Надежда Дашиева
Программа дополнительного образования для детей старшей группы. Кружок «Малая Родина — Култук»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, сегодня является одной из наиболее актуальных.
О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования.
Публикация «Программа дополнительного образования для детей старшей группы, Кружок „Малая Родина — Култук“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Об актуальности патриотического воспитания и изучения родного края детей дошкольного возраста указывал еще Я. А. Каменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет…». Его идею поддерживали Ж. -Ж. Руссо, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка- дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами посёлка, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к родному посёлку.
Знакомство с родным домом, с улицей где проходит детство, с посёлком начинается с детского сада. Современное ДОУ представляет собой социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей — одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного посёлка, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к малой Родине.
В нашем детском саду этой проблеме мы уделяем серьезное внимание. Задачи нравственно-патриотического воспитания решаются во всех видах образовательной деятельности, играх, труде, быту.
Цель дополнительного образования - ознакомление дошкольников с историей, культурой и бытом поселка, знакомство с природой родного края - Прибайкалья.
Для раскрытия цели поставлены задачи:
- Познакомить дошкольников с родным краем – Прибайкалье, малой родиной – поселок Култук, с историей, культурой и бытом сельских жителей в прошлые годы.
- Познакомить детей с людьми живущими в посёлке.
- Познакомить с Сибирскими писателями и поэтами, художниками, их произведениями.
- Развивать интерес, любознательность к предметам старины.
- Обогащать речь детей образными выражениями малых форм фольклора.
- Формировать уважение к историческому прошлому села.
- Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.
Формы организации детей :
1. Групповая
2. Подгрупповая
Учебно- тематический план занятий для 5-6 лет
Месяц Тема Задачи Форма работы Длительность, мин.
Октябрь
1-2 неделя 1. Поездка в Школьный музей.
2. Составление и просмотр фотоотчета о путешествии в музей. Познакомить детей с историей Култука, предметами старины, убранством жилья людей, с трудом наших земляков Экскурсия.
Беседа с детьми. 20- 25 мин.
3-4 неделя 1. Создание альбома «Вот, моя деревня, вот мой дом родной»
2. Рисование красками «Дом в котором я живу»
Оформление стенда в группе «Мой поселок» Знать адрес, название своей улицы и других улиц поселка. Работа в уголке творчества. 20мин.
Ноябрь
1-2неделя 1. Посиделки «Как наши бабушки и дедушки отдыхали после уборки урожая»
2. Разучивание народных игр Знакомство с фольклором, народными играми. Приобщение детей к культуре родного края.
Праздник
Малоподвижные игры (с использованием народной музыки)
20-30мин
3-4неделя 1. Просмотр презентации и коллективная работа (ХЭД)
«Красота и особенности сибирской природы»
Знакомство с природой родного края, ее особенностями поздней осенью.
Познакомить детей с техникой торцевания, продолжаем развивать творческое восприятие. ХЭД 20мин
Декабрь
1-2 неделя 1. «Твои люди, поселок»
Просмотр фотографий,
иллюстраций, вырезок из газет.
Развитие интереса, любознательности, кругозора детей. Умение составлять небольшие рассказы, истории о своей семье. Воспитывать уважение к традициям в семье. Беседа, рассматривание материалов. 20мин
3-4 неделя 1. Просмотр презентации «Лёд на Байкале»
2. Опыты с снегом, льдом, водой.
3. Рисование «Байкал» Знакомство с природой родного края, особенностями нашего региона.
Развивать любознательность, знакомить с свойствами воды, льда, снега. Исследовательская деятельность.
ХЭД. 20мин
Январь
3-4 неделя 1. Просмотр презентации «Мой посёлок»
«С чего начинается Родина» Развитие интереса, любознательности к месту где живёт семья, где ребенок делает свои первые шаги.
Беседа, составление рассказов, заучивание стихов, чтение произведений Сибирских писателей, поэтов.
Слушание музыки.
20мин
Февраль
1-2 неделя 1.«Путешествие по Байкалу».
Т. Долбунова «Байкальская сказка».
О. Татарникова. «Ветры Байкала».
Продолжать
знакомить с писателями нашего региона и их произведениями.
С/Р игра 20мин
3-4неделя
1. Заучивание стихов, песен о родном крае.
2. Встреча с жителями п. Култук. Развивать творческие способности, умение выразительно рассказывать стихи о природе, красоте родных просторов. Литературный театрализованный праздник (по произведениям сибирских писателей) 25-30мин
Март
1-2неделя 1. «Фольклор» : мифы, сказки, загадки, потешки.
«Русская изба»
Обогащать речь детей образными выражениями малых форм фольклора Театрализованное представления с использованием фольклора. 20мин
3-4 неделя
1. Альбомы «Народные игрушки»
Умение передавать элементы росписи народного промысла Беседа: «Игрушки моей бабушки»
ХЭД (рисование)
«Игрушки из прошлого» 20мин
Апрель
1-2 неделя 1. Посещение музея в городе Слюдянка «Им. Жигалова»
2. Составление и просмотр фотоотчета о путешествии в музей. Познакомить детей с минералами. Экскурсия.
Беседа: «Чем богата природа Прибайкалья» 25-30мин
3-4 неделя 1. Путешествие в страну «Мраморных гор»
2. Презентация «Русский старообрядческий
(семейский) комплекс. Знакомим с историей Прибайкальских районов. С/Р игра 20мин
Май 1-2
Неделя 1. «Военное прошлое поселка»
2. Памятник войнам ВОВ
Познакомить детей с ветеранами тыла ВОВ. Развитие творческих способностей, уважение к истории ВОВ Встреча с ветеранами ВОВ.
ХЭД (аппликация, конструирование)
Экскурсия к памятнику войнам ВОВ
20-25мин
Май 3-4 неделя. Итог года Мониторинг
Литература: С. Гольдфарб «Путешествие в страну мраморных гор»
В. Пуляев «Исторические летописи на берегу Байкала»
Г. Галазий «Байкал»
МОИНРФ ГОУ ВПО «Восточно – Сибирская академия образования» : «Путешествие по Байкалу»
Т. Долбунова «Байкальские сказки, загадки»
В. Демин «Родовое гнездо»
М. Колечкин «Стихи о малой Родине»
Т. Шорыгина «Наша Родина – Россия»
МКИМК Республика Бурятия «Этнографический музей народов Забайкалья»
Презентации: