Нажия Азисова
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебная бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебная бумага
Нажия Азисова.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Волшебная бумага"
Возраст обучаемых: 3-4 года.
Срок реализации: 1 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебная бумага» ориентирована на развитие у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности „Волшебная бумага“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Актуальность программы обозначена необходимостью создания благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и интересами.
Программа предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Программа направлена на развитие образных представлений, интереса к некоторым физическим закономерностям (эксперементирование с цветом, использование светотени и контраста яркости, на познание свойств различных материалов и овладение разнообразными способами практических действий с ними, становление созидательного отношения к окружающему.
Программа обусловлена современными требованиями дошкольного образования и потенциалом образовательного учреждения.
Нормативная документация
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ министерства образования и науки Российской федерации от 29.08.2013 № 1008 г. Москвы «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам;
• СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
• Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
• Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 04.09.14 №1726-Р.
Цель: развивать творческий потенциал каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой.
Задачи:
Образовательные:
• формировать представление о многообразии изобразительных средств, материалов, их сочетание на основе творческого преобразования;
• развивать умение работать с определённым материалом: бумагой;
• формировать у детей способности к построению собственных замыслов;
• учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика»(обрывание,сминание,скатывание в комок)
• Обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру,плотность, цвет бумаги)
• содействовать формированию эстетического отношения к окружающему миру средствами практической целесообразной деятельности;
Развивающие:
• Развитие мелкой моторики, координации движений рук,глазомер;
• развивать умение планировать этапы создания продукта деятельности; определять последовательность выполнения плана; достигать поставленные цели; (развивать навык определения и применения оптимальных способов и приёмов работы с определённым материалом);
• развивать художественный вкус при поиске и создании творческого продукта;
• развитие речевых навыков;
• развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства;
• развивать самостоятельную творческую деятельность детей на основе использования эталонов, схем, алгоритмов.
Воспитательные:
• воспитывать чувства партнёрства по отношению к сверстникам и взрослым в процессе совместной деятельности.
Организация.
Программа «Волшебная бумага» предназначена для детей 3-4 лет. Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня, в группе. Продолжительность 15 минут.
Календарный учебный график. Образовательная деятельность проводится с 1 октября по 31 мая в режиме пятидневной рабочей недели. Всего 36 недель.
Структура.
Процесс занятия делится на 3 части:
1. Вводная часть — организационный момент, беседа с детьми Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи, художественное слово. Именно в водной части происходит мотивация детей.
2) Основная часть - объяснение, показ, руководство процессом выполнения работы - беседа с детьми, рассматривание, обследование, анализ изображаемого (натуры, образца, напоминание об увиденном ранее,
3) заключительная часть — рефлексия, просмотр и оценка детских работ.
Основопологающие принципы программы:
• Принцип полноты и целостности художественно- эстетического развития детей;
• Принцип сравнений.
• Принцип последовательности;
• Принцип системности;
• Принцип интеграции;
• Принцип развивающего обучения;
• Принцип динамичности;
• Принцип выбора;
• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.
Методические приемы.
1. Предварительная работа : игры с мелким однородным материалом.
2. Словесный метод (беседа, рассказ)
3. Обследование и рассматривание предмета.
4. Наглядный: показ приемов обрывания, сминания,скатывания в комок бумаги, выкладывания и наклеивания.
5. Репродуктивный (воспитанники воспроизводят полученные знания)
4. Совет, напоминание, помощь. исправление ошибок.
5. Анализ в игровой форме.
«Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, а в частности аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника:
- Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно - волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.
- Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
- Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей.
Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
В настоящее время я склоняюсь к обучению детей нетрадиционным техникам аппликации.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате реализации программы воспитанники будут знать и уметь:
Уметь:
-передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
- овладевать основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия.
-подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре,цвету)
Знать:
-некоторые виды нетрадиционных изобразительных техник;
-основные приемы работы в технике «бумагопластика». -о различных материалах, их свойствах и технологии изготовления поделок из них.
Октябрь 1. Осенние листочки.
Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).
2. Ковер из листьев.
Продолжать учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки, приклеивать их к листу бумаги А4,создавая разноцветный ковер.
3. Дождик, дождик – кап, кап.
Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа. Зонтик,1/2 белого картона, цветная бумага (оттенки синего) клей, кисти, салфетки.
4. А жираф-то наш каков: шарф связал из облаков. Упражнять в умении выполнять аппликацию способом обрывания бумаги.
Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Воспитывать интерес к животному миру. Изображение жирафа без пятен, иллюстрация, бумага коричневого цвета, клей, кисти.
5. Яблоки в корзине.
Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсоматорики.
6. Яблоки для ежика
Продолжать знакомить детей с техникой аппликации - сминанием бумаги.
Упражнять в умении путем сминания придавать бумаге (салфетке) соответствующую форму.
Формировать умение видеть целостный образ.
7. Ветка рябины (коллективная работа).
Учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.
8. Ветка рябины (коллективная работа).
Воспитывать желание доделать коллективную работу и доводить начатое дело до конца. Бумажные салфетки,клейкисти, салфетки
Ноябрь 1. Конфетки. Знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону;
2. Угощение для кукол.
Продолжать учить мять бумагу,скатывать из нее комочки, приклеивать их к силуэту. Развивать чувство композиции, воспитывать аккуратность. Бумага ярких цветов, силуэты кухонной посуды,клей.
3. Мороженное в вафельном стаканчике.
Учить последовательно выполнять работу:, скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг другу, развивать цветовое восприятие. 4. Лакомство для друга.
Продолжать учить скатывать салфетки в комочек, приклеивать их близко друг другу. Воспитывать заботливое отношение к друзьям, желание их порадовать. И
5. Толстые животики.
Учить детей формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте основы; аккуратно закрашивать, не выходя за контур карандашом.
6. Смешные бегемотики.
Продолжать учить формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Воспитывать интерес к животному миру.
7. Петушок-золотой гребешок (коллективная работа).
Учить комкать и скатывать в жгутики полоски от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). тонированного листа ватмана с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки.
8. Петушок-золотой гребешок (коллективная работа).
Продолжать учить комкать и скатывать в жгутики полоски от бумажных салфеток (техника бумагоплпстика).Развивать чувство композиции, воспитывать аккуратность.
Декабрь 1. Сугробы, снег на деревьях
(коллективная работа)
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю,пространственное освоение листа, развитие воображения.
2. Сугробы, снег на деревьях
(коллективная работа)
Продолжать учиться действовать сообща. Воспитывать интерес к зимним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость. тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, салфетки
3. Мы слепили снеговика (коллективная работа) Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска.
4. Мы слепили снеговика (коллективная работа)
Продолжать закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска. формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
Картинка с изображением снеговика, картина с предыдущего занятия,
5. Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки
Учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качеств. Воспитывать интерес к аппликации
6. Теплые варежки.
Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки. Воспитывать интерес к зимним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость.
7. Новогодняя елочка.
Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников, с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим. альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров, двусторонняя бумага ярких цветов (фантики), клей, кисти, салфетки
8. Ну- ка, ёлочка, светлей заблести огнями!
Упражнять в умении складывать квадраты пополам, совмещая противоположные углы. Вызвать радость от предстоящих праздников.
Январь 1. Зайка беленький сидит
(коллективная работа) Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми.
2. Подарок для зверят.
Продолжать учить скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Воспитывать дружеские отношения
Силуэт морковки.
3. На полянку на лужок тихо падает снежок
(коллективная работа)
Учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца.
4. На полянку на лужок тихо падает снежок
(коллективная работа)
Продолжать скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и наклеивать их.
5. Покормим птичек.
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации..
6. Снегири, снегири, как осколочки зари.
Формировать умение работать с крупой и клеем. Закрепить умение располагать изображение на всём листе. Развивать мелкую моторику.
Февраль 1. Котенок
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Формировать интерес и заботливое отношение к домашним животным.
2. Котенок по имени «Гав».
Упражнять в наклеивании готовых деталей на объемную основу; в умении обрывать кусочки бумаги.
Воспитывать умение радоваться общему делу.
3. Кудрявый барашек.
Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой..
4. У овечки шелковис-тые колечки
Научить работать с клеем и ватой. Развивать умение планировать ход выполнения работы. Картон, трафарет, клей, кисть, вата.
5. Игрушки.
Учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам
6. Пирамидка,неваляшка
Продолжать скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из шариков, закрепить основные цвета. 7. Летят самолеты
(коллективная работа)
Учить составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Правильно располагать предмет на панно (в виде российскогофлага). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму.
8. Летят самолеты
(коллективная работа)
Продолжать создавать коллективную работу. Учить начатое дело доводить до конца.
Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату.
Март 1. Цветы в подарок маме
(коллективная работа)
Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет).в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.
2. Корзина с цветами.
Упражнять в умении скручивать бумагу в жгутики по спирали. Закреплять навыки приклеивания жгутика по кругу. Развивать мелкую моторику, глазомер. Воспитывать доброжелательность, уважение к интересам товарищей.
3. Смотрит солнышко в окошко.
Учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.
4. Солнышко лучистое (коллективная работа) Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями.
Воспитывать доброжелательность, уважение к интересам товарищей. тонированного листа ватмана желтые бумажные салфетки, клей, кисти, салфетки.
5. Пудели играют в мячики.
Упражнять в умении обрывания кусочков салфеток и скатывании их в комочки.
Развивать умение находить место своей работы на общем фоне.
6. Одуван-чик одуванчик, носит жёлтый сарафанчик
Закреплять умение изготавливать цветок из сложенных в несколько раз салфеток; создавать выразительный образ из знакомых предметов. Развивать мелкую моторику.
Формировать умение видеть целостный образ.
7. Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки
(коллективная работа.) Учить аккуратно
и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в
клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие.
8. Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки
(коллективная работа.) Продолжать учить аккуратно
и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в
клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах.
Апрель 1. Облака – белогривые лошадки Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания; (внутри контура).
2. Летят, летят дождинки, не выйдешь из ворот. Продолжать учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща.
3. Белые кораблики
(коллективная работа) Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой
4. Я кораблик смастерил, по воде его пустил. Продолжать учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать. заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки.
5. Веселый клоун.
Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца.
6. Погляди-те, там и тут маки красные цветут! Упражнять в умении создавать красивые цветы из гофрированной бумаги. Воспитывать интерес к объектам живой природы. Гофрированная бумага красного, зелёного цветов, силуэт- шаблон лепестка, палочка (для стебля, ножницы, клей.
7. Колобок -румяный бок
Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета. Бабушка (кукольный театр) ширма, желтая двухсторонняя бумага, желтые салфетки, картон круглой формы, глаза, рот нос для колобка, клей ПВА.
8. Лягушка- квакушка улыбка до ушей Закрепить умение изготавливать поделку из бумаги и картона. Вызвать желание к творческому оформлению поделки. Развивать внимание, усидчивость. Цветная бумага и картон,
фломастеры, клей.
Май 1. Праздничный салют
(коллективная работа)
Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма. Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА
2. Этот праздник со слезами на глазах…
Развивать умение скручивать жгутик из салфетки, сворачивая их спиралькой, для получения розочки. Воспитывать уважение и благодарность к ветеранам; чувство гордости за российский народ, победивший врага. Лист формата А3, салфетки
розового, красного, зелёного цвета, клей, иллюстрации.
3. Божья коровка-лети на небко
Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Игрушка божья коровка, альбомного листа,
красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки
4. У Божьей коровки рубашка – пятнашка Продолжать скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым. Игрушка божья коровка, альбомного листа,
красные бу мажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки
5. Гусеница. Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки,
6. Раз ромашка, два ромашка… Закреплять умение составлять цветы из полосок бумаги.
Развивать согласованность в работе глаз и рук.
Воспитывать аккуратность, интерес к объектам живой природы. Открытки с ромашками, образец, полоски белого цвета, круги
желтого цвета для сердцевины,
круги для основы цветка. Для
фона - круглая или овальная
«клумба» из плотной бумаги.
7. Одуванчик.
Учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики) тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисточки, салфетки.
8. Одуванчики в траве
(коллективная работа) Продолжать учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики) Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща. тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисточки, салфетки.
Список литературы.
1. Макарова Н. Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.
2. Макарова Н. Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
3. Гришина Н. Н, Анистратова А. А. Поделки из кусочков бумаги – М. ,Оникс, 2009 г.
4. Невилько Н. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1
5. Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.
6. 3. Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010.