Алла Зубкова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по пластилинографии для второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
(базовый уровень обучения)
Пояснительная записка
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по пластилинографии для второй младшей группе» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Одним из способов реализации воспитательной составляющей новых стандартов является организация кружков дополнительного образования. Дополнительно создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей дошкольников.
Программа «Пластилиновое чудо» направлена на развитие индивидуальных творческих способностей дошкольников, что обуславливает ее актуальность в условиях современного образования. Для того чтобы развивать индивидуальные творческие способности у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. И в качестве приоритетной деятельности, на мой взгляд – стала пластилинография. На вопрос почему? Можно ответить просто: во-первых: дети очень любят рисовать, но часто мы встречаемся с трудностями у детей в овладении графомоторных навыков (хочу рисовать, но не умею). Во-вторых: ребят очень привлекает пластилин. Это материал, который можно мять, сворачивать, раскатывать, отщипывать, сплющивать, смешивать с другим материалом. Не только с пластилином, с блестками, крупой, песком. … Все эти движения не только формируют мелкую моторику, но снимают страх, напряжение, позволяют эмоционально разгрузить себя от лишних негативных эмоций. Способствуют возникновению чувства самодостаточности: “Я - творю!”, “Я - создаю!” и вот здесь уже включается важнейший психический процесс – творческое воображение! В-третьих: с помощью пластилина можно “оживлять” и сам рисунок, придавая предметам выпуклую форму. Кроме того, если что-то не получилось, легко убирается. Это не вызывает чувство неудовлетворения и эмоциональной депривации, то есть разочарования в себе.
Основой программы «Волшебные комочки» является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов - увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа «пластилинография» разработана в соответствии с нормативными документами:
-Конвенция о правах ребенка.
- Федеральный закон от29 декабря 2012 года №273 – ФЗ» Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13 «К устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
-Устав МБДОУ «Детский сад №17» ИГОСК
МБДОУ «Детский сад 17» ИГОСК (осуществляют образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числу возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования.
Направленность программы.
В Федеральном законе от 29.12.20112 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» п. 10, статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых»говорится о том, что оно направленно на формирование и развитие творческих способностей детей; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а так же на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а так же выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Актуальность программы данной проблемы обоснована тем, чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, и тем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия.
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Недаром, В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.». Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Художественно – творческая деятельность выполняет также и терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом.
Программа дополнительного образования «Пластилиновое чудо» направлена на развитие ручных умений с раннего детства, развитие творческих способностей, развитие восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, дифференциацию движения пальцев рук.
Все это подготавливает руку ребенка к освоению такого сложного навыка, как письмо, чему способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики.
Отличительные особенности программы:
Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены два любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение. Ведь практически все дети дошкольного и младшего школьного возраста любят рисовать и лепить, но часто стесняются своей неумелости.
Особенностью программы «Пластилиновые чудеса» является еще и то, что даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.
Адресат программы:программа рассчитана на детей 3-4года.
Основным видом познавательной деятельности у детей 3-4 года остается игра. Изменяются ее формы, содержание и уровень сложности. Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей,развивать познавательную активность,наблюдательность,внимание,память,мышление, развивает творческое воображение,образное мышление.
Условия реализации программы
Программа реализуется посредством кружковой работы и направлена на:
- создание эффективной системы выявления и развития способностей, заложенных в ребенке;
- на формирование и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации в творческой деятельности;
- удовлетворение потребностей дошкольников в соответствии с их интересами и запросами родителей (их законных представителей);
- развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности, творческого совершенствования детей дошкольного возраста
Программа составлена на основе традиционных дидактических принципов: доступности, наглядности, связи теории с практикой, от простого к сложному и т. п. Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.
Срок реализации программы и режим занятий:Программа «Пластилиновое чудо» рассчитана на 2 года. Возраст детей 3-4 года, 1-ый год обучения -36 часов, 1 раз в неделю по 1 часу (по СанПиНу длительность занятия 15 минут). Возраст детей 3-4 года, 2-ой год обучения - 36 часов, 1 раз в неделю по 1 часу (по СанПиНу длительность занятия 20 минут) во второй половине дня.
Форма обучения: очная.
Кадровое обеспечение: Программа реализуется воспитателем ДОУ, стаж работы- 25 лет.
Цель программы: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста творческих (в первую очередь способности к реализации замыслов посредством использования изобразительных средств выражения, развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса.
Задачи программы:
Образовательные:
• Знакомить детей с жанром изобразительного искусства пейзажем, посредством пластилинографии.
• Учить детей анализировать форму предмета
• Объяснять связь между пластической формой и способом лепки;
• Совершенствовать технику рельефной лепки (придавливать примазывать, разглаживать границы соединений частей).
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к работе пластилином
• Расширять коммуникативные способностей детей;
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Ожидаемый результат:
2-ой год обучения, базовый уровень
В результате обучения по данной программе дети:
- овладеют основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
- научатся работать на заданном пространстве, будут свободно пользоваться инструментами и материалами, необходимыми для работы с пластилином;
- будут уметь принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
Личностные результаты:
Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
Учебно-тематический план
(2-ой год обучения, базовый уровень)
№ Название тем, разделов Количество часов Формы аттестации/контроля
всего теория практика
1. Входная аттестация 1 1 Мониторинг
2. Растительный мир 10 1 9 готовая работа
3. Животный мир 4 4 готовая работа
4. Текущая аттестация 1 1 тест
5. Рукотворный мир 14 14 готовая работа
6. Космическое пространство 2 1 1 готовая работа
7. Подводное царство 3 1 2 готовая работа
8. Итоговая аттестация 1 1 Выставка работ
Итого: 36 5 31
Содержание программы.
1. Входная аттестация
Теория:Мониторинг
2. Растительный мир
Теория: «Красавица осень»-беседа
Практика:
«Яблочко с листочком»
«Осеннее дерево»
«Листья кружатся,падают в лужицы»
«Ёлочка зелёная»
«Ветка калины»
«Кактус в горшочке»
«Одуванчик»
«Цветущая ветка сирени»
«Ландыши»
3. Животный мир.
Практика:
«Клубочки для котёнка»
«Кто в лесу живёт»
«Ёжик с грибами»
«Разноцветные букашки»
4. Текущая аттестация
5. Рукотворный мир
Практика:
«Волшебный зонтик»
«Чебурашка»
«Кружевная снежинка»
«Ёлочная игрушка»
«Узоры на окне»
«Весёлый снеговик»
«Рукавичка»
«Подарок папе»(кружка)
«Быстрокрылый самолёт»(с элементами аппликации)
«Бусы для мамы»
«Матрёшка»
«Сердечко»
«Цветик-семицветик»
«Салют Победы»
6. Космическое пространство.
Теория: «Что такое космос»
Практика:
«Звёздное небо»
7. Подводное царство
Теория: «Морские обитатели»
Практика:
«Весёлые осьминожки»
«Разноцветные рыбки»
8. Итоговая аттестация
Практика:
Выставка работ
Формы аттестации и оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся следующие виды аттестации:
Виды контроля Формы проведения Сроки
Входной Входная аттестация,
наблюдение, беседа Сентябрь
Текущий Анализ приобретённых навыков, наблюдение Декабрь
Итоговый Итоговая аттестация Май
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Условные обозначения:
1 – низкий уровень;
2 – средний уровень;
3 – высокий уровень.
Высокий уровень – задание понимает полностью, правильно и самостоятельно выполняет.
Средний уровень – задание понимает частично (понимает и выполняет простую инструкцию не в полной мере, справляется при поддержке взрослого.
Низкий уровень– задание не понимает, и выполнить не может.
Материально-техническое обеспечение:
№ наименование количество
1 Пластилин («Луч», «Гамма»)
2 Набор стеков 10 наборов
3 Пластиковая доска 10 штук
4 Скотч
5 Картон (белый и цветной)
6 Набор сюжетных картинок
7 Хлопчатобумажные салфетки
8 Ванночки для разогревания пластилина 5 штук
Основные методы, используемые для реализации программы:
1. Наглядные:
• рассматривание образцов, схем;
• демонстрация иллюстраций по теме занятия;
2. Словесные:
• чтение художественной литературы;
• беседы;
• объяснение и обсуждение хода работы;
• подбор стихотворений, загадок по различным темам.
3. Практические:
• индивидуальная работа детей;
• совместная деятельность взрослого и детей;
• опора на личный опыт детей.
Приложение №1. Календарно-тематический учебный график
2-ой год обучения, базовый уровень
№
п/п Число Месяц Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
1 сентябрь 15:30 групповая 1 Входная аттестация. Групповая комната беседа
2 сентябрь 15:30 групповая 1 «Красавица осень» беседа
3 сентябрь 15:30 групповая 1 «Яблочко с листочком» Групповая комната готовая работа
4 сентябрь 15:30 групповая 1 «Осеннее дерево»
Групповая комната готовая работа
5 октябрь 15:30 групповая 1 «Ёжик с грибами»
Групповая комната готовая работа
6 октябрь 15:30 групповая 1 «Волшебный зонтик»
Групповая комната готовая работа
7 октябрь 15:30 групповая 1 «Чебурашка»
Групповая комната готовая работа
8 октябрь 15:30 групповая 1 «Клубочки для котёнка»
Групповая комната готовая работа
9 ноябрь 15:30 групповая 1 «Кто в лесу живёт» Групповая комната готовая работа
10 ноябрь 15:30 групповая 1 «Листья кружатся,падают в лужицы»
Групповая комната готовая работа
11 ноябрь 15:30 групповая 1 «Морские обитатели» Групповая комната беседа
12 ноябрь 15:30 групповая 1
«Ветка калины» Групповая комната готовая работа
13 ноябрь
15:30 групповая 1 «Сердечко»
Групповая комната готовая работа
14 декабрь 15:30 групповая 1 «Кружевная снежинка»
Групповая комната готовая работа
15 декабрь 15:30 групповая 1 Текущая аттестация Групповая комната тест
16 декабрь 15:30 групповая 1 «Ёлочная игрушка»
Групповая комната беседа
17 декабрь 15:30 групповая 1 «Ёлочка зелёная»
Групповая комната готовая работа
18 январь 15:30 групповая 1 «Узоры на окне»
Групповая комната готовая работа
19 январь 15:30 групповая 1 «Весёлый снеговик»
Групповая комната готовая работа
20 январь 15:30 групповая 1 «Рукавичка»
Групповая комната готовая работа
21 февраль 15:30 групповая 1 «Кактус в горшочке»
Групповая комната готовая работа
22 февраль 15:30 групповая 1 «Разноцветные рыбки» Групповая комната готовая работа
23 февраль 15:30 групповая 1 «Подарок папе»(кружка)
Групповая комната готовая работа
24 февраль 15:30 групповая 1
«Быстрокрылый самолёт»(с элементами аппликации)
Групповая комната готовая работа
25 март 15:30 групповая 1 «Бусы для мамы»
Групповая комната готовая работа
26 март 15:30 групповая 1 «Матрёшка»
Групповая комната готовая работа
27 март 15:30 групповая 1 «Цветик-семицветик»
Групповая комната беседа
28 март 15:30 групповая 1 «Ландыши» Групповая комната готовая работа
29 апрель 15:30 групповая 1 «Что такое космос» Групповая комната беседа
30 апрель 15:30 групповая 1 «Звёздное небо» Групповая комната готовая работа
31 апрель 15:30 групповая 1 «Весёлые осьминожки»
Групповая комната готовая работа
32 апрель 15:30 групповая «Цветущая ветка сирени»
Групповая комната готовая работа
33 май 15:30 групповая «Салют Победы» Групповая комната готовая работа
34 май 15:30 групповая «Одуванчики» Групповая комната готовая работа
35 май 15:30 групповая «Разноцветные букашки» Групповая комната готовая работа
36 май 15:30 групповая Итоговая аттестация Групповая комната Выставка работ
Итого 36