Дополнительная общеразвивающая программа «Настольный теннис» для детей школьного возраста

Надежда Кузякина
Дополнительная общеразвивающая программа «Настольный теннис» для детей школьного возраста

Кузякина Н. В., педагог дополнительного

образования МБУДО «Итатский детско-

юношеский центр» Тяжинского муниципального

района Кемеровской области

Настольный теннис – спорт,

тренировка организма, увлекательная игра

Настольный теннис – одна из самых азартных, интересных и доступных

спортивных игр, вторая по популярности в мире. Поэтому не случайно он с 1988

года вписан в реестр олимпийских и параолимпийских видов спорта.

Игра в настольный теннис практически не имеет противопоказаний, а научиться

играть может каждый, начиная с любого возраста. Она полезна и детям и взрослым!

Её даже называют бесконечным видом спорта, ведь в него можно играть всю жизнь!

Увлечённо отбивая мячик, игрок не только чувствует ни с чем несравнимое

удовольствие, но и заодно может укрепить своё физическое и психическое здоровье.

Игра способствует:

1. социализации её участников. В ходе игры ускоряется процесс их адаптации,

межличностного и территориального знакомства, выявления лидеров и аутсайдеров,

разрешаются трудности межличностного общения, снимаются конфликты и

напряжённость между людьми, создаётся благоприятный психологический климат в

группе.

2. физическому развитию её участников. Игра благотворно влияет на развитие

подвижности кистей рук, развивает мелкую моторику рук, укрепляет мышцы рук и

запястья. Она помогает увеличить скорость движения рук, развить внимание и

реакцию. Во время игры мышцы ног игрока получают хорошую нагрузку и

становятся сильнее. Так как ему приходится совершать множество ударов с высокой

скоростью, в организме постепенно вырабатывается выносливость, способность

легче переносить любые физические нагрузки. Исследования учёных показали, что

игра в настольный теннис способствует укреплению костей и развитию мышц,

повторяющиеся разнонаправленные движения развивают ловкость и гибкость, а

чёткие движения и постоянное внимание на мяч, который меняет направление и

движется с невероятной скоростью, развивают вестибулярный аппарат.

3. улучшению работы мозга. Профессор неврологии и психологии Нью-Йоркского

университета Венди Сузуки доказал, что в ходе игры в настольный теннис работают

те части мозга, которые отвечают за движения, мелкую моторику и стратегическое

мышление, а, значит, она способствует развитию двигательных функций,

стратегически важных способностей и долгосрочной памяти.

4. улучшению зрения. Одним из самых полезных упражнений для глаз является

поочередный взгляд на предмет, расположенный рядом с собой и в удалении. В ходе

игры игроку приходится постоянно следить за шариком, который находится то

близко, то далеко. При этом он ещё и движется в разных направлениях. Такая

тренировка для глаз помогает поддерживать отличное зрение. Не случайно,

офтальмологи рекомендуют занятия настольным теннисом людям близоруким и

дальнозорким, пережившим операцию на глазах, а также длительно работающим с

компьютером.

5. развитию самоконтроля. В игре доли секунды решают все. Даже мимолетное

раздражение может привести к поражению. Поэтому игрокам необходимо

выработать у себя умение контролировать свои эмоции на таком уровне, чтобы в

любых ситуациях не терять самообладание.

6. высокой концентрации внимания. Игрок постоянно держит в голове общую

картину игры, счет и возможные техники. При этом он еще непрерывно следит за

мячом, не упуская его из виду даже на долю секунды. А игра идет на невероятной

скорости. Поэтому, чтобы добиться успеха в настольном теннисе, игроку

необходима предельная концентрация внимания.

7. развитию аналитического и оперативного мышления. Игрок в настольный теннис,

как и шахматист, должен продумывать свои действия на несколько ходов вперед.

Но, в отличие от игры в шахматы, в настольном теннисе нет никаких пауз, которые

бы позволяли ему поразмышлять как «поймать» и перехитрить соперника. Решение

этих задач заставляет игрока в быстром темпе мыслить, прогнозировать свои

действия и действия соперника.

8. снятию синдрома хронической усталости, лечению стрессов. В современном

мире человек подвержен стрессам и хронической усталости. Во время игры ему

невозможно думать ни о чем, кроме самой игры. Всем другим мыслям просто

не остается места. После завершения игры под влиянием полученных

положительных эмоций его проблемы уже не кажутся настолько серьезными, а

интенсивная физическая нагрузка способствует снятию напряжения и поднимает

настроение.

Игра в настольный теннис – это недорогое удовольствие, по крайней мере, для

любителя и по сравнению с другими видами спорта. Оборудование (шарик, ракетки

и стол) обходится достаточно недорого, и при этом служит очень долго. Из одежды

предпочтительнее футболка, шорты и кроссовки – то, что можно найти в шкафу

практически любого человека.

Многофункциональность игры в настольный теннис, простота правил, малая

затратность – оборудование (шарик, ракетки и стол) обходится достаточно недорого

и служит долго, одежду (футболка, шорты и кроссовки) можно найти в шкафу

практически любого человека, популярность среди молодёжи, всё это

предопределило проведение мной занятий кружка игры в настольный теннис. Я

разработала представленную ниже дополнительную общеобразовательную

программу, которую реализую в учреждении дополнительного образования детей и

взрослых.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Настольный теннис» (далее –

программа) составлена в соответствии с

Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273-ФЗ;

Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена

распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы

образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №

41);

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом

Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);

Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к

письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и

молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);

уставом учреждения;

Положением о порядке разработки, принятия, утверждения и единых требованиях

к содержанию и оформлению документации, обязательной для ведения педагогами

дополнительного образования.

1.2. Программа является дополнительной общеразвивающей программой

физкультурно-спортивной направленности.

1.3. Программа первого года обучения относится к стартовому уровню сложности

освоения образовательных результатов, второго и третьего – к базовому уровню.

Программа первого года обучения предусматривает освоение учащимися общих

сведений об интересующем их виде деятельности, помощь им в составлении

представления о выбранной деятельности и оценке своих возможностей в её освоении.

Она является переходной к базовой общеразвивающей программе обучения.

Программа второго и третьего года обучения предназначена для учащихся,

имеющих выраженный интерес к её содержанию. Она предполагает возможность

осмысления учащимися имеющегося у них опыта в выбранной деятельности,

углубления теоретических знаний и практических умений, самостоятельного переноса

знаний и умений в новую ситуацию.

1.4. Актуальность данной программы заключается в том, что предусмотренное ею

целенаправленное освоение правил и техники игры в настольный теннис позволяет

развивать общие и прививать предметные учебные умения, формировать

устойчивый интерес к этому виду спорта, ценностные ориентации, направленные на

физическое и духовное совершенствование личности, моральные и волевые

качества.

1.5. Отличительной особенностью программы является её комплексный характер.

Включенные в неё элементы содержания образования, методики и формы

проведения занятий направлены на развитие интереса к спорту и являются

необходимыми и достаточными для реализации поставленной цели. Также

программа даёт возможность учащемуся после её освоения остаться в объединении,

продолжая совершенствовать полученные навыки уже в качестве помощника

педагога.

1.6. Назначение программы:

первого года обучения:

1) дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь им

составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её

освоении;

2) сформировать у учащихся следующие обобщённые умения уровня элементарной

грамотности:

рассказать о конкретном виде деятельности;

выполнять основные действия;

объяснить причины выбора данного вида деятельности.

второго года обучения:

1) дать возможность учащимся осмыслить имеющийся опыт в выбранной деятельности,

углубить теоретические знания и практические умения;

2) сформировать у учащихся не только обобщённые умения уровня элементарной

грамотности, но и следующие обобщённые умения уровня функциональной

грамотности:

систематизировать информацию;

выбрать и совершить самостоятельные необходимые действия для выполнения

задания

довести начатую работу до конца (с помощью педагога);

общаться;

задать вопрос специалисту.

третьего года обучения:

1) дать учащимся возможность для углубленного изучения предмета, со-

вершенствования полученных умений, самостоятельного переноса знаний и умений в

новую ситуацию;

2) сформировать у учащихся кроме обобщённых умений уровней элементарной и

функциональной грамотности, следующие обобщённые умения уровня

предпрофессиональной грамотности:

умение изготовить продукт (изделие) самостоятельно;

умение творчески подойти к собственной работе;

способность найти себе применение в жизни;

уверенность в своих силах и возможностях;

социальная адаптация во внешней среде.

1.7. Цель: формирование потребности у учащихся в здоровом образе жизни,

воспитание сильного, гармонически развитого человека через обучение игре в

теннис.

1.8. Программа является модифицированной. В её основу заложена программа

«Физическая культура» А. П. Матвеева и Т. В. Петрова.

1.9. Исходной теоретической основой программы являются положения о

предоставлении учащимся возможности выбора сферы деятельности в

соответствии с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и

потребностей;

спорте как факторе полноценного развития и укрепления здоровья человека;

развивающих возможностях игровой деятельности.

1.10. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе,

позволяющем более полно приблизить формирование предметных знаний и учебных

умений к индивидуальным физиологическим и психологическим качествам каждого

учащегося.

1.11. Программа построена на технологии дифференцированного подхода,

учитывающего возможности, способности и склонности каждого учащегося.

1.12. Отличительной особенностью программы является её интеграционный

характер, соединяющий специфические особенности курса с общефизической

подготовкой, включающей элементы гимнастики, легкой атлетики, спортивных и

подвижных игр.

1.13. Программа предусматривает формирование у учащихся инвариантных (общих

для всех дополнительных общеразвивающих программ данной направленности) и

специальных (получаемых при освоении данной дополнительной общеразвивающей

программы) предметных знаний и учебных умений. Так как дополнительное

образование детей и взрослых, усиливая вариативную составляющую общего

образования, способствует получению учащимися новых знаний, расширению и

углублению тех знаний, которые они получают в рамках стандарта общего

образования, программа предусматривает формирование у них универсальных

учебных действий.

1.14. Срок реализации программы:

программа рассчитана на три года обучения;

общая продолжительность обучения составляет 648 часов (216 часов в год).

1.15. Режим занятий:

занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 учебных часа продолжительностью 45

минут с перерывом (переменой) между ними 15 минут.

1.16. На освоение программы стартового уровня принимаются все желающие без

предъявления требований к уровню их образования и без вступительных испытаний

(процедур отбора). Оценка готовности к освоению программы осуществляется на

вводном занятии в форме беседы, позволяющей выявить уровень полученных

учащимися знаний в рамках общего образования и осуществлять корректировку и

индивидуализацию процесса её освоения. Учащиеся, освоившие программу

стартового уровня, допускаются к освоению программы базового уровня без оценки

их изначальной готовности к освоению содержания и материала заявленного уровня.

1.17. Возраст учащихся – 9 – 17 лет, с умственной отсталостью – 10 – 18 лет.

1.18. Количество учащихся в группе:

не менее 15 человек;

для детей с разными формами умственной отсталости – не менее 10 человек.

1.19. Формы занятий:

аудиторные учебные занятия, основными формами которых являются

теоретические и практические занятия;

внеаудиторные учебные занятия, основными формами которых являются участие

в спортивных турнирах и соревнованиях.

1.20. Организационная форма обучения – групповые занятия с выраженным

индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего

повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального

участия.

1.21. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал

посещаемости.

1.22. Формы подведения итогов реализации программы: мониторинг участия в

товарищеских встречах и соревнованиях по настольному теннису.

1.23. Программа реализуется по без оценочной системе в очной форме обучения.

1.24. Формы подведения итогов реализации программы:

текущий контроль, осуществляемый в процессе проведения каждого учебного

занятия, направленный на закрепление материала по изучаемой теме и на

формирование учебных умений;

оценка результатов освоения программы проводится педагогом в конце учебного

года по результатам мониторинга участия учащихся в товарищеских встречах и

соревнованиях.

Оценка личностных и мета предметных результатов самостоятельным объектом

оценки результатов образовательной деятельности не является. Они учитываются в

контексте оценки предметных результатов.

1.25. Организация обучения детей с умственной отсталостью осуществляется с

предоставлением следующих специальных условий:

учёт нарушений в сфере отношений, отклонений в познавательной сфере (низкий

уровень развития познавательных интересов, волевых проявлений, трудовой

культуры, неразвитость потребностей, патологического развития характера;

использование коррекционно-развивающих методов и приёмов обучения;

привлечение при необходимости специалистов в области коррекционной

педагогики.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа мяча» для детей старшего дошкольного возраста Данная Программа будет доступна по ссылке: https://drive.google.com/open?id=1bGvoq9NczhJDOK6fsXJ-MAXCOhxgpBJI Программа дополнительного.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового.

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Не играй с огнем» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 11 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Дополнительная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 5–6 лет Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад № 4 Дополнительная общеразвивающая.

Дополнительная общеразвивающая программа по направлению «Декоративная обработка древесины и столярное дело» для детей с ОВЗ Дополнительная общеразвивающая программа по направлению «декоративной обработки древесины и столярного дела» для детей с тяжелыми множественными.

Дополнительная общеразвивающая программа по техническому моделированию для детей 6–7 лет «Умелые ручки» Введение. Дополнительная общеразвивающая программа по техническому моделированию «Умелые ручки» составлена на основе реализации творческих.

Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «Я познаю английский». Блок для детей 4–5 лет Устинова Евгения Михайловна педагог организатор Муниципального бюджетного Дошкольного образовательного учреждения «Детский сад№8.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Осень
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «Настольный теннис» для детей школьного возраста
Опубликовано: 28 декабря 2018 в 14:48
+76Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. Смотр экологических троп на МААМ

Далекие и неизведанные края манят путешественников. Особенно если эти путешественники дошкольного возраста. Педагоги знают, как поощрить увлеченность и любознательность детей, не выходя за пределы...

16 июня. День медицинского работника

Профессия медика – одна из самых важных и востребованных в мире. Каждый из нас периодически обращается к врачам за советом и помощью. Медики сопровождают любого человека от самого момента его рождения, и...

Досуг-развлечение, посвящённый Дню рождения А. С. Пушкина
7. 06. 2019 г. Цель:Продолжать знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина. Задачи:В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В гостях у сказки» с выполнением...
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие,...
Сценарий летнего праздника на улице «Цирк, цирк, цирк!»
Сценарий летнего праздника на улице «Цирк, цирк, цирк! » Под музыку выбегают клоуны Клёпа и Кнопа Клёпа: Холода кочуют где-то, И смеётся детвора: Вот и...