Папки-передвижки

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию дошкольников 6–7 лет

Татьяна Ескина
Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию дошкольников 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная образовательная программа

по экологическому

воспитанию дошкольников

Составила: воспитатель Ескина Т. В.

Цель и задачи рабочей программы

Главная цель экологического воспитания – формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края.

Публикация «Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию дошкольников 6–7 лет» размещена в разделах

Задачи:

• дать углубленные знания о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней;

• расширять элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, охране природы;

• развивать познавательный интерес к окружающему миру;

• организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;

• способствовать развитию взаимопонимания и взаимопомощи между детьми, педагогами, родителями, развитию потребности в постоянном саморазвитии экологической культуры;

воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края.

воспитывать гуманистические и эстетические чувства, практическую готовность созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

• Исходя из этого, программа является актуальной и способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

Отличительной особенностью данной программы является её личностно-ориентированная модель образования и предполагает создание дидактических условий для развития интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами физического эксперимента, что расширяет наглядно-образную форму познания в процессе деятельности предметов и объектов, в отличии от понятийной.

Реализация экологического образования в МАДОУ «Детский сад № 57 комбинированного вида» как приоритетного обусловлена рядом причин:

• природное окружение детского сада, предметная развивающая среда МАДОУ, способствуют более полному раскрытию содержания экологического образования;

• эмоциональность дошкольников, их особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического образования в ДОУ.

Рабочая программа по экологическому воспитанию составлена на основе программы экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С. Н. Николаевой, которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Предлагаемая программа написана с учетом региональных условий и адаптирована к условиям работы в МАОУ «Средняя школа «8».

Задачи развития экологических представлений у детей подготовительной группы:

1. Образовательные : Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе, о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

2. Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

3. Воспитательные : Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Подготовительная группа

Знать:

• Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).

• О трёх стадиях развития живых организмов.

• О природно-климатических зонах Земли и Камчатского края.

• Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).

• О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.

• О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.

Иметь представление:

• О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.

• О Солнечной системе и её планетах.

• Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).

• О возникновении жизни на Земле.

Уметь:

• С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.

• Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.

• Объяснять экологические зависимости.

• Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Тематический план в подготовительной группе

Сентябрь

Тема: «Цветущие растения»

Задачи: Закрепить названия 4-5 цветущих растений. Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. Уточнить части растений и их функции. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе

Тема: «Поможем дождевому червю найти дом»

Задачи: Формировать знания: почва как верхний слой земли, представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы. Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы.

Тема: «Наш дом - природа»

Задачи: Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Тема: «Осенние изменения в неживой природе Камчатского края»

Задачи: Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями (день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры). Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе.

Октябрь

Тема: «Лес –многоэтажный дом»

Задачи: Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга. Уточнить: лес как пример сообщества. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе родного края.

Тема: «Кто главный в лесу?»

Задачи: Учить распознавать 5-6 деревьев,

3-4 кустарника Камчатского края. Закрепить, главное звено в лесу – растение. Уточнить последствия уничтожения деревьев. Воспитывать бережное отношение к лесу.

Тема: «Овощи и фрукты на нашем столе»

Задачи: Учить детей принимать посильное участие в труде взрослых: подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне. Знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах забайкальского края.

Тема: «Перелётные птицы»

Задачи: Закреплять и расширять представления о птицах:

дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

Ноябрь

Тема: «Знакомим детей с почвой»

Задачи: Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия. Необходимость охраны почвы.

Тема: «Солнце –большая звезда»

Задачи: Дать представление о Солнце как о звезде.

Уточнить знания о строении солнечной системы. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения.

Тема: «Осень золотая»

Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить детей устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и растений. Развивать все психические процессы, способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать любовь.

Тема: «Красная книга Камчатского края»

Задачи: Продолжать знакомить детей с «Красной книгой», редкими растениями и животными Камчатского края. Уточнять и закреплять правила поведения в природе. Воспитывать любовь, заботу, ответственность за свои поступки и бережное отношение к растениям и животным.

Декабрь

Тема: «Как животные проводят зиму в лесу?»

Задачи: Закрепить значение внешних факторов в жизни животных Камчатского края. Трудные условия жизни в холодный период. Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания, трудные условия жизни в холодный период. Воспитывать любовь и сочувствие к животным.

Тема: «Беседа о зимующих птицах»

Задачи: Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц и умение определять их название по голосам. Развивать все психические процессы, познавательную активность детей, социальные навыки.

Тема: «Круговорот воды в природе» «Это волшебница - вода»

Задачи: Продолжать знакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды. Выявить взаимоотношения воды, снега и льда. Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара. Дать знания об исследованиях воды человеком. Сформировать понимание, что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды.

Январь

Тема: «Что мы знаем о воздухе»

Задачи: Расширить, систематизировать и обобщить знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспер-я, навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окр среде.

Тема: «Камни, песок, глина»

Задачи: Уточнить знания детей: песок –сыпучесть, рыхлость. Глина – плотность, пластичность, вязкость. Отличительные признаки камней. Развивать умение выстраивать гипотезу и сравнивать ее с результатом; познавательные способности. Воспитывать бережное отношение к природе.

Тема: Влаголюбивые, засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые

Задачи: Показать зависимость роста комнатных растений от условий. Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность, аккуратность, самоконтроль,саморегуляцию

Февраль

Тема: «Беседа о зимующих птицах»

Задачи: Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Сезонные изменения в жизни птиц.

Воспитывать любовь и заботу. Обобщение знаний детей о зиме. Показать зависимость всего живого от условий окр. среды.

Тема: «Мой край родной, заповедные места»

Задачи: Формировать знания о заповедниках Камчатского края. Продолжать изучение «Красной книги Камчатского края». Показать необходимость охраны редких видов животных и растений. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Тема: «Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду»

Задачи: Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. Показать зависимость роста растений от условий окружающей среды, болезни и вредители растений Учить детей определению хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявлению недостающих условий, способам ухода, которые могут их восполнить.

Март

Тема: «Особенности жизни зверей весной»

Задачи: Учить замечать особенности жизни зверей весной. Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных.

Тема: «Когда животных в природе становится много или мало»

Задачи: Учить замечать нарушение равновесия в природе. Способствовать формированию понимания взаимосвязи обитателей леса, цепочек питания. Развивать способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу.

Тема: «Сравнение рыб и лягушек»

Задачи: Закреплять представление о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях/маскировка лягушки/, правила поведения в природе. Формировать обобщенное представление: рыбы – водные обитатели, лягушки – и воды и суши.

Апрель

Тема: «Море бывает в беде»

Задачи: Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

Приспособление диких животных к жизни в природных условиях. Показать положительное и отрицательное отношение современного человека с природой. Факты отрицательного воздействия человека на природу. Учить соблюдать правила поведения на водоёмах

Тема: «Планета Земля в опасности»

Задачи: Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться.

Тема: «Беседа о Весне»

Задачи: Учить видеть сезонные изменения в природе. Углубить, уточнить и закрепить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы; о весенних работах на огороде, в саду, в поле. Продолжать учить детей ведению календаря природы на местном уровне.

Май

Тема: «Приборы – помощники»

Задачи: Познакомить с термометром, его устройством: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха. Доступно объяснить о положительной и отрицательной температуре. Познакомить с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, биноклем, телескопом. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками. Воспитывать аккуратность при работе с приборами.

Тема: «Этот удивительный мир насекомых»

Задачи: Уточнить и углубить знания детей о многообразии насекомых. Способствовать формированию знаний о сезонных изменениях в жизни насекомых, о сроках пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары.

Тема: «Забота о здоровье»

Задачи: Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 2-цель и задачи 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель программы «Зернышко» - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 5. Планируемые результаты 1.2. Планируемые результаты освоения Программы Объясняет экологические зависимости; устанавливает причинно-следственные связи.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 6-содержательный раздел II. Содержательный раздел 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка Согласно «Концепции экологического.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 1. Пояснительная записка I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Кружок «Зернышко» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию дошкольников 6–7 лет
Опубликовано: 28 января 2023 в 02:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию дошкольников 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ескина (УИ 1673082) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД