Анна Канцевич
Дополнительная общеразвивающая программа «Давайте поиграем» для детей от 3 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Давайте поиграем» (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и на основе авторских методик Б. П. Никитина, З. А. Михайловой, Столяра, З. А. Серовой, технологии ТИРЗ, Л. Д. Комаровой «Как работать с палочками Кюизенера», М. Фидлер «Математика уже в детском саду», Е. А. Носовой «логика и математика в детском саду». Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Но дело не в «многознании». Гораздо важнее выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности – умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также заботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Проблемой последних лет стало снижение уровня развития внимания, памяти у детей дошкольного возраста. Поэтому в основе программы лежит идея о том, чтобы каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом поможет обеспечить развитие познавательных процессов.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Давайте поиграем“ для детей от 3 до 7 лет» размещена в разделах
Программа состоит из целевого, содержательного и организационного разделов. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, отличительные особенности, цели, задачи, принципы построения программы, планируемый результат. Содержательный раздел включает в себя задачи работы с детьми от 3 до 7 лет, учебно-тематический план, приемы и методы работы с детьми, описание интеграции с другими образовательными областями и взаимодействие с родителями воспитанников. Организационный раздел содержит описание организации образовательной деятельности и условий реализации программы.
Программа не дублирует содержание основой образовательной программы дошкольного образования, отвечает возрастным особенностям детей.
Срок реализации программы 4 года.
Направленность и отличительные особенности программы «Давайте поиграем»
Программа отвечает современным задачам подготовки дошкольника к школе, ее актуальность заключается в глубоком, планомерном развитии памяти, воображения, логического мышления. Деятельностный подход позволяет эффективно решать задачи умственного развития, формировать осознанное отношение к реализации решений умственных и логических задач.
Новизна программы состоит в приемах умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификации, аналогии) на основе использования современных развивающих методик. Программа составлена на основе традиционных дидактических принципов: доступности, наглядности, связи теории с практикой, от простого к сложному, которые отражены в дошкольной педагогике.
Программа продумана с учетом живого развития, в основе которого находится литературное произведение (сказка или рассказ и пр., проходящее тематически через каждое последующее занятие. В данной программе ребенок не просто пассивный слушатель, а активный участник действия.
В процессе занятий в кружке «Давайте поиграем», ребенок имеет возможности творческой самореализации с помощью дидактических игр.
Цели и задачи программы «Давайте поиграем»
Главной целью программы является идея последовательного формирования навыков нестандартных решений с детьми, а также обучение детей нестандартными дидактическими средствами.
Задачи программы «Давайте поиграем» :
1. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.
2. Развивать навыки классификации, развитие математического мышления
3. Развивать пространственные представления, познавательных способностей.
4. Развивать умение и знания, необходимые для самостоятельного решения задач.
5. Воспитывать самостоятельность, настойчивость, инициативу в достижении цели.
6. Совершенствовать познавательные процессы, мыслительные операции.
7. Развивать творческие способности, воображение, \фантазию, способности к моделированию и конструированию.
8. Развивать и совершенствовать психические процессы, связанные с речевой деятельностью.
9. Развитие гибкости интеллектуальной деятельности.
Основные принципы построения программы «Давайте поиграем»
Главным принципом построения программы является обучение и воспитание детей без принуждения, а именно – через наиболее привлекательную и доступную форму деятельности для ребенка – через игру. Использование дидактических игр даёт широкие возможности решения эмоциональных, коммуникативных задач, а также помогает ребенку развивать свои способности.
Программа :
*соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
*соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
*обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач;
*предполагает построение образовательного процесса на адектватных возрасту формах работы с детьми;
*основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
*строится с учетом соблюдения преемственности между возрастными дошкольными группами.
Планируемые результаты освоения программы
Первый год обучения (3-4 года)
Сформирован начальный интерес к развивающим играм
Сформировано математическое мышление в соответствии с возрастом детей
Развита способность к элементарному анализу и синтезу, развит\о пространственное мышление и воображение
Расширен и активирован словарный запас, развита диалоговая речь
Скоординирована мелкая моторика рук
Умение ориентироваться на плоскости, в пространстве, относительно себя
Умение работать самостоятельно, в коллективе, оказывая друг другу помощь
Второй год обучения (4-5 лет)
Сформирован интерес к развивающим играм
Сформированы представления о математических понятиях в соответствии с возрастом ребенка
Сформированы навыки оперировать свойствами (обобщать, классифицировать, сравнивать объекты)
Развиты способности комбинаторного мышления, моделирования
Развито умение видоизменять составленную фигуру, находить новые пути решения
Развито умение свободно владеть счетом, ответ на вопрос «Сколько?» не вызывает затруднений
Усвоены элементы художественного конструирования
Дети самостоятельно умеют придумывать простейшие узоры, составлять объемные фигуры
Развита диалоговая и связная речь в соответствии с возрастом детей, умение придумывать и фантазировать невероятные истории, что является следствием развития фантазии
Третий год обучения (5-6 лет)
Сформирован интерес к развивающим играм
Дети учатся делать самостоятельные выводы
Применять способы умственных действий: сравнения, моделирования, конструирования
Умеют слаженно работать в коллективе
Имеют интерес к придумыванию детьми игр
Проявляют творчество, смекалку
Формируется умение оперировать полученными знаниями
Обогащается детский словарный запас, а также правильность связной речи
Расширяется у детей представление об окружающем мире
Дети к концу года умеют работать в паре, придумывать рассказы и сказки к продукатм своей деятельности
Четвертый год обучения (6-7 лет)
Сформирован устойчивый интерес у развивающим играм
Дети умеют пользоваться словесно-логическим мышление, обосновывая свои суждения
Применяют умственные действия: анализ, синтез, обобщения, сравнения, моделирования, конструирования
Умеют работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, контролировать свои действия
Развиваются творческие способности, которые помогают развитию мышления, внимания
Могут оперировать обобщением, преобразованием, словом и описательным рассказам
Обогащается детский потенциальны словарь умением связной речи, опорой на речевой опыт ребенка в развивающих играх
Развитие фантазии дошкольников
Расширяются представления об окружающем мире