Николаева Оксана Валерьевна
Дополнительная общеразвивающая программа коррекционной направленности «Дружные ребята»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа коррекционной направленности
срок реализации образовательной программы
5 месяцев- с января по май 2017 года
Николаева Оксана Валерьевна, учитель-дефектолог
г. Волхов 187401,Ленинградская область, Южный Бульвар, д. 5,кв. 64
Пояснительная записка. Дополнительная общеразвивающая программа коррекционной направленности «Дружные ребята» разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа коррекционной направленности „Дружные ребята“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р,
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
При разработке дополнительной общеразвивающей программы коррекционной направленности были использованы материалы :
1 Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. «Мяч и речь»;
2 Кирьянова Р. А. «Комплексная диагностика»;
3 Комарова Т. С. и Соломенникова О. А. «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу»;
4 Полякова М. Н «Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе».
5 Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика»;
6 упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьёвой, Н. В. Клюевой, Л. В. Константиновой, Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоппелем
7 книга Сиротюк А. Л. «Трудный ребёнок»
8 Стрельникова А. Н. Система оздоровительной дыхательной гимнастики (элементы)
9 Материалы КПК при ЛОИРО 2016 кпн Войлоковой Е. Ф.
Цель дополнительной общеразвивающей программы «Дружные ребята»:- Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку
- Изменение психологического микроклимата в семье
- Создание положительной мотивации на успех
- Коррекция негативных форм поведения
Задачи дополнительной общеразвивающей программы коррекционной направленности «Дружные ребята»:
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном развитии с учётом возрастных и индивидуальных особенности детей
- формирование и развитие творческих способностей воспитанников;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья дошкольников;
- обеспечение духовно-нравственного воспитания;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития
- социализацию и адаптацию детей к жизни в обществе;
Так как формирование школьной готовности детей с ЗПР предусматривает: разработку коррекционной программы на основе комплексной диагностики "зоны актуального развития" ребёнка; пошаговое коррекционное воздействие на интеллектуальную, эмоционально волевую, мотивационную, коммуникативную сферу личности; тесное взаимодействие развития интеллектуальной и социальной компетентности ребёнка, то, соблюдая принципы адаптивно-образовательной системы, а именно:
- активность на занятиях, предусматривающая необходимость собственной деятельности детей в содружестве с одним из членов семьи, которому ребёнок доверяет;
- систематичность, предполагающая строгую последовательность и усложнение циклов упражнений, - можно предположить наличие результативности, положительной динамики в решении данной проблемы.
Воспитание ребенка с СДВГ предъявляет особые требования к родителям, что приводит к:
- развитию родительского стресса,
- переутомлению,
- чувству бессилия,
- и, в некоторых случаях, агрессии по отношению к ребенку.
Поэтому данная Программа и представляется необходимой как поддержка родителей и детей с СДВГ, направленная на нормализацию эмоционального состояния родителя, его ребёнка и развитие навыков эффективного родительского поведения. Новизна данной Программы представлена системой упражнений, направленных на развитие всех анализаторов. Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа 6 -8 лет. Минимальный возраст детей для зачисления на обучение 5 лет 6 мес.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы коррекционной направленности «Дружные ребята» - январь 2017 года - май 2017 года. Программа была успешно реализована, дети выпущены в школу.
Учебно-тематическое планирование
Тема - Количество часов
1. Вводное занятие(«Не все умеют расслабляться!»)- 1час
2 Освоение и закрепление позы покоя. - 1час
3 Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. - 1час
4 Развитие навыков взаимодействия и двигательного контроля. - 1час
5 Развитие навыков двигательного контроля. - 1час
6. Развитие концентрации внимания и навыков удержания программы. - 1 час
7 Развитие навыков взаимодействия со сверстниками. - 1 час
8 Развитие межполушарного взаимодействия, двигательного контроля. - 1 час
9. Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы. - 1 час
10. Развитие концентрации внимания- 1 час
11. Развитие межполушарного взаимодействия-. 1 час
12. Развитие двигательного контроля, элиминация импульсивности- 1 час
13. Развитие произвольной регуляции. - 1 час
14. Развитие двигательного контроля и навыков взаимодействия. - 1 час
15Элиминация агрессии и импульсивности. - 1 час
16. Развитие концентрации внимания. - 1 час
17. Развитие навыков совместной деятельности и двигательного контроля, элиминация импульсивности. - 1 час
18. Формирование тактильных ощущений, элиминация агрессии- 1 час
Всего: 18 часов
Общая характеристика программыКоррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей, работающих с гиперактивными детьми.
Программа состоит из 18 занятий. При соблюдении режима проведения - 1 занятия в неделю, цикл рассчитан на 5 месяцев. Время проведения – 30-40 минут.
Оптимальное число участников группы – 4-6 человек, возраст – 6-8 лет при активном участии взрослого члена семьи или другого родственника (брата, бабушки) Занятия могут проходить индивидуально. В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции СДВГ.
Структура занятия1 растяжка – 4-5 минут;
2 дыхательное упражнение – 3-4 минуты;
3 глазодвигательное упражнение – 3-4 минуты;
4 упражнения для развития мелкой моторики рук - 8 минут;
5 функциональные упражнения (развитие внимания произвольности, самоконтроля, коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии – до 15 минут;
6 релаксация – 4-5 минут.
Описание и назначение основных компонентов программы. Методические рекомендации к проведению занятий
1 Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции.
2 Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка, негативно сказывается на общем ходе его развития.
3 Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах.
Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода, и также быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются.
РастяжкаРегуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям (цефало-каудальный закон, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног (проксимодистальный закон).
Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.
Дыхательные упражненияОтработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха.
Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения.
Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения.
Упражнения для развития мелкой моторикиКоррекционные движения пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.
Развитие выразительных движений ребенка как средства самовыражения и общения влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для развития.
В результате выполнения этих упражнений дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить.
Функциональные упражнения - развитие внимания, произвольности и самоконтроля;
Гиперактивному ребенку невозможно быть одновременно внимательным, неимпульсивным и спокойным, поэтому работу следует проводить поэтапно, начиная с одной отдельной функции:
Когда будут достигнуты устойчивые положительные результаты по развитию одной функции, можно переходить к развитию одновременно двух функций, а затем и трех.
Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности к построению собственной программы.
Коммуникативные упражнения целесообразно проводить в три этапа:
Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.
Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру - способности чувствовать, понимать и принимать его.
Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.
Визуализация - в упражнениях используются зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и другие образы.
Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга.
Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.
Релаксация проводится как в начале занятия с целью настройки, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта
Рефлексия ребенком ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятия осуществляется поэтапно, и является частью единого процесса.
1 этап - интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений).
2 этап - интеграция в движении (невербальный компонент).
3 этап - обсуждение (вербальный компонент)
Дополнительная информацияЧто учесть педагогам и родителям
Система наказаний и поощрений - необходимое условие любого коррекционного процесса. Разрабатывается всей группой в начале занятий
Наказанием может служить выбывание из игры на «скамью запасных», лишение роли лидера и т. д.
В качестве поощрений могут служить различные призы, выбор любимой музыки для сопровождения занятий, ведущая роль в игре и т. д.
Гиперактивные дети
- не могут длительное время подчиняться групповым правилам,
- не умеют выслушивать и выполнять инструкции,
- быстро утомляются.
Рекомендуется начинать работу с ними с индивидуальных занятий, поэтапно включая их в групповую деятельность.
Кроме того, для каждого ребенка необходимы индивидуальная стратегия и тактика взаимодействия.
Специальные приемы в работе с детьми с СДВГОсуществление гиперактивным ребенком контроля за другими детьми (дежурный на занятии, ведущий в игре, помощник инструктора и т. д.).
Использование часов на занятиях и осуществление контроля гиперактивным ребенком за временем (хранитель времени).
Использование ритмов с большими паузами или ритмичной музыки.
Следует помнить, что возможности компенсации когнитивных и поведенческих нарушений существенно oграничиваются при отсутствии понимания родителями причин и проявлений этих нарушений. Коррекционно-развивающая работа наиболее эффективна при участии родителей в проведении занятий в группе и дома.
Дополнительные приемы, которыми могут воспользоваться родителиРитмирование правого полушария - занятия ритмикой, хореографией, лыжами, теннисом, верховой ездой.
Активизация работы стволовых отделов головного мозга - плавание, ныряние, прыжки на батуте, дыхательная гимнастика.
Развитие межполушарного взаимодействия - восточные единоборства (особенно ушу-таолу, кинезиологические упражнения, вязание.
Снятие импульсивности и гиперактивности - упражнения с песком, водой и глиной; контрастный душ, обливания.
Развитие устойчивости внимания (длительная сортировка и нанизывание бусинок и др).
Структура каждого занятия включает в себя упражнения: по растяжке,
дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения,
упражнения для развития мелкой моторики рук,
функциональные упражнения (развитие внимания произвольности, самоконтроля, коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии, релаксация. Содержание занятий педагог выстраивает самостоятельно, воспользовавшись специальной литературой (см. Программу,собственным опытом, индивидуальным подходом к группе воспитанников.