Ольга Гуйванская
Дополнительная образовательная программа по эколого-эстетическому воспитанию «Художница природа»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по эколого- эстетическому воспитанию дошкольников
«Художница природа»
Воспитатель
Гуйванская О. Б.
Пояснительная записка
Современные дети не так часто имеют возможность близкого знакомства с природой. А ведь общение с природой-это основа экологического и эстетического воспитания, которое в наши дни практически во всем мире признано интегрированной основой дошкольного образования. Но даже если взрослые и «выводят» или «вывозят» детей на природу, они не всегда могут организовать детскую деятельность, поддержать естественный познавательный интерес, пробудить эмоции. А как важно показать хрупкость и красоту первого цветка и листика, поддержать восхищение волшебным миром растений в инее, тумане, сумерках…
Публикация «Дополнительная образовательная программа по эколого-эстетическому воспитанию „Художница природа“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Психологи доказали, что даже самые замечательные картины, фотографии не могут дать ребенку полное представление о природе, поскольку ему важно воспринимать ее с помощью всех органов чувств. Вот почему важно объединить наблюдение в природе, экспериментирование, изобразительную, продуктивную, речевую, литературную, театрализованную и музыкальную деятельности.
Существует проблема: многие педагоги концентрируют свои усилия на обучении, считая творчество второстепенным, обучая детей «по образцу» и проверяя их уровень знаний по тестам, исключая творческие задания, которые нельзя оценить однозначно. Происходит навязывание взрослых стереотипов детям. Контакты современных детей с природой ограничены, хотя именно такие контакты являются основой детского творчества и способствуют формированию экологически грамотного поведения.
Эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру успешно формируется у детей дошкольного возраста на основе интеграции художественно-продуктивной и познавательной деятельности, в результате чего происходит амплификация (обогащение) развития личности. Ребенок раскрывает свое представление о мире по личностным (индивидуальным) и культурным (общечеловеческим) смыслам.
Интеграция художественной и познавательной деятельности- это перевод информации из одной образовательной области в другую с «языка» понятий на «язык» художественных образов в целях «рождения» общекультурных и личностных смыслов и построения в сознании ребенка гармоничной картины мира.
Объединение художественно -продуктивной и познавательной деятельности формирует у ребенка основу культурного опыта. Этот опыт позволяет строить в сознании ребенка целостный образ мира.
Интегративный подход все чаще побуждает педагогов вместо традиционных занятий использовать форму образовательных проектов, для которых характерно следующее:
1. Выявление не конкретной темы, а проблемы как способа постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире
2. Презентации результата деятельности, имеющую персональную и социальную значимость (рукотворные игры и игрушки, книжки, альбомы, сувениры, макеты и многое другое).
3. Расширение границ образовательного и реального пространства (походы в музеи, выставки, прогулки и экскурсии, праздники)
4. Вовлечение в проектную деятельность других людей, взрослых (педагогов дополнительного образования, музыкального руководителя, художников и мастеров народного искусства)
5. Обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях.
Основная цель программы «Художница природа» - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески отображать в своих работах полученные знания.
Обучение по программе «Художница природа» поможет ребенку понять, что каждый человек, включая его самого, в той или иной степени ответственен за состояние окружающей среды. И, что более важно, позволяет ему осознать, что ребенок тоже может изменить что-то к лучшему в окружающей среде. Поэтому в программе много внимания уделяется практической деятельности, творчеству и формированию у дошкольников активной позиции. У детей также формируются элементарные навыки по охране окружающей среды. Большое значение уделяется нравственному аспекту: дети учатся уважать природу, понимать ее самоценность, видеть ее уникальную красоту. У них формируются эмоциональное отношение к окружающему миру.
Задачи программы
Образовательные :
• формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдениями, опытами, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т. е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;
• Учить детей воспринимать мир с позиций красоты (эстетика) и добра (этика).
• осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязях;
• формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
• показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
• Повышение интереса к познанию окружающего мира с помощью эстетического образования.
Воспитательные :
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
• воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие:
- Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках, поделках используя различные техники.
- Раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал ребенка.
- Заложить основы культурно-экологического и эстетического сознания как базиса личностной культуры.
-развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
• Расширение кругозора, развитие воображения и эмоциональной сферы;
• Раскрыть три закона красоты: мера, целесообразность, гармония.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
- мастер-классы.
Методы проведения:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- инсценировка сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
• Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- загадывание загадок;
- беседы с элементами диалога;
- обобщающие рассказы воспитателя.
• Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);
- внесение игрушки.
• Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей: рисование, аппликация, лепка.
- сбор и оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Программа состоит из нескольких блоков. Каждый включает образовательный и воспитательный аспект. Содержание каждого блока представлено комплексом взаимосвязанных тем. Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем.
В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода», «Земля»). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим. В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение). Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды, интегрирующий подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др. Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и т. д.
Принципы отбора содержания программы
Содержание экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования. Следовательно, принципы отбора содержания, разработанные для других уровней, должны быть адаптированы, конкретизированы и дополнены новыми, специфическими для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы непрерывного экологического образования — преемственность. В концепции общего экологического образования отмечаются две группы принципов: общепедагогические (гуманизм, научность, систематичность и др., содержание которых углублено и расширено экологической темой, и специфические для этой отрасли образования (прогностичность, интеграция, взаимосвязанное раскрытие глобальных, национальных и краеведческих эко проблем и путей их решения и др.).
Доступность
Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Так, в некоторых работах предлагается знакомить детей с абстрактной и мало понятной для них информацией, например, с такой: «. за один солнечный день 1 га леса поглощает из воздуха около 250 кг углекислого газа, а выделяет 200 кг кислорода». Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Таким образом, из экологического образования дошкольников должны быть исключены научные термины, однако содержание некоторых из них может быть объяснено детям в доступной и привлекательной форме.
Гуманистичность
Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете, и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Реализация принципа гуманистичности особенно хорошо прослеживается, в частности, в образовании дошкольников. Он подразумевает переход с авторитарной модели обучения и воспитания на личностно-ориентированную модель, педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым. Этот момент особо важен для дошкольной педагогики, так как ребенку без помощи взрослого трудно осознать себя партнером в общении с педагогом. программах эколого валеологического направления.
Прогностичность
Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). И. Т. Суравегина относит к данному принципу воспитание у школьников мотивов и потребности заботы о будущем. В дошкольном образовании в силу возрастных особенностей детей прогностичность ограничивается воспитанием привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе
Деятельностность
Деятельностный подход — основа экологического образования дошкольника. Именно поэтому программа подразумевает организацию в дошкольных учреждениях системы видов детской деятельности. Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения по программе, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. Принцип деятельностности в отношениях «ребенок — природа» в дошкольной педагогике традиционно реализуется в процессе ухода за комнатными растениями, животными, работе на огороде. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т. п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично. Принцип деятельностности лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принимать дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Интеграция
Важность этого принципа на дошкольной ступени обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегративным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. Последнее делает реализацию принципа интеграции в дошкольных учреждениях более реальной задачей, чем в школе. Для экологии как науки характерен высокий уровень интеграции: философии, науки, искусства, практической деятельности. На дошкольном уровне это проявляется в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.
Целостность
Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию, отражая, прежде всего, целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с природой. В этом возрасте малыш действительно ощущает себя частью того, что существует вокруг. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода (в отличие от поурочных занятий в школе с преобладанием однопредметного подхода). Наиболее ярко принцип целостности в экологическом образовании отражает холистический подход
Конструктивизм
Конструктивный подход означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или возможность изменения ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести факты успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.
Регионализм
Дошкольное экологическое образование даже больше, чем школьное, должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста. Изучение глобальных проблем — кислотных дождей, утончения озонового слоя, информация о которых иногда включается воспитателями в содержание занятий, представляется нецелесообразным. В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. Регионализм проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего, своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей.
Системность
Материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный» («Основы дошкольной педагогики»). В связи с этим стоит вопрос о принципах отбора и систематизации экологических знаний. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро». Эти положения концепции дошкольной педагогики, разработанной под руководством А. В. Запорожца, актуальны и для экологического образования. Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом. Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи. Принцип системности должен реализовываться через проблемный подход (с этих позиций он тесно связан с принципами интеграции, целостности).
В последнее время появилось такое понятие, как проектная деятельность. Под проектной деятельностью, понимается проекты разные по содержанию, задачам, особенностям, длительности и организационной форме. В данном случае мы рассмотрим эколого- эстетический проект. Он успешно реализует себя только в том случае, если между собой тесно сплести интеллектуальную, поисково-исследовательскую и эстетическую деятельность детей в дошкольном возрасте.
Содержание художественно-продуктивной деятельности в данном проекте планируется таким образом, чтобы дети получили конкретный опыт о Земле, Воде, Воздухе, Солнце и наполняющих их объектах, а так же о правилах поведения человека в окружающем мире его роли изменения этого мира и особенностях отношения к ним.
Для этого дети в проекте рисуют, создают макеты, дидактические игры, ставят театрализованные этюды. У дошкольников возникает потребность общения с результатами собственного творчества, они обыгрывают фигурки, конструкции, сочиняют сказки и рассказы.
Темой эколого-эстетического проекта обычно выступает окружающий природный мир, а проблемой, предложенной детям для самостоятельного открытия –взаимосвязь в окружающем мире и взаимоотношение человека со своим большим домом.
Содержание программы
1. Блок занятий «Я и природа» («Дом под крышей голубой»)
Обучающий компонент. Что такое «природа». Живая и неживая природа. Сравнение «дома-природы» и обычного дома (солнце — лампа, трава в природе — ковер в нашем доме и т. д.). Солнце (источник света и тепла, вода, воздух (ветер, растения, животные, почва как компоненты природы. Человек (ребенок) как часть природы. Взаимосвязь различных компонентов природы (почвы, воды, растений, животных).
Воспитывающий компонент. Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя ее частью, желание как можно чаще общаться с природой.
2. Блок занятий «Вода» («Волшебница-вода»)
Обучающий компонент. Вода в природе : водоемы, осадки (дождь, снег, роса, град, туман и другие). Как образуются реки. Путешествие капельки (знакомство с элементами круговорота воды в природе). Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества (на опытах). Различные состояния воды (твердая, жидкая, пар). Вода в жизни наземных растений, животных (в том числе комнатных растений и животных уголка природы). Водные растения, животные, их приспособленность к жизни в воде и связь между собой. Вода в жизни наземных растений, животных (в том числе комнатных растений и животных уголка природы). Использование воды человеком. Вода в нашем доме. Почему воду нужно беречь. Загрязнение водоемов и его влияние на жизнь животных, растений, человека. Вода и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоемов. Понимание роли животных, растений в поддержании чистоты водоемов и необходимости их охраны. Эстетическая оценка воды в природе (красота реки, капель росы, сверкающего снега). Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков проведения наблюдений за ними.
3. Блок занятий «Воздух» («Воздух-невидимка»)
Обучающий компонент. Воздух вокруг нас. Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Как дышат человек и животные. Свойства воздуха. Ветер — движение воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури. Воздух как среда обитания живых организмов. Летающие животные (птицы, насекомые, звери). Распространение семян растений ветром. Особенности строения таких семян (на примере отдельных растений). Воздух, ветер, человек. Чистый и загрязненный воздух. Растения — «зеленые пылесосы», их роль в поддержании чистоты воздуха. Источники загрязнения: автомобили, заводы, фабрики. Чистый воздух и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Знание источников загрязнения воздуха на своей территории, понимание опасности загрязненного воздуха для здоровья, формирование привычки избегать загрязненных мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов и т. п.). Посадка растений на улицах и в помещении, уход за ними, понимание роли растений в очистке воздуха. Бережное отношение к насекомым, птицам и другим летающим животным. Формирование отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.
4. Блок занятий «Солнце» («Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко») Обучающий компонент. Солнце — большая звезда. Планеты Солнечной системы. Земля — планета жизни. Солнце — источник света. Солнечный лучик. Радуга. Смена дня и ночи. Роль света в жизни растений и животных (на примере комнатных растений и животных уголка природы). Солнце- «художник» (почему листья зеленые). Светолюбивые и теневыносливые растения (на примере растений детского сада). Животные, обитающие в условиях отсутствия или недостатка света (ночные, подземные). Солнце — источник тепла. Температура, термометр. Животные, обитающие в условиях холода и жары, их особенности. Сезонные изменения в природе и в жизни человека. Знакомство с некоторыми особенностями природных зон : тундровой, лесной, пустынной. Роль Солнца в жизни человека. Легенды и сказки о Солнце. Солнце и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Уход за животными уголка природы и комнатными растениями с учетом их обеспеченности светом и теплом. Эмоциональное отношение к солнцу. Красота закатов и восходов солнца, радуги, умение определять «настроение» природы в солнечную и пасмурную погоду. Формирование бережного отношения к растениям и животным. Формирование навыков безопасного для здоровья поведения во время отдыха.
5. Блок занятий «Песок. Глина. Камни» («Что у нас под ногами»)
Обучающий компонент. Свойства песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины (пластичность, вязкость, неспособность пропускать воду). Песок и глина вокруг нас. Песчаные пустыни и их обитатели. Как человек использует песок (строительство, песочные часы и т. п.) и глину (производство посуды, кирпича, дымковская игрушка). Разнообразие камней в природе. Знакомство с коллекцией камней, их отличительные признаки, почему они разные. Камни — орудие труда древних людей. Как человек использует камни (строительство, памятники, укрепления, альпинарии и т. п.) Драгоценные камни и украшения. Как образуются горы. Отчего дымят вулканы. Подземные кладовые (уголь,