перейти в другой кружок, или в состав участников могут добавиться вновь прибывшие дети, проявившие интерес к занятиям.

Программа относится к деятельностному типу, поэтому основной формой организации являются практические занятия, а также беседы, викторины, игры-путешествия, презентации, соревнования и т. д.

Режим занятий разработан в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами.

Занятия по программе «Умелые ручки» проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 28 часов в год.

При обучении используются основные методы организации учебно-познавательной работы, которые реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Методы и приемы образовательной деятельности:

-репродуктивный, словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация,

-графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление,

- частично-поисковый;

-проектно-конструкторский (конструирование из бумаги, создание моделей,

- игры (на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-путешествие, ролевые игры, конструкторы, соревнования, викторины,

-наглядный (рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, схемы, модели, приборы, видеоматериалы, литература,

-создание творческих работ для выставки.

Ожидаемые результаты реализации программы.

К концу периода занятий дети должны знать:

- название видов конструкторов, которые используются для конструирования;

- название деталей конструкторов, их назначение и применение;

- элементарные сведения о материалах, из которых изготавливаются поделки (виды и свойства бумаги, ткани и других материалов);

- название инструментов для работы с данными материалами;

- правила безопасности во время работы с инструментами.

К концу периода занятий дети должны уметь:

- планировать и организовывать свою работу;

- конструировать с опорой на схему, или образец соответственно возрасту;

- конструировать по заданной теме (соответственно возрасту);

- конструировать по представлению (без схемы, соответственно возрасту;

- дополнять модели из конструктора по собственным задумкам;

- выполнять разметку на материале, пользуясь карандашом и линейкой, разметку деталей различной формы;

- работать по трафаретам и шаблонам;

- составлять простые узоры;

- использовать правильно инструменты;

- изготавливать с помощью воспитателя простые поделки из бумаги и картона, из природного и бросового материала, из глины и пластилина.

Результативность программы отслеживается в ходе проведения мониторинга, который предусматривает выявление уровня развития познавательных процессов.

Развитие внимания.

За ребенком ведётся наблюдение в ходе организации непосредственной образовательной деятельности.

При этом:

- на 1 этапе – удерживает внимание на 15-20 мин. ;

- на 2 этапе – удерживает внимания на 25-30 мин.

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл – критерий не проявляется;

2 балла – критерий проявляется частично;

3 балла – критерий проявляется согласно норме.

Развитие памяти.

Ребёнку предлагается рассмотреть 10-15 картинок или предметов, а затем назвать:

- на 1 этапе – 5-6 из них;

- на 2 этапе – 6-7 из них.

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл – задание не выполнено;

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Развитие восприятия.

Оценивается знание ребёнком формы, цвета и размера в соответствии с возрастом.

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл – критерий не проявляется;

2 балла – критерий проявляется частично;

3 балла – критерий проявляется согласно норме.

Развитие воображения.

Ребёнку предлагается выполнить:

- на 1 этапе – «Добавь элемент»;

- на 2 этапе – «Собери сам задуманную поделку».

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл – задание не выполнено;

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Развитие мышления.

Ребёнку предлагают выполнить ряд заданий:

- «Что сначала, что потом»?

- «Какая деталь лишняя»?

- «Какой детали не хватает»?

- «Собери макет».

- «Так бывает или нет»?

Наполняемость заданий должна соответствовать возрасту воспитанников на каждом этапе реализации программы, при этом их количество не сокращается.

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл – задание не выполнено;

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Общий уровень усвоения программы

2,45 - 3 балла – высокий уровень.

1,9 - 2,4 балла – средний уровень.

1,85 и ниже баллов – низкий уровень.

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года.

Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

Прикреплённые файлы:

programa-umelye-ruchki-pjatlina-t-n_vqdrl.pptx | 2563,16 Кб | Скачан: 8
 
Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игровая ритмика» для детей от 2 до 3 лет 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Музыка — один.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового.

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Не играй с огнем» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 11 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Дополнительная общеразвивающая программа коррекционной направленности для детей 3–4 лет «Логоритмика для малышей» Пояснительная записка Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога.

Дополнительная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 5–6 лет Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад № 4 Дополнительная общеразвивающая.

Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «Я познаю английский». Блок для детей 4–5 лет Устинова Евгения Михайловна педагог организатор Муниципального бюджетного Дошкольного образовательного учреждения «Детский сад№8.

Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга красок» для детей старшей группыДополнительная общеразвивающая программа «Радуга красок» для детей старшей группы Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть.

Дополнительная общеразвивающая программа «Ритмическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Педагогические исследования подтверждают, что дошкольники чаще всего своими любимыми занятиями называют различные.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Этикет
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа по техническому моделированию для детей 6–7 лет «Умелые ручки»
Опубликовано: 5 декабря 2018 в 18:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 июля. День пчёл на МААМ

Пчёлы живут на всех континентах нашей планеты, кроме Антарктиды. Это очень древние существа: возраст старейшей окаменелости пчелы, найденной в Азии, составляет 100 миллионов лет – ранний меловой период. С...

20 июля. Международный день шахмат

Спорт, игра, наука, искусство — все это шахматы. Эта древнейшая игра сегодня отмечает свой праздник. В этот день в 1924 году была образована международная спортивная организация ФИДЕ, объединившая всех...

Конспект занятия по рисованию «Рисование яблока ватными палочками» для детей младшего...
Цель: создание условий для развитие творческих способностей детей через знакомство с техникой рисования ватными палочками. Задачи: -овладеть техникой...
Изготовление игрушки-пособия «Улитка» в стиле Тильда
Материал может быть полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Тильда -...
Дидактическая игра по математике «Веселые крабики»
К смотру математических игр на МААМ Актуальность. Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка. В этом...