Приложение МААМ

Дополнительная общеразвивающая программа «Игровой калейдоскоп «Умнички»» для детей 3–4 лет

Вера Карабчук
Дополнительная общеразвивающая программа «Игровой калейдоскоп «Умнички»» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №135»

муниципального образования города Братска

Принято

на заседании педагогического совета

«30» августа 2018г.

Протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ

Заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением

«Детский сад общеразвивающего вида №135»

___ Коротаева Е. В.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Игровой калейдоскоп «Умнички»»

для детей 3-4 лет

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Игровой калейдоскоп „Умнички““ для детей 3–4 лет» размещена в разделах

Составитель:

МБДОУ «ДСОВ № 135»

Педагог – психолог I квалификационной категории

Вера Николаевна Карабчук

г. Братск

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи реализации Программы

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

1.4. Методы, приемы терапии на занятиях с детьми

1.5. Общая характеристика программы

1.6. Ожидаемые результаты реализации Программы

1.7. Диагностика результатов обучения детей

1.8. Материально-техническое обеспечение

1.9. Календарно-тематическое планирование

1.10. Список литературы

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Игровой калейдоскоп «Умнички»» имеет психолого - социально - педагогическую направленность, она расширяет возможности детей, удовлетворяет образовательные и соци-окультурные потребности, успешно формирует у детей с ранних лет желание получать новые знания, способствует развитию всех психических процессов.

В занятия кружка «Игровой калейдоскоп «Умнички»» включены: оборудование сенсорной среды, релаксационные упражнения, психогимнастика, игры малой подвижности, этюды на расслабление, арт-терапия и активное использование пособия «Фиолетовый лес».

1.2. Цель программы

Гармонизация внутреннего эмоционального состояния и развитие психических процессов детей посредством специально созданной развивающей предметно-пространственной среды

Задачи программы

Снятие тревожности детей через использование оборудования сенсорной комнаты, различных приемов терапии;

Развитие у детей :

познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, речи.

• эмоциональной отзывчивости;

• коммуникативных навыков.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы :

-учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;

- принцип «не навреди», уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности;

-вариативность содержания и форм проведения занятий;

-систематичность занятий;

1.4. Методы и средства работы педагога - психолога с детьми:

- наблюдение;

- игровые;

-наглядные;

-словесные;

- диагностический;

- ТСО;

Использование приемов терапии на занятиях с детьми:

- музыкальная;

- ароматерапия;

- сказкотерапия;

- песочная терапия;

- арт-терапия.

1.5. Общая характеристика программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Игровой калейдоскоп «Умнички»» включает в себя занятия, построенные в игровой форме, так как на этом этапе развития детей игра является ведущей деятельностью. Все психические процессы: мышление, внимание, память, речь быстрее и легче развиваются у малышей через различные игровые приемы и развивающие игры и упражнения. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с ярким и эстетичным игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает развить сенсорные, математические способности, ориентировку в пространстве, контролирует правильность выполнения действий. Через специально созданные различные игровые ситуации на занятиях, дети успешно познают окружающий мир, делают для себя удивительные открытия, знакомятся с миром эмоций, учатся видеть тех, кто рядом, уступать, активно взаимодействовать друг с другом, проявлять инициативу.

В структуру занятий входит работа с пособием В. Воскобовича «Фиолетовый лес», где на протяжении длительного времени может развиваться интересная сказка. Путешествуя по «Фиолетовому лесу» дети становятся действующими лицами событий, «проживают» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевают вместе с героями препятствия, добиваются успехов. Одновременно малыши знакомятся с новым учебным материалом, учатся отвечать на вопросы, выполнять задания, развивающие детский интеллект.

Сказочные приключения служат стимулом для развития сенсорных и математических способностей, познавательной активности и социализации детей, так как дети данного возраста еще не умеют взаимодействовать друг с другом, уступать, видеть тех, кто рядом, а организованные игровые ситуации на занятиях создают предпосылки к развитию коммуникации. Так же в игре дети быстрее усваивают определённые правила поведения.

Программа «Игровой калейдоскоп «Умнички» рассчитана на детей 3-4 лет.

Форма проведения занятий - групповая (8 детей).

Место проведения: кабинет педагога - психолога.

Программа реализуется в течение 1 учебного года (с октября по апрель) 45 Количество занятий -45.

Занятия проводятся два раза в неделю, (понедельник, пятница, в соответствии с требованиями СанПиН, во второй половине дня.

Длительность одного занятия -15 минут.

Схема построения занятий:

1. Вводная часть:

- приветствие;

- использование оборудования сенсорной комнаты;

- этюды на расслабление, психогимнастика, мышечная релаксация, муз. терапия, светотерапия, аромотерапия, арт - терапия и т. д. (в зависимости от темы занятия).

2. Основная часть:

- Работа по пособию «Фиолетовый лес» В. Воскобовича: сказки, развивающие игры, задания по развитию психических процессов, упражнения;

3. Заключительная часть:

- игры малой подвижности на познание мира чувств, на взаимодействие и коммуникацию;

- подведение итога.

1.6. Ожидаемые результаты

Итогом работы по программе «Игровой калейдоскоп «Умнички»» является гармонизация внутреннего состояния детей, развитие всех психических процессов, подведение к раскрытию способностей познавательной деятельности, а так же предпосылки успешной коммуникации и социализации.

Работу ребенка педагог - психолог оценивает словесно и только положительно.

Способы определения результативности:

- наблюдение за детьми;

- беседы с воспитателями и родителями;

- итоговая диагностика (апрель).

Диагностика развития детей 4 лет позволяет оценить уровень психического развития детей, выявить задержку развития. Диагностика предполагает шесть тестов.

1. Коробка форм. Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.

2. Матрешка 3-х составная. Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно - действенного мышления.

3. Разрезные картинки. Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).

4. Цветные кубики. (Восприятие). Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.

5. Парные картинки. (Внимание, общая осведомленность).

Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.

6. Угадай, чего не стало? (Память).

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.

1.8. Материально-техническое обеспечение

1. Кабинет для занятий;

2. Оборудование:

- материально - техническое оборудование сенсорной комнаты;

- зона для проведения малоподвижных игр;

- компьютер;

- стулья, столы;

- наглядный и игровой материал : пособие «Фиолетовый лес» В. Воскобовича, набор материалов: канцелярия, мелкие игрушки, дополнительные плоскостные фетровые пособия.

Календарно-тематическое планирование

Программа «Игровой калейдоскоп «Умнички» состоит из трех разделов:

Раздел 1. «Волшебная комната»

Цель: снятие детской тревожности через окружающее пространство сенсорной комнаты.

Раздел 2. «В царстве фиолетового леса».

Цель: познавательное развитие детей : сенсорное и математическое.

Раздел 3. «Мир чувств, учимся дружить и видеть тех, кто рядом»

Цель: знакомство детей с миром чувств, коммуникативное развитие.

Раздел 1. «Волшебная комната»

Задачи:

- знакомство с образовательной средой сенсорной комнаты ( четыре стихии: вода, земля, солнце, воздух);

- снятие детской тревожности через терапию: музыкальную, ароматерапию, световую, релаксационные упражнения и т. д.

- развитие умения ориентироваться в понятиях: большой - маленький; высокий - низкий; теплый - холодный; громко - тихо; быстро - медленно; твердый - мягкий.

№. Месяц. Кол - во занятий. Тема занятия

1. октябрь 1. Вводное. «Волшебный мир».

Упражнение на дыхание «Буря в стакане» (снятие тревожности)

Знакомство с сенсорной комнатой и

правилами поведения на занятии

2. октябрь 2. «Волшебная вода»

Пузырьковые колонны с рыбками

Муз. терапия «Звуки океана»

3. октябрь 2 «Согревающий огонь»

Панно «Радуга и солнце»

Светотерапия «Солнышко»

«Большой - маленький огонь»

4. октябрь 2 «Чудо воздух»

Ароматерапия «Мешочки с запахом»

Игра на дыхание «Цветок»

5. ноябрь 2 «Земля - наш дом родной»

Игра «Высокие - низкие гномы»

Игра «По узенькой дорожке»

Мышечная релаксация «Росточек под солнцем»

6. ноябрь 2 «Песенки воды»

Наблюдение за фонтаном

Муз. терапия «Шум дождя»

7. ноябрь 2 «Волшебные огонки»

Муз. терапия «Звуки леса»

Светотерапия «Звездное небо»

8. ноябрь 2 «Чудо - воздух»

Ароматерапия «Ароматизированные палочки»

Игра на поддувание «Не дай упасть перышку»

9. декабрь 2 «Земля - наш дом родной»

Этюд - релаксация «Цветочек»

Д/И «Угадай, что спрятано в мешочах?» (развитие тактильности)

10. декабрь 2 «Волшебная вода»

Муз. терапия «Тибетская музыкальная чаша с водой»

Панно «Подводный мир»

11. декабрь 2 «Согревающий огонь»

Светотерапия «Солнышко»

Муз. терапия «Звуки леса»

12. декабрь 2 «Чудо - воздух»

Игра с поддуванием «Снежинка»

Этюд с элементами пальчиковой гимнастики «Зимняя прогулка»

13. январь 2 «Снежная загадка»

Свойства снега (холодный, белый, мокрый)

Д/И «Теплый – холодный»

Этюд на расслабление «Снег растаял»

14. январь 2 «Земля – наш дом родной»

Песочная терапия. Рисование на песке «Овощи»

Д/И «Угадай на ощупь»

15. февраль 2 «Чудесный огонь»

Игра - релаксация «Солнечный зайчик»

Светотерапия «Разноцветные огни»

16. февраль 2 «Воздушные секреты»

Ароматерапия «Мешочки с запахом»

Игра на поддувание «Не дай упасть перышку»

Д/И «Громко - тихо»

17. февраль 2 «Ледяные чудеса»

Д/И «Твердый – мягкий»

Опыт с сосулькой и снегом

18. февраль 2 «Земля – наш дом родной»

Д/И «Кто в домике живет?»

Игра «Прогулка по кругу, по квадрату, по треугольнику»

19. март 2 «Согревающий огонь»

Наблюдение за солевой лампой и свечой;

Игра – релаксация «Холодно-жарко»

20. март 2 «Волшебная вода»

Муз. терапия «Тёплый дождик»

Упражнение «Мыльные пузыри»

Игра «Пусть встанет тот - на кого я смотрю»

21. март 2 «Чудо - воздух»

Ароматерапия «Палочки»

Игра «Имя шепчет ветерок»

Психогимнастика «Понюхаем цветочек»

22. март 2 «Земля - наш дом родной»

Мышечная релаксация «Утро - вечер»

Упражнение «Муравей»

23. апрель 3 группы Индивидуальная диагностика

Раздел 2. «В царстве фиолетового леса»

Задачи:

- Развитие психических процессов: слухового и зрительного внимания, мышления, памяти, речи, а также развитие наблюдательности; мелкой моторики рук; внимания;

- Развитие сенсорных и математических способностей, умение различать и называть:

- цвета: красный, желтый, зеленый, синий;

- геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, звезда;

- развитие умения делить предметы на две группы по цвету, величине, форме;

- развитие глазомера через умение сравнивать длину путем приложения веревочки к дорожкам;

- различие понятий один – много;

- знакомство с понятием: пара.

№ занятия. Планируемая дата (календарный месяц). Количество часов. Тема занятия.

1. октябрь 1 «Осень в фиолетовом лесу»

2. октябрь 2 «Откуда выпал листик?»

3. ноябрь 2 «Помоги утеплить норки»

4. ноябрь 2 «Один – много»

5. декабрь 2 «Помоги ежикам собрать листочки»

6. декабрь 2 «Разложи листочки (по величине) большие – маленькие»

7. январь 2 «Кто быстрее добежит по тропинке?»

8. февраль 2 «Разложи листочки по цвету»

9. февраль 2 «Угдадай, где спрятались?»

10. март 2 «Что не так?»

11. март 2 «Кто быстрее добежит?»

12. апрель 2 «Мир фигур»

13. апрель 2 «Пара», «Следы»

Раздел 3. «Мир чувств, учимся дружить»

Задачи:

- подведение к пониманию, что чувства есть у всех людей, они наши помощники;

- знакомство с чувствами: радость, грусть, злость, обида, страх…

- развитие коммуникативных навыков: уступать, делиться, видеть тех, кто рядом.

№ занятия. Планируемая дата (календ. месяц).Количество часов. Тема занятия.

1. октябрь 1 Знакомство с чувствами.

Игра «Ласковое имя»

Упражнение «Ладошка – шарик»

2. октябрь 2 «Веселый - грустный»

«Маски настроения»;

Упражнение «У птички болит крылышко - пожалей птичку»

3. октябрь 2 «Веселый – грустный»

Упражнение «Зайчик веселый - грустный»

Упражнение «Листочек падает»

4. ноябрь 2 «Страх – веселье»

Упражнение «Страшный – веселый стульчик»;

Д/И «Чего боялся зайчик?»;

Игра «Ау»

5. ноябрь 2 «Страх – радость»

Упражнение «Пластилинчик»;

Упражнение «Кто, когда радуется и боится?»

6. декабрь 2 «Покажи чувства»

«Покажи чувства язычком»

(язычок радуется, злиться, боится);

Игра «Если «ДА» – похлопай, если «НЕТ» - потопай»

Релаксация «Тихий час для мышат»

7. декабрь 2 «Покажи чувства»

«Покажи чувства руками»

(руки радуются, злятся, боятся);

Упражнение «Карандашик - кисточка»

8. январь 2 «Мир чувств»

«Угадай чувство по картинке»

«Походи как…»испуганные зайчики, злые медведи…

9. февраль 2 «Радость»

Игра «Пальцы – мышки»

Упражнение «Кто как радуется?»

10. февраль 2 «Храбрость»

Упражнение «Мы солдаты»

Игра «Повторяй за мной»

11. март 2 «Радость - любовь»

Игра «У кого больше любимок?»

Игра «Волшебный мешочек»

12. март 2 «Обида»

История «Кто как обижается?»

«Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

«Танец мира»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хлопова А. С. Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным интерактивным оборудованием – «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья». Разработана на основе учебно – методического пособия Жевнерова В. Л. «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья» и практического пособия Титаря А. И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате».

2. Воскобович В. В. Развивающая предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес», ООО «РИВ» 2016 г.

3. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников». Программа групповых занятий с детьми 3-4 лет — М. : Генезис, 2014. —175 с.

4. Интернет: https://www.onln.pro/diagnostika-razvitiya-detej-3-4-let/

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная-дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста Представляю презентацию дополнительной образовательной – дополнительной общеразвивающей программы по робототехнике для детей дошкольного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 4–5 лет «Театр» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр» для детей 4 – 5 лет муниципального автономного.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей от 3 до 5 лет «Пластилинчик» Пояснительная записка В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных.

Дополнительная общеразвивающая программа коррекционной направленности для детей 3–4 лет «Логоритмика для малышей» Пояснительная записка Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога.

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению компьютерной грамоте для дошкольников 6–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Аленка» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского.

Дополнительная общеразвивающая программа по техническому моделированию для детей 6–7 лет «Умелые ручки» Введение. Дополнительная общеразвивающая программа по техническому моделированию «Умелые ручки» составлена на основе реализации творческих.

Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «Я познаю английский». Блок для детей 4–5 лет Устинова Евгения Михайловна педагог организатор Муниципального бюджетного Дошкольного образовательного учреждения «Детский сад№8.

Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга красок» для детей старшей группыДополнительная общеразвивающая программа «Радуга красок» для детей старшей группы Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть.

Дополнительная общеразвивающая программа «Настольный теннис» для детей школьного возраста Кузякина Н. В., педагог дополнительного образования МБУДО «Итатский детско- юношеский центр» Тяжинского муниципального района Кемеровской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «Игровой калейдоскоп «Умнички»» для детей 3–4 лет
Опубликовано: 5 марта 2019 в 08:42
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа «Игровой калейдоскоп «Умнички»» для детей 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Вера Карабчук (УИ 216559) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД