МААМ-картинки

Дополнительная образовательная программа кружка по патриотическому воспитанию и приобщению к традициям Донского края

Мария Горобченко
Дополнительная образовательная программа кружка по патриотическому воспитанию и приобщению к традициям Донского края
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная образовательная программа

кружка «Чадунюшки» по патриотическому воспитанию и приобщению к традициям родного края дошкольников

«Чадунюшки – дети Донского края»

для подготовительной к школе группы

Разработчик: воспитатель

Горобченко Мария Вячеславовна

Иловля 2016 год

Актуальность.

Публикация «Дополнительная образовательная программа кружка по патриотическому воспитанию и приобщению к традициям Донского края» размещена в разделах

Видео: https://www.youtube.com/embed/7xTh66zoGMY
Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и духовности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная среда его жизнедеятельности. Это «малая Родина» : социальная и природная сфера края, станицы, отдельные страницы истории и культуры. Культурные традиции своего народа, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Каждый человек должен знать, понимать и ценить свое прошлое, свою историю малой Родины, так как без прошлого нет будущего. В этом году, я решила познакомить детей глубже с историей казачьего края, нашей станицы. В настоящее время проблема приобщения детей к культуре наших предков не получила достаточного отражения в научных исследованиях. Созданием системы изучения национально — регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении является одним из направлений совершенствования патриотического воспитания маленьких казачат.

Возрождение историко — культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры. В связи с этим особенно остро встает вопрос о необходимости глубокого использования национально — региональных факторов в воспитании детей.

Формирование любви к малой Родине, через ознакомление детей дошкольного возраста с историей, народно-прикладным искусством и фольклором станет эффективнее, если систематически и планомерно осуществлять процесс ознакомления детей с предметами и явлениями окружающей действительности — природой, произведениями искусства, фольклором, историей, традициями, обрядами, народно-прикладным искусством Донских казаков.

Выбрав это направление в своей работе, я преследовала единственную цель: познакомить детей с историей, культурой, традициями, обрядами и фольклором Донского края и своей станицы, поставив перед собой следующие задачи: - Воспитывать добрые чувства и интерес к своей малой Родине.

- Воспитывать желание познавать и возродить лучшие традиции казачества.

- Познакомить с историческим прошлым родного края, станицы на материале архивов, легенд, преданий экспонатов музея, рассказов старожилов.

- Познакомить с культурным наследием Астрахани (языком, фольклором, обычаями, обрядами).

- Знакомство с костюмом Донских казаков.

- Разучить с детьми казачьи песни.

- Познакомить с пословицами, поговорками, загадками казаков.

- Воспитывать желание познавать и возрождать лучше традиции казачества.

Формирование у детей устойчивого интереса к казачьим традициям, обрядам и развитие музыкальных и творческих способностей закрепляется через различные формы народного фольклора.

Собранный материал помогает воспитанию детей в духе родной казачьей культуры, а основой активного участия является совместная творческая деятельность взрослых и детей.

Пока жив казачий фольклор, дети никогда не забудут своего прошлого, своей истории и свои знания передадут своим детям.

Работая в детском саду, я решила, что знакомство с фольклором будет интересно и полезно детям дошкольного возраста. Они должны знать прошлое своего народа.

Дети очень любят петь народные песни. Самая сложная работа – это разучивание песен. Детям очень сложно выговаривать некоторые слова. Поколение меняется, стариков, которые говорят на том или ином диалекте, становится все меньше, дети такую речь слышат реже и поэтому разучивание песен затрудняется, но дети с большим интересом и желанием преодолевают это препятствие, вместе со мной радуются результатам.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна в современной педагогике. Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором и, конечно, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и мощным воспитательным потенциалом. Программа направлена на духовно — нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством и традициями.

Духовно — нравственное становление детей есть важнейшая составляющая развития общества, государства; выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогического коллектива образовательных учреждений составляют основу такой политики.

Организация разнообразных форм работы по духовно – нравственному воспитанию является важнейшим направлением реализации принципов государственной политики России в сфере образования. Программа кружка ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных и региональных традиций и опыта через организацию дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста.

Программа дополнительного образования дошкольного фольклорного кружка составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования Л. О. Тимофеевой, Н. Н. Волоховой, Т. В. Тимофеевой, В. Ф. Князевой, И. В. Богачевой «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края» на основании федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования как сочетание обязательной и вариативной части. Согласно ФГОС ДО.

Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания : уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально — нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение.

Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :

Способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с народным творчеством и традициями на основе приобщения к исторически сложившейся культуре Донского края.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :

- формировать чувство любви к родному краю путем ознакомления с культурно-историческим наследием донского казачества;

- приобщать к духовно-нравственным ценностям своего народа;

- развивать речевую и музыкальную культуру средствами регионального компонента фольклора;

- обучать детским народным играм, воспитывать чувство любви к традиционной культуре средствами детского игрового фольклора;

- создавать условия для творческого развития детей;

- помочь освоить навыки исполнения песен, освоить навыки фланкировки шашкой;

В основе программы лежит системно-деятельный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качества личности, отвечающих задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности и диалога культур;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

- духовно-нравственное развитие и воспитание детей, предусматривающие, принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- сотрудничество со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе различных видов деятельности.

НАПРАВЛЕННОСТЬ:

Программа по реализации этнокультурного казачьего компонента по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализации – годичной.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Программа обусловлена потерей ориентиров в воспитании современного человека: юное поколение не помнит и не знает культуры своего народа; все чаще в поведении детей и подростков наблюдается проявление без духовности, безнравственности. В связи с распространением в современной жизни различных форм агрессии актуальной становится задача воспитания толерантной, духовно-нравственной личности. С другой стороны, в российском обществе отмечается рост национального самосознания, интерес к сохранению и развитию национальной культуры, языка, возрождение народных традиций, возвращение к вере. Программа отвечает современным тенденциям и требованиям, приобщая дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края, способствуя формированию основ духовно-нравственной личности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ :

В доступности для старших дошкольников форме происходит «погружение» в тему. Такой метод дает детям возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог, позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для дошкольников.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ:

Возраст детей участвующих в реализации данной образовательной программы : 6-7 лет.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:

Реализация программы – 1 год.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

Формы организации образовательного процесса, позволяющие включить старших дошкольников в различные виды деятельности по освоению традиционной культуры родного края :

- фронтальные занятия;

- индивидуальные занятия;

- экскурсии;

-беседы;

- самостоятельная деятельность детей в группе и дома;

- совместная деятельность родителей с детьми;

- праздники и развлечения;

- встреча гостей в группе.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:

Занятия проводятся в рамках кружковой работы 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия 30 минут.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Воспитанники будут знать :

- свое имя, отчество, адрес;

- название своего поселка, страны;

- названия распространённых деревьев и кустарников, животных, птиц, некоторых степных растений Донского края;

- особенности общественного уклада, военной и бытовой жизни казаков;

- блюда традиционной казачьей кухни и их ингредиенты;

- детали традиционного казачьего костюма и их символику;

- особенности жилища казаков, внутреннее устройство куреня;

- виды и продукцию казачьих ремесел;

- обряды и традиции, связанные с воспитанием ребенка в казачьей семье;

- имена прославленных казаков;

- пословицы и поговорки о Родине, семье, дружбе, воинской чести и отваге;

- заклички, считалки;

- наиболее важные православные и календарно-обрядовые праздники, их смысл и значение;

- владение фланкировкой шашкой.

- воспитанники будут любить свою семью, дом, улицу, сад в который они ходят, Родину!

План реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

Работа по реализации проекта осуществляется в три этапа:

1 этап – подготовительный

- выбор темы, постановка цели и задач;

- написание перспективного плана;

- знакомство сотрудников и родителей с содержанием проекта;

- сбор литературного материала;

- сбор и изготовление наглядных материалов;

- создание мини-куреня, макета казачьей станицы;

- роспись стены в стиле казачьего края;

- создание демонстративного материала;

- запись фильма на тему казачьи традиции в семье;

- подбор материала для куреня;

- подбор костюмов.

2- этап – основной

Целью основного этапа стало расширение краеведческих представлений, обогащение кругозора детей конкретными сведениями о природе, людях, знакомство с традициями и бытом казаков;

- беседы;

- слушание музыки;

- разучивание песен, стихов;

- рассматривание иллюстраций и картин;

- посещение казачьего уголка;

- разучивание народных казачьих игр;

- дидактические игры;

- работа с родителями.

3- этап – заключительный

- презентация фильма, открытое занятие;

- оформление проектной деятельности;

- подведения итогов, сделать выводы по теме проектной деятельности.

Перспективный план по ознакомлению воспитанников МБДОУ ЦРР–детский сад «Тюльпан»

Месяц Мероприятие Программное содержание

Сентябрь Занятие «Люблю тебя, Мой край Донской».

Экскурсия в историко – краеведческий музей (ДК).

Рисование «Краски родного края» Закреплять знания о родном крае, его достопримечательностях, социальных проектах.

Познакомить детей с историей возникновения казачества, продолжать знакомить с бытом казаков.

Способствовать расширению и закреплению знаний о родном крае. Учить детей, украшать элементами казачьей вышивки силуэтные формы костюмов, располагать узоры: крестики, цветы, ягоды, листочки по краю сарафана, юбки, фартуков, платков.

Октябрь Экскурсия в мини-музей группы №2. Продолжать знакомить с бытом людей живущих в казачьих куренях.

Развивать речь, расширять представления об окружающем мире, обогащать словарный запас.

Ноябрь Занятие праздник «Посиделки на покров».

Развивающие казачьи игры. Дать знания о православных казачьих праздниках. Знакомить детей с казачьей атрибутикой, фольклором. Воспитывать интерес к казачьим традициям.

Воспитывать интерес к народным играм, желание играть в них, воспитывать выдержку, смекалку, творческую выдумку.

Декабрь Написание книги «Чадунюшкины сказки».

Занятия «Рождество Донских казаков». Знакомить детей с традициями, бытом казаков. Развивать речь, учить коллективно, составлять рассказ, сказку. Применять знания о казаках полученные на кружковых занятиях.

Занятие развлечение встреча рождества, ознакомление, что такое колядки, как колядовали казаки, воспитывать любовь к православным праздникам, к своим традициям. Подвижные игры, рождественские забавы.

Январь Беседа «Любимые места отдыха нашей семьи».

Занятие «Традиции в моей семье». Встреча казака Горобченко Богдана.

Закреплять знания о красивых местах нашего края. Внушать чувство гордости за свою семью, свой край, учить интересоваться делами семьи, увлечениями членами семьи.

Прививать уважительное отношение к взрослым, продолжать знакомить с семейными традициями Донских казаков. Подведение итогов, знаний о казачьем народе, семьи и фольклоре. Мастер класс по фланкировке шашкой. Просмотр фильма о традициях казаков в современной семье, встреча с героем фильма. Рассказ Вопленко Д. о донской породе лошадей.

Февраль Занятие «Защитники земли русской».

Утренник, посвященный Дню защитников Отечества Дать детям знания о защитниках Родины с древних времен до наших дней, об особенностях военной службы.

Март Занятие «Очень сильно я люблю маму милую мою».

Занятие «Мамин праздник».

Обрядовый праздник «Масленица». Знакомить детей с творчеством местных творчеством. Воспитывать интерес к творчеству писателей Иловли.

Учить составлять рассказывать о своей маме. Воспитывать уважительное отношение к разным профессиям. Проявлять заботливое отношение к близким.

Знакомить детей с обрядами, праздниками, играми. Продолжать учить соблюдать народные праздники, помогать возрождению обрядов и обычаев наших предков.

Апрель Занятие «Знакомство с гимном Донских казаков».

Занятие «Узнай меня, я рядом».

Занятие «Хлеб - всему голова». При помощи макетов и материалов музея знакомить детей с символикой района и края.

Знакомить с растениями нашей местности. Воспитывать бережное отношение к природе, наглядно показать чабрец, чаепитие с данным чаем.

Воспитывать чувство уважения к труженикам сельского хозяйства, прививать чувство гордости за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб.

Май Экскурсия в конноспортивный клуб «Дончак».

Участие в конноспортивном празднике района «Донская Излучина»

Закреплять знания о казаках, наглядно показать золото Донских казаков, Донскую породу лошадей. Посмотреть казачью джигитовку, обучиться уходу за лошадьми.

Принять участие в большом празднике, учить ответственности, важности полученных знаний, показать приобретенные за год умения на занятиях по вокалу и фланкировке шашкой!

Ожидаемый результат:

• Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей и их родителей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

• Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

• Освоение доступных знаний об истории родного края, быте, культуре и традициях казачества.

Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.

• Совместно с родителями приобщать детей к Донскому наследию.

• Самостоятельно составлять рассказ, сказку, продуктивная деятельность «Чадунюшкины сказки».

• Демонстрационный фильм о семейных традициях в современной казачьей семье «Казаком нужно родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть!»

• Формировать уважительное отношение к своим корням, Родине, краю, детскому саду, дому, семье!

• Поднять уровень конструктивных и благоприятных взаимодействий ДОУ и родителей.

Продукт проектной деятельности:

Оформление мини-курень, стена в группе «казачий край», демонстративный материал фильм о семейных традициях в современной казачьей семье «Казаком нужно родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть!», консультации, костюмы, сценарии, рекомендации, серия иллюстраций, книга «Чадунюшкины сказки».

Презентация проекта:

Плетенные из шпагата сувениры, казачий семейный оберег «солнечный конь». Показ демонстративного фильма «Казаком нужно родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть!» в СОШ Большеивановка для учащихся начальных классов. Передача фильма в Иловлинский краеведческий музей, для показа экскурсиям как демонстративный материал. Выступления на районных праздниках. Участие в проектах ИРОКМО «Донцы».

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 4-характеристика воспитанников 1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития воспитанников старшего дошкольного возраста Социальная ситуация развития. На этапе.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 5. Планируемые результаты 1.2. Планируемые результаты освоения Программы Объясняет экологические зависимости; устанавливает причинно-следственные связи.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа кружка по патриотическому воспитанию и приобщению к традициям Донского края
Опубликовано: 13 октября 2022 в 22:06
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа кружка по патриотическому воспитанию и приобщению к традициям Донского края» (включая файлы) размещена пользователем Мария Горобченко (УИ 748577) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД