Анжелика Соседкова
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Робототехника»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Современное общество предъявляет к качеству образования детей дошкольного и школьного возраста особые требования. Меры, принимаемые государством, находят свое отражение в нормативных документах. Политика государства и принимаемые законы направленны на развитие технического творчества детей, начиная с дошкольного возраста. Поскольку возраст 3-7 лет является сенситивным для усвоения многих компетенций, деятельность по конструированию и робототехнике не является исключением. Именно в этом возрасте форма игры является основным видом деятельности, где дети знакомятся с программированием, особенностями конструктивных и алгоритмических действий. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности будущего школьника, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. С помощью конструирования и программирования в игровой деятельности ребенку помогаем решить комплекс задач. Эти задачи даются ребенку даются в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности заданий в конструировании позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируется только исполнительные черты.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности „Робототехника“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Робототехника. Программы дополнительного образования
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
Большинство такого рода игр с образовательными конструкторами не исчерпываются предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т. е. заниматься творческой деятельностью.
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Поэтому Lego позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умения в совместной деятельности высказывать свои предложения, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, группы.
Актуальность робототехники значима в свете реализации ФГОС ДО, так как:
- являются средством для интеллектуального развития дошкольников;
- осуществляются в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
- поддерживают инициативу детей;
- позволяют педагогу построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- приобщают детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
- формируют познавательные интересы и познавательные действия ребенка в
различных видах деятельности; развивают первоначальные навыки программирования;
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социальноактивной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Образовательная робототехника – это вид моделирующей творческой продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок может с ними справиться.
Робототехника предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления робототехнической моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Дети получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Актуальность программы заключается в следующем:
- востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том
числе в естественнонаучном направлении;
- отсутствие методического обеспечения формирования основ технического
творчества у дошкольников, навыков начального программирования;
- формирует предпосылок инженерного мышления;
-необходимость ранней пропедевтики научно – технической профессиональной ориентации в связи с особенностями градообразующих предприятий региона: внедрение наукоёмких технологий, автоматизация производства, недостаток квалифицированных специалистов.
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1. 1. Принципы и подходы к формированию и реализации программы :
Программа направлена на формирование общечеловеческих ценностей дошкольника, его всестороннее развитие, в том числе развитие творческих конструкторских способностей и интегративных качеств, в основе которых заложено гуманно- личностное отношение к ребенку.
Содержание программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в ФГОС ДО.
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество с семьей, обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей;
10) сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
11) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
12) уважение личности ребенка;
13) реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка.
Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования.
Нормативная база, на основе которой создана программа :
• ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
• Примерная основная образовательная программа ДО
• Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
• Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»
• Пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» 2.4.1.2660-10
• Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»
• Письмо Министерства образования России от 09.08.2000 №237-23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»
1.1.2. Цель, задачи программы
Цель программы : способствовать развитию познавательной активности к техническому творчеству, приобретению первичных технических умений посредством образовательных конструкторов.
Задачи:
1. Создать условия для развития конструктивной деятельности и технического творчества детей 6-7 лет.
2. Создать условия для организации самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей и взрослых.
3. Формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств.
4. Приобщать к научно – техническому творчеству : развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел.
5. Развивать умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать образ объекта.
6. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с необходимыми для конструирования инструментами и приспособлениями.
7. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
8. Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
9. Содействовать развитию мышления: овладению обобщенными способами конструирования и самостоятельному их использованию.
10. Развивать поисковую деятельность, творчество, интеллектуальную инициативу.
11. Способствовать развитию динамических пространственных представлений: умение мысленно изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей.
12. Формировать основы алгоритмического мышления.
1.2. Планируемый результат
Подготовительная к школе группа 6-7 лет.
- ребенок распознает детали конструктора независимо от их пространственного положения, располагает, группирует по цвету, величине, форме, строению, размерам;
-ребенок проявляет повышенный интерес к разнообразным заданиям и сооружениям, проявляется желание передавать их особенности в конструктивной деятельности;
- ребенок способен видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение;
- ребенок анализирует форму конструкции в целом и отдельных ее частей; воссоздает сложные по форме модели из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению;
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок самостоятельно находит отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании;
- ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо- технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;
-ребенок знает различные способы крепления;
-ребенок способен создать различные модели по рисунку, по словесной инструкции, по собственному замыслу с использованием образовательного конструктора;
- ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора; умеет корректировать конструкции;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с Lego- конструктором;
- ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;
- ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
- демонстрирует технические возможности роботов, создает программы на компьютере для различных роботов с помощью педагога и запускает их самостоятельно;
-ребенок способен различать и называть детали конструктора, названия пиктограмм в программной среде, свободно оперирует ими в речи;
-ребенок различает назначение датчиков, электронных устройств конструктора;
-ребенок способен самостоятельно создавать динамические модели и программировать их в среде Lego WeDo в соответствии с условием или собственным замыслом.
Формы подведения итогов освоения детьми программы по образовательной робототехнике :
-выставки;
-конструирование собственных моделей на основе предыдущей основы;
-участие в конкурсах по робототехнике.
1.3. Особенности организации развивающей предметно- развивающей среды.
Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Развивающая предметно-пространственная среда:
1) Содержательно - насыщенная – соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами.
2) Трансформируемая – изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональная – возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;
4) Вариативная среда – это наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающий свободный выбор детей и периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступная среда - включает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасная предметно-пространственная среда соответствует всем элементам требований по обеспечению надежности и безопасности их использования.
II. Содержательный раздел
2.1. Характеристика особенностей развития детей для разработки и реализации рабочей программы
Подготовительная к школе группа (6 - 7 лет)
Познавательное развитие.
Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ.
Создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Сравнение природных и искусственных систем. Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами.
Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков.
Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.
Социально – коммуникативное развитие.
Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, совместно обучаться в рамках одной группы. Подготовка и проведение демонстрации модели. Становление самостоятельности: распределять обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, создавать модели реальных объектов и процессов, видеть реальный результат своей работы.
Речевое развитие.
Общение в устной форме с использованием специальных терминов. Использование интервью, чтобы получить информацию и составить схему рассказа. Написание сценария с диалогами с помощью моделей. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами при помощи моделирования. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей.
2.2. Особенности организации образовательного процесса
Использование в обучении современных образовательных конструкторов, позволяет детям удовлетворить естественное любопытство и любознательность, потребность в игре и в новых впечатлениях, стремление познать мир, свойства предметов и их взаимодействие в статике и в динамике, познать мир руками. Благодаря конструктивной деятельности ребенок быстро совершенствует навыки и умения, развивается умственно и эстетически.
Общий объем учебной нагрузки деятельности детей дошкольного возраста соответствует требованиям СанПиН.
Наполняемость групп в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
Образовательный процесс организуется в соответствии с индивидуальными учебными планами/рабочими программами (модули) курсов/дисциплин, которые входят в состав программы (ФЗ № 273, ст. 2, п. 9; ст. 47, п. 5). в объединениях по интересам, сформированных в группы воспитанников одного возраста, являющиеся основным составом объединения (кружка, секции, студии и т. д., а также индивидуально (п. 7 Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»). Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения (п. 9 Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008)
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
Группа детского сада Продолжительность занятий Количество занятий в неделю Общее количество часов в год*
Подготовительная к школе (6 – 7 л.) 30 1 32
Форма обучения: очная.
Занятия по конструктивно-модельной деятельности с использованием образовательных конструкторов, проводится по подгруппам 6-10 человек.
Формы работы:
-фронтальная;
-индивидуальная;
-подгрупповая.
Организация образовательного процесса осуществляется в трех формах:
1) совместная образовательная деятельность педагога и детей:
-обучающие занятия;
-творческие проекты;
-образовательные ситуации;
-дидактические игры;
-решение проблемных ситуаций;
-наблюдение;
-экспериментирование;
-беседы;
-обсуждение;
-рассматривание объектов, обследование;
-виртуальные путешествия;
-рассказы;
-рассматривание фотографий, иллюстраций, схем;
-конкурсы, соревнования.
2) самостоятельная деятельность детей:
-дидактические игры;
-решение проблемных ситуаций;
-наблюдение;
-экспериментирование;
-рассматривание фотографий, иллюстраций, схем, конструкций, моделей, чертежей.
3) образовательная деятельность в семье:
-ситуативное обучение;
-упражнения;
-просмотр видео;
-чтение литературы;
-рассматривание объектов, конструкций;
-обследование предметов;
-домашнее экспериментирование;
-совместное техническое творчество, конструирование.
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы